Фильтр

СПОРТ — жанр изобразительного искусства, посвященный спортивным состязаниям, соревнованиям, теме спортивных достижений и спортсменам.
В древнем мире спорт, как и все другие стороны жизни человека, был подчинен ритуальным религиозным обрядам и трактовался в рамках искусства именно с этой точки зрения.

Таковы, в частности, египетские рельефы и фрески с изображением танцовщиц и акробатов на арене с быками, которые присутствуют в росписи Кносского дворца на Крите. Спорт в значении близком современному зародился в Древней Греции. Человек рассматривался древними греками как совокупность физической и духовной составляющих, а победители Олимпийских игр почитались наравне с героями и богами и считались достойными возведения статуй и увековечивания в скульптуре. В эпоху Средневековья христианство объявило человеческое тело «греховным сосудом», а искусство подчиненным определенным канонам, в область которых входило изображение исключительно божественного, небесного и пренебрежение ко всему земному, в том числе к физическому телу. Интерес к человеку вернулся в искусство с наступлением эпохи Ренессанса, а эпоха Просвещения внесла физические упражнения в список характеристик для воспитания гармоничного человека. В начале ХIХ века в Российской империи гимнастика была обязательным предметом в программе воспитания молодежи, а конный спорт был одним из самых популярных и любимых видов спортивных занятий. Вплоть до 1917 года Россия лидировала по количеству конных состязаний и конно-спортивных клубов, что нашло свое отражение в искусстве. К теме конных скачек обращались такие художники как Н.Ванифантьев, Е.Лансере, Н.Брезе. А созданное в 1877 году «Петербургское общество любителей бега на коньках» и открытие общественного катка в Юсуповском саду вдохновили К.Сомова на создание картины «Зима. Каток» (1915 г.).
В начале ХХ века, благодаря Пьеру де Кубертену, возродившему Олимпийские игры, тема спорта стала все чаще находить отображение в изобразительном искусстве. Особое звучание спорт получил у советских художников. Интерес к спорту как к сфере, отражающей динамику новой эпохи, проявляли представители кубофутуризма (К.Малевич, Н.Гончарова, И.Машков). После революции 1917 года картины на спортивную тему приобретают торжественное, праздничное звучание и прочно ассоциируются с утверждением новой идеологии. К жанру спорта обращаются такие художники как С.Адливанкин, Ф.Богородский, А.Лабас, С.Лучишкин, Ю.Пименов и многие другие. Появляются художники, в творчестве которых тема спорта занимает одно из центральных мест, — А.Дейнека и А.Самохвалов. 1930-50-е годы становятся периодом «борьбы за реализм», а физкультура и спорт объявляются актуальными темами искусства. Сюжетами для картин становятся шествия физкультурников, спортивные состязания (С.Луппов «Спортивные игры на стадионе», Ю.Пименов «Физкультурный парад», А.Самохвалов «С.М.Киров принимает парад физкультурников»). В 1938 году А.А.Дейнека создает 34 мозаичных панно для станции метро Маяковская в Москве, в которых находят отражение основные спортивные увлечения тех лет — прыжки с парашютом и трамплина, легкая атлетика, авиамодельный спорт, волейбол и плавание. Художники обращаются и к более камерным техникам, таким как акварель, карандаш, а также к техникам, позволяющим тиражировать изображения в больших количествах, например к хромолитографии и плакатному искусству (в частности, плакаты на тему спорта создавал А.А.Дейнека). Постепенно тема спорта утрачивает свой первоначальный пафос, спорт начинает восприниматься и изображаться как часть досуга обычного советского человека. В 1950-60-е годы наиболее популярным жанром становится портрет, в котором наряду с индивидуальными чертами спортсмена, художники стараются передать такие черты характера как воля, целеустремленность, собранность, стойкость. К началу 1960-х годов акцент окончательно смещается в сторону душевного состояния спортсмена, индивидуальных черт его характера, а сама тема спорта углубляется, появляются размышления на тему победителя и побежденного, соперничества. Одновременно художники 60-х годов активно занимаются поисками новых средств для изображения движения, темпа, напряжения, свойственных спорту. В творчестве художников неофициального искусства 1970-80-х годов эмоциональная приподнятость и пафос намеренно заменяются карикатурностью и пародией (В.Видерман, В.Гаврильчик). Еще один всплеск интереса к жанру спорта искусство получило во время подготовки к ХХII Летним Олимпийским Играм в Москве. В постсовесткое время спорт окончательно утратил свои прежние идеалы, став достаточно редкой темой в искусстве.
В нашем разделе СПОРТ представлена живопись, графика и скульптура советского периода, посвященная различным видам спорта. Среди тем — волейбол, спортивная гимнастика, футбол, легкая атлетика, катание на коньках и другие. Купить предметы из раздела СПОРТ Вы можете в нашем Комиссионном Антикварном Магазине. Раздел регулярно обновляется, следите на новыми поступлениями.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Акварель «Финиш» СССР, 1970 год
Ройтер Финиш 70 акварель 45,5х53,5
Акварель «Финиш» СССР, 1970 год
Рисунок «Гонщики» СССР, 1960-е годы
Гонщики
Рисунок «Гонщики» СССР, 1960-е годы
В сокольниках. Фигуристки
Фотография «К цели» СССР, 1970-е гг.
К цели
Фотография «К цели» СССР, 1970-е гг.
Малый стадион Динамо
Ройтер. Фехтовальщицы
Гребцы
Упражнения на бревне
На дистанции биатлона
Горнолыжники
Прыжок с трамплина
Мотокросс
Картина «Биатлон» СССР, 1982 год
картина биатлон
Картина «Биатлон» СССР, 1982 год
литография трамплин