Искусствоведы считают, что сцены охоты наскальной живописи можно рассматривать как первое проявление спортивной темы в искусстве. Но первобытные люди занимались спортом, чтобы выжить, и это искусство считается не результатом эстетической необходимости, а потребностью передачи знаний.

Концепция современного спорта зародилась в Древней Греции. Забота о физическом развитии возникает как средство поиска идеала физического и морального совершенства. Близость между этими двумя направлениями очевидна в самой природе Олимпийских игр. Художники тех времен заботились об изображении физической и моральной силы, большая часть работ представляет именно спортсменов.

С открытием в Афинах I Олимпиады современного мира (1896 г.), спорт переживает новый бум. Для авангарда он является признаком современности, возвышенной скорости и движения. С укреплением кубизма спорт приобретает известность благодаря работам всемирно известных художников, жанр занимает все большую долю живописи.

Ранние цивилизации

В Древнем Египте спорт занимал важную часть жизни. Это отражено в многочисленных свидетельствах: украшениях гробниц, стенах пирамид, сосудах и т.д. Фаворитами были борьба, фехтование и легкая атлетика среди мужчин, а также танцы, акробатические игры с мячом и плавание среди женщин. Хотя практиковались и многие другие: тяжелая атлетика, рыбалка, гребля, прыжки в длину и т.д.

Стрельба из лука и охота были развлечением для высших классов общества. Примером этого являются настенные росписи гробницы Хнумхотепа, которые датируются примерно 1900 годом до нашей эры. В них он замечен на охоте и рыбалке.

На Крите во втором тысячелетии до нашей эры центральным образом в искусстве были игры с быком. Бокс и танцы также запечатлены в настенных росписях, но несут больше не спортивный, а ритуальный характер.

В Древней Греции спорт считался чем-то жизненно важным, долгом гражданина, необходимым для формирования личности. Обнаженное тело атлета – центральная тема греческой скульптуры. Мастера представляли тело в позах, демонстрирующих всю энергию движения. Очарованные извилистостью форм человеческого тела, они достигли феноменального мастерства в знании анатомии на классическом этапе. Греки внесли в скульптуру понятие пропорции, идеализма и чистой красоты форм. Что касается живописи, жанр представлен преимущественно в виде росписи керамики. Художественное оформление амфор, тарелок и сосудов отображало сцены эллинских спортивных соревнований.

В Древнем Риме спорт воспринимался как публичное зрелище и инструмент для манипулирования массами. Археологи обнаружили немало мозаики и фресок, которые отображают сцены гладиаторских боев и гонок на колесницах.

Средневековье

В Средние века все виды физической практики оставлены, доктрина Церкви дискредитирует все, что связано с физической активностью, потому что она связана с материальным аспектом личности. В приоритете была душа, а тело не должно получать ни плотских удовольствий, ни пользы от физических упражнений. Церковь пыталась приостановить и отменить все спортивные игры и практики, поскольку считала их греховными.

Оставались лишь турниры и охота. Но фактически, это были активности, позволяющие заполнить досуг между воинственными конфликтами. Участники этих действ – аристократы в роскошных одеждах.

Значимой работой тех пор считают гобелен Байе. Созданный в 1077-1082 гг., он отображает, в числе прочих, сцену охоты. В церковных рукописях охота также была представлена, но в этом случае с критической точки зрения – считалось, что она развязывает насилие. Поэтому на полях библейских рукописей 12 и 13 веков появляется сатира: обезьяны, которые охотятся, или люди, на которых нападают зайцы.

Средневековые турниры были великим зрелищем, представляли собой ценную выставку и составляли целое общественно-политическое событие. Они были не просто вооруженным состязанием, а главным развлечением средневековых рыцарей и трамплином для достижения власти и славы. Первый турнир был проведен в 1066 году по призыву короля Франции, и с тех пор стал любимым видом спорта Средневековья. Эти мероприятия отражены в миниатюрах и фресках.

Эпоха Возрождения

Во времена Ренессанса на первый план выходят гуманистические идеи, влияние Церкви ослабевает. Охота все еще предназначена для короля и его дворян, при этом появляются альтернативные виды активности: теннис, фехтование, конный спорт, фигурное катание, гольф.

Эти сцены можно увидеть на картинах Питера Брейгеля Старшего. Пейзаж «Зимний пейзаж с фигуристами и ловушка для птиц» демонстрирует катание на коньках – в Голландии и Фландрии 16 века это был удобный способ зимнего передвижения, а сцены фехтования нередко изображал Эль Греко.

Современная эпоха

19 век ознаменовался лавиной изменений на социальном, технологическом и экономическом уровнях. Перемены проявляются в улучшении качества жизни рядового гражданина. Эти факторы сыграли решающую роль в распространении спорта на глобальном уровне с социологической точки зрения, создав культуру досуга, которая способствовала развитию физического воспитания.

Искусство начало переживать процесс трансформации: привлекательно все, что динамично. Со второй половины 19 века в Европе появились импрессионисты, которые стремились поймать свет и момент, независимо от того, чем именно они спроектированы, и спорт в живописи был актуален. В новом обществе 20-го века появились фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракция поп-арт, которые также включали сцены спорта.

Спортивная живопись и поджанры

Спортивную живопись сложно классифицировать, поскольку факторов распределения достаточно много. Попробуем охарактеризовать жанр с точки зрения видов спорта:

· Атлетика. Этот вид физической активности стар, как сам мир. При этом это один из самых популярных поджанров в современной спортивной живописи. Роберт Делоне,

вдохновленный спортивной атмосферой Франции 1924 года (Олимпиада), создал серию работ «Бегуны». «Космический спортсмен» – картина, которую Испанский олимпийский комитет заказал Сальвадору Дали.

· Бокс. Несмотря на то, что бокс – это вид деятельности, развитие которого происходило тысячи лет назад, его современную адаптацию можно наблюдать в искусстве лишь с 20 века. Американец Томас Икинс создал серию картин, посвященных боксу. Джордж Беллоуз написал картину «Олень у Шарки» с поединком, и эта работа входит в топ-10 лучших произведений искусства на спортивную тему (по версии британской газеты «Гардиан»).

· Конный спорт. В 19 веке скачки и верховая езда были очень модными. Во Франции, начиная с последней трети века, сценами верховой езды интересовались главные герои импрессионизма: Эдуард Мане, Эдгар Дега и Анри де Тулуз-Лотрек. В 20 веке Джон Скипинг и Альфред Маннингс выделялись в жанре и как скульпторы, и как художники.

· Футбол. История футбола, каким мы его знаем сегодня, началась в 1863 году. Мексиканец Анхель Саррага – первый великий художник футбола. Жанром также активно интересовались Пикассо, Ганс Эрни, Никки де Сен-Фалль.

Наряду с живописью и скульптурой, спорт проникает в другие художественные формы. Например, в 2006 году художники Пьер Хайге и Филипп Паррено создали видеоинсталляцию вокруг фигуры Зидана.

Великие художники

Пабло Пикассо считают одним из выдающихся художников 20-го века. Среди более двух тысяч его работ есть спортивные, но они характеризуются как развлекательные, а не соревновательные. То есть он больше заботился об эстетике физических движений спортсменов, чем о самих соревнованиях. «Акробатка», «Пловчиха», «Акробат» – работы, которые иллюстрируют эту концепцию.

Создатель поп-арта Энди Уорхол тоже был неравнодушен к спорту. В 1970-х он реализовал проект «Спортсмены» – коллекцию портретов звезд спорта конца 20-го века. В их числе – Мухаммед Али и Пеле.

Швейцарский художник Ганс Эрни создал десятки работ, посвященных теме Олимпийских игр. При этом он отмечал, что никогда не рисовал сам спорт: центральной темой любой картины всегда оставался человек.

Одним из выдающихся советских мастеров спортивной живописи был Михаил Ройтер. Художник известен не только тем, что иллюстрировал произведения Достоевского, но и своей страстью к изображению спортивных сцен. В «Русской Антикварной Галерее» можно приобрести его работы «Академическая гребля», «Хоккей», «Гребцы» и другие. Всего в галерее более 70 работ разных мастеров, и каждый коллекционер сможет подобрать произведение по душе.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Линогравюра «Велосипедисты»
Акварель «Финиш» СССР, 1970 год
Акварель «Финиш»
Акварель «Финиш» СССР, 1970 год
Рисунок «Гонщики» СССР, 1960-е годы
Рисунок «Гонщики»
Рисунок «Гонщики» СССР, 1960-е годы
Литография «В сокольниках. Фигуристки»
Фотография «К цели» СССР, 1970-е гг.
Фотография «К цели»
Фотография «К цели» СССР, 1970-е гг.
Акварель «Фехтовальщицы»
Литография «Гребцы»
Литография «Упражнения на бревне»
Картина «На дистанции биатлона»
Картина «Горнолыжники»
Литография «Прыжок с трамплина»
Картина «Мотокросс»