Философия реализма
Возникновение реализма берет начало еще в Средние века, при жизни древнегреческого философа Платона и других мыслителей прошлых лет. В то время философы были увлечены вопросом, касающимся реальности существования и проблем универсалий.
Универсалия – термин, обозначающий общие понятия. Существует масса примеров, например, одежда, животные или растения – это обобщенные понятия, среди которых выделяют группы и подгруппы. Учитывая ответ на вопрос о реальности их существования, выделяют несколько направлений:
· Реализм, который отвечает за реальное существование универсалий.
· Номинализм, в котором понятия являются всего лишь именами.
· Концептуализм, в котором познание и восприятие проявляется совместно с опытом, но не исходит от него.
Приверженцы реализма в период средневековья делили учение на 2 вида:
1. Крайний реализм. Согласно учению Платона, универсалии, которые находятся в мире, ограниченном для сознания человека, создают предметы. Если излагать простым языком, то некая сила из высшего мира вдохнула жизнь в дерево, выросшее у вас возле дома.
2. Умеренный. Этот вид учения был ориентирован на идеи Аристотеля, утверждая, что универсалии хранят в себе основу, иначе оболочку того или иного предмета. Известный умеренный реалист из Италии – Фома Аквинский, выдвинувший основные тезисы учения.
Согласно предположениям философа, универсалии существуют в 3-х образах:
· прообраз, иначе, как образ будущего;
· реальная сущность;
· представление, другими словами ментальная образность вещей или предметов.
Согласно философии реализма, весь материальный мир в целом существует независимо от восприятия или сознания человека.
Развитие реализма в литературе и живописи
Реализм в искусстве – это не просто стиль, а полное преобразование его видов, отображающая внутриличностные конфликты и комплексы противоречий в обществе.
Впервые о реализме заговорили во Франции в 20-е годы XIX века. Вначале его характеризовали как подражание действительности с присутствием некой вульгарщины. В ту эпоху такой подход к новому виду искусства вызвал негативные эмоции, ведь творчество не должно вызывать неприязнь, а нести только добро и радость.
По истечении 20-ти лет общество смирилось с тем, что реализм существует как самостоятельное направление, и перестали связывать его с чем-то скандальным и безобразным. Стало понятно, что приверженцы реализма пытаются донести миру реальность в том виде, какая она есть, без «маски», словами современной молодежи – без фотошопа. Очередной уровень, свидетельствующий о положительном сдвиге нового направления в искусстве, произошел в 1850-е годы, когда в столице Франции прошла художественная выставка известного живописца-реалиста Гюстава Курбе. На выставке были представлены многочисленные картины, вызвавшие неодобрение общества. Современники обозвали художника социалистом, предателем, смешавшего идеалы искусства с грязью.
Литература прошлой эпохи также славилась писателями реалистами, имеющими нестандартный подход к написанию литературных произведений. Друг живописца Гюстава Курбе, которого звали Шанфлери – первый из писателей, назвавших себя реалистом. Он впервые дал новому направлению определение, назвав его конкретным художественным методом. По версии Шанфлери и его последователей, реализм основан на прямолинейности и искренности, полном отказе от копирования и подражания.
Русский реализм как литературное направление
Реализм в литературе – это правдивое отношение к действительности, отображаемое в художественном произведении. Черты реализма были замечены в текстах, написанных писателями еще в эпоху Возрождения и Просвещения, но ведущим направлением новый стиль стал только во второй половине 19 века.
Основными чертами реалистичного направления в литературе и искусстве являются:
· объективный взгляд автора на те или иные вещи, которые он описывает в произведении;
· твердая авторская позиция;
· типичность нравов при безусловной индивидуальности персонажей;
· стандартные ситуации, типичные конфликты и противостояния, например, простого люда и интеллигенции;
· акцентирование внимания на психологической характеристике главных героев;
· внимание к деталям с соблюдением их точности и достоверности;
· неопределенность авторского отношения к героям произведения;
· акцентирование внимания на важности проблем определенной личности или общества в целом;
· простота языка, приближенная к живой человеческой речи;
· анализ закономерностей социальных явлений и законов;
· использование оборотов и средств речи для полноты раскрытия характера персонажа.
К жанрам реализма относятся:
· роман;
· рассказ;
· повесть.
Границы между этими произведениями со временем становятся размытыми. Согласно мнению ученых и литераторов XIX века, первым реалистичным романом в России стал «Евгений Онегин», автором которого являлся А. С. Пушкин. Произведения других писателей, написанные в эту же эпоху, вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.
Реализм как стиль в живописи
В 19 веке живопись, представленная в реалистичном стиле, затронула многие жанры, включая портреты, натюрморты и пейзажи. Излюбленными тематиками живописцев-реалистов были сцены из обыденной жизни сельских и городских жителей, моменты из жизни молодежи, проводящей время в развлекательных заведениях и на улице. Миссией реалистов было максимально точно и правдоподобно передать некоторые мгновения из жизни простых людей, подчеркнув их внешние особенности, испытуемые в этот момент чувства и переживания. Картины и портреты, на которых было изображено лицо и тело человека, наполнены эмоциями и естественными ощущениями.
Начало развития реализма пришлось на вторую половину 19 века, о нем узнали во Франции, в Италии, США и России. Доминирующий жанр нового направления – пейзажный. Художники активно стремились передать правдоподобный мир и все, что окружает человека вокруг. По мнению живописцев, именно сельские пейзажи максимально точно отражали «живую» Францию. Художники этой эпохи изображали на своих картинах реальных людей, а не вымышленных персонажей, они не стремились к идеализации мира, а передавали лишь реальные ситуации из жизни, в которых отсутствовала наигранность и ложь.
Знаменитыми представителями стиля реализм в 19 веке были такие личности:
· Жан-Франсуа Милле;
· Гюстав Курбе;
· Илья Репин (Россия).
Период конца XIX – начала XX вв. вынудил живописцев-реалистов пересмотреть свои взгляды на суть и скрытый смысл изобразительного искусства. Политические события и неурядицы, происходящие в мире, дали толчок для создания других тем работ и открытия новых школ художественного искусства.
Основными направлениями реализма в живописи того периода стали:
· Веризм. Период зарождения в Италии – конец 19 – начало 20-го в. Художники писали картины, достоверно и максимально точно передающие природные явления и объекты окружающей среды.
· Прецизионизм. Период развития в Америке – 20-е годы XX в. Художники США работали над созданием городских пейзажей и ландшафтов, используя в работе футуристические и кубические элементы. Выдающиеся представители того времени – Чарльз Шиллер, Чарльз Демут.
· Социальный. Направление, возникшее в Америке в 1920–1930-е годы XX в. Художники этого периода сосредотачивали свое внимание на вопросах общественности и социальной стороны жизни.
· Социалистический. Развитие происходило в России в 1925 – 1935 гг. Соцреализм представлял собой основное художественное направление в СССР, его концепцией было прославление образа жизни советских граждан и акцентирование внимания на их трудовом энтузиазме.
· Фотореализм. Период возникновения 1960-1970-е годы. Это подвид реализма характеризуется как техника творчества, максимально правдоподобно передающая реальность, основанная на копировании фотоснимков.
· Гиперреализм. Приходится на период с 1990 до 2000-х годов. Произведения художников, написанные в этом стиле, ошеломляют своей правдоподобностью, и больше похожи на фотографии.
· Магический. Направление реализма, представляющее собой течение в европейском и американском искусстве и литературе XX века. Произведения и картины этого стиля включают фантастические элементы совместно с реалистическими приемами повествования.
Развитие реализма практически во всех уголках мира сыграло важную роль в искусстве. Это направление, не имеющее конкретных истоков живописи или философии, здесь каждый подвид имеет свои особенности и смысл.
Особенности стиля «Высокого возрождения»
Для стиля реализм характерна искренность, правдивость, объективное отражение действительности со всеми ее противоречиями и парадоксами. Художники эпохи Возрождения, идущие по пути реалистического мировоззрения, стремились к научному обоснованию природных явлений и законов природы, установлению взаимосвязи с наукой и искусством в целом.
Живописцы 19 века, считавшие себя реалистами, занимались активным изучением памятных и знаменательных мест античного искусства. Обращаясь к точным наукам, они искали научно-обоснованные ответы на свои вопросы. Их картины пронизаны ясностью, преклонением перед красотой реальной, а не искаженной действительности. До настоящего времени искусство эпохи Возрождения – это неисчерпаемый источник мудрости и высочайшего мастерства.
Картины современных художников-реалистов представлены в новом свете, в них отображаются новые связи с действительностью, новые решения и средства для самовыражения.
Как купить картину в стиле реализм у нас
«Русская Антикварная Галерея» предлагает вниманию ценителей искусства многочисленные картины в стиле реализм от лучших современных художников-реалистов России. С нашим каталогом можно ознакомиться на официальном сайте либо посетить магазин, чтобы оценить творчество живописцев вживую.
Антикварный магазин предлагает вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.