Религиозная живопись

Религиозная живопись – это поджанр в общей категории исторической живописи, для которого характерны изображения религиозных сюжетов. Это жанр широко развит и составляет очень важную часть художественного производства. Религиозная живопись главным образом представлена в трех великих монотеистических культурах: христианстве, иудаизме и мусульманстве. Каждая из этих культур развивает искусство по-разному. В христианстве такие работы представляют сцены Ветхого или Нового Завета, эпизоды из жизни святых, апокрифические тексты.

Христианское искусство

Христианское искусство почти так же старо, как и сама конфессия: самые древние христианские изображения зарегистрированы примерно в 70 году нашей эры и обнаружены среди археологических находок церкви Мегиддо. Это раннее распространение изображений, хотя и не полностью сохраненное, представляет археологические записи о начале религии, ее эволюции.

Сначала живопись была представлена в виде мозаик и миниатюр. Первые украшали стены храмов, вторые использовали для украшения священных книг и рукописей. Но, вероятно, наиболее впечатляющей формой христианской живописи стала роспись церковных потолков.

Религиозная живопись было распространена в европейском Средневековье, но многие из величайших мастеров работали под влиянием католической церкви во времена Ренессанса. Именно в это время Микеланджело написал Сикстинскую капеллу и вырезал пьету «Оплакивание Христа», Джан Лоренцо Бернини создал колонны в базилике Святого Петра, а Леонардо да Винчи написал «Тайную вечерю».

Христианское искусство

Одна из наиболее распространенных христианских тем тех пор — женщина (Дева Мария), держащая на руках ребенка (сына Иисуса). Другая главная тема — это тема распятия Иисуса на кресте. По большому счету, весь перечень произведений можно распределить на 4 большие группы:

· Ветхозаветные циклы (ковчег Ноя, Иосиф в Египте, Моисей);

· Ангелы, персонификации и коллективы (12 апостолов, 10 заповедей);

· Цикл жизни Христа (поклонение волхвов, святое семейство, чудеса Христа);

· Эпизоды из жизни Девы Марии (Богоматерь Владимирская, «Неупиваемая чаша»).

Христианское искусство

Дополнительно также можно выделить пейзажное направление: на полотнах нередко изображали величественные храмы и монастырские подворья.

Жанр религиозного искусства утратил большую часть своей силы со времен Ренессанса, но некоторые мотивы по-прежнему популярны. Отличный пример в 20 веке – работа Сальвадор Дали «Распятие или Гиперкубическое тело».

После Второй мировой войны было представлено немало произведений, в основном авторства французских художников. В наши дни стилистическим направлением, которое больше всего использовало элементы христианской иконографии, стал экспрессионизм. Стоит отметить немецкого художника Эмиля Нольде, который отражает красоту духовности и французского мастера Руо, который сталкивает зрителя с изображением невидимого. Заслуживают внимания работы Хорхе Рандо, испанского художника, который знакомит с вопросами веры и духовности.

Мусульманское искусство

Из-за строгих предписаний в отношении изображений людей или животных, которые могли вызвать идолопоклонничество, исламское искусство разработало уникальный характер, используя ряд основных форм: геометрическую, арабскую, цветочную и каллиграфическую. Мусульманская живопись в большинстве своем – это искусство узоров. Оно отражает сбалансированное, гармоничное мировоззрение и фокусирует внимание не на физической форме, а на духовной сущности. В исламе невозможно встретить изображения святых или иллюстрации историй Корана, но, определенно, можно столкнуться с такими фундаментальными понятиями, как бесконечная природа Бога.

Иудаизм и искусство

В иудаизме, как и в исламе, есть определенные каноны. Десятая заповедь, которая представляет один из основных принципов иудаизма, постановила, что боги не должны быть представлены статуями или изображениями, найденными под небесами, на земле или над морем. Еврейские художники стали известны только во второй половине 19-го века, когда этот запрет начали интерпретировать по-другому.

Иудаизм и искусство

К 1880 году в Европе работало не более тридцати хороших еврейских художников. Пятьдесят лет спустя их число увеличилось в десять раз, но золотой век длился всего три десятилетия между 1910 и 1940 годами, то есть до момента вторжения в Европу нацистских войск. С приходом войны в оккупированных странах сразу же стали широко распространяться гонения, и Холокост стал причиной исчезновения многих талантливых художников. Когда конфликт закончился, идея окончательно увидеть рождение еврейской школы живописи исчезла, даже несмотря на всемирный успех Шагала.

Великие художники-мастера религиозной живописи

Набожный католик, фламандский художник Питер Пауль Рубенс стал наиболее влиятельным представителем живописи контрреформации в Северной Европе. Известный своими масштабными историческими и религиозными картинами, полными чувственного цвета и драматизма, он общался в основных кругах европейского общества как художник и дипломат. Несмотря на время, которое отделяет Рубенса от современников, некоторые его католические изображения, такие как знаменитый триптих «Снятие с креста» (1612) и «Самсон и Далила» (1610), послужили вдохновением для многих ныне живущих мастеров.

Великие художники-мастера религиозной живописи

Итальянский художник в стиле барокко Караваджо был одним из героев католической художественной кампании контрреформации. Но не из-за его благочестия, а потому что он изобразил Христа, Деву Марию, Апостолов и Святых с невероятной реалистичностью. Бесхитростный реализм Караваджо был идеальным стилем для проповеди Церкви. Это дало ключевым библейским событиям непосредственность, которой не достиг ни один другой художник. Отказавшись от стилистических требований позднего маньеризма, стиля, понятного только образованному меньшинству, он обеспечил мгновенное вдохновляющее воздействие, требуемое религией. Его лучшие работы включают в себя:

· «Призвание апостола Матфея» (1600);

· «Мученичество святого Матфея» (1600);

· «Обращение святого Павла по дороге в Дамаск» (1601);

· «Ужин в Эммаусе» (1602);

· «Погребение Христа» (1601-3);

· «Распятие Святого Петра» (1601);

· «Смерть Марии» (1601-6).

Фирменное драматическое использование света и тени продолжалось после его смерти последователями так называемого караваджизма.

Испания является единственным европейским государством, возникшим в результате религиозной борьбы между христианством и исламом (мусульманское правление на большей части Пиренейского полуострова длилось в период 718-1492 гг.). Поэтому неудивительно, что испанская школа живописи создала форму христианского искусства, которая соответствовала непоколебимой преданности страны католическому делу. Его основным представителем стал Эль Греко. После обучения византийской иконописи он работал в Венеции, прежде чем обосноваться в Испании. Здесь он создал серию экстатических портретов Христа и святых, интенсивность выражения которых непосредственно привлекала духовные чувства зрителя. Эти мощные священные картины, с их вытянутыми фигурами, искаженной перспективой и неестественными цветовыми схемами сделали Эль Греко отцом искусства контрреформации в Испании. Его самые известные католические картины включают в себя такие работы, как:

· «Троица» (1577-9);

· «Совлечение одежд с Христа» (1579);

· «Погребение графа Оргаса» (1586);

· «Изгнание торгующих из храма» (1600);

· «Воскресение» (1600);

· «Снятие пятой печати» (1608).

Хотя в перечисленных работах не было ничего от натурализма Караваджо, эти образы полностью соответствовали доктринальным требованиям Ватикана. Полотна признали художественными и духовными шедеврами.

В «Русской Антикварной Галерее» можно приобрести лучшие образцы религиозные живописи, которые, как и произведения признанных гениев, пропитаны идей высокой духовности.

Купить картину с религиозным сюжетом

Работы отличаются красотой и эстетикой, такие картины станут прекрасным дополнением к любой коллекции. Вне всякого сомнения, религиозная живопись также может быть отличным подарком не только по случаю первого причастия, крещения или венчания, но и в день именин или дня рождения. Конечно, следует помнить, что религиозный образ не должен выбираться в качестве подарка в ситуации, когда одариваемый – атеист или представитель другой конфессии.

 

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Акварель «Ангелы» Россия, 1916 год
Акварель «Ангелы» Россия, 1916 год
Картина «Храм» СССР, 1960-е годы
Картина «Храм» СССР, 1960-е годы
Картина «Поклонение волхвов» Фландрия, вторая половина XVI века
Картина «Поклонение волхвов» Фландрия, вторая половина XVI века
Гравюра «Религиозный сюжет» Западная Европа. Первая половина 19 века
Гравюра «Религиозный сюжет» Западная Европа. Первая половина 19 века