Пейзажная живопись охватывает горы, долины, водоемы, поля, леса и побережья, может также включать в себя искусственные сооружения и изображения людей. Хотя картины ранних периодов включали в себя природные сценические элементы, пейзаж как самостоятельный жанр не появлялся в западной традиции вплоть до эпохи Возрождения в 16 веке. При этом китайские традиции рисования пейзажей уходят в далекую древность. Примечательно, что в западной иерархии жанров пейзаж долгое время считался непрестижным, «низким» искусством, а в Азии воспринимался как самый почетный и респектабельный вид творчества.

Изобретение оловянной трубки для краски (1841 г.) и изобретение переносного складного мольберта (также в середине 19-го века) произвело революцию в жанре пейзажа, позволив западным художникам выходить из студий и писать с натуры. Наружная живопись стала доминирующей практикой импрессионистов конца 19 века.

История пейзажа

Хотя пейзажная живопись еще не была жанром сама по себе и в иерархии живописи не занимала почетного места, фоновые пейзажи становились все более детализированными. Это можно отследить по композициям, появившимся в Венеции в конце 15-го века. Пейзажи были примечательны в работах Джованни Беллини («Агония в саду», ок. 1465, «Читающий святой Иеронима в пейзаже», ок. 1480–85) и, чуть позже, в работах Джорджоне («Гроза», ок. 1505, «Поклонение пастухов», ок. 1505-10).

К середине 16-го века художники в Северной Европе, особенно художники из Дунайской школы, такие как Иоахим Патинир и Альбрехт Альтдорфер, создавали картины, которые, хотя и часто были заполнены библейскими фигурами, восхищали самой красотой природы. Позже, в 16 веке, фламандский художник Питер Брейгель (Старший) стал мастером-пейзажистом, специализирующимся на красочных, очень детализированных живописных видах («Падение Икара», ок. 1558, «Охотники на снегу», 1565).

17-й век открыл классический пейзаж. Ведущими практиками классического пейзажа были итальянские художники французского происхождения Николя Пуссен и Клод Лоррен. Своими идиллическими сценами и классически упорядоченными, гармоничными композициями Пуссен и Клод пытались поднять репутацию жанра пейзажа различными способами: придавая метафорическое значение естественным элементам своих картин, изображая мифологические или библейские истории, разработанные в сложных природные условиях, подчеркивая героическую силу природы над человечеством.

Другая выдающаяся пейзажная традиция 17-го века возникла в Нидерландах в работах голландских художников Якоба ван Рейсдала, Альберта Кейпа и Мейндерта Хоббема. Небо, часто зловеще облачное и заполняющее половину или больше холста, играло центральную роль в установлении тона сцены. Голландские художники того периода придавали элементам своих композиций метафорическое значение и использовали визуальное воздействие маленьких фигур в обширном ландшафте, чтобы выразить идеи о человечестве и его связи с всемогущей природой.

История пейзажа

Центр пейзажной живописи в период рококо18-го века переместился из Италии и Нидерландов в Англию и Францию. Французские художники Антуан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар и Франсуа Буше разработали лирические и романтические сцены на открытом воздухе, которые точными деталями и нежной окраской прославляли природу. Их пейзажи были наполнены красиво одетыми мужчинами и женщинами, которые наслаждались развлечениями и отдыхом на свежем воздухе.

Английскую пейзажную традицию возглавил Ричард Уилсон, который рисовал как в Италии, так и в родной Англии. Его самая известная картина – «Сноудон от Ллин Нантле», ок. 1765. На ней изображена группа из трех человек, ловящих рыбу в озере в обрамлении величественных гор – прекрасная иллюстрация безмятежного стиля мастера. Среди других известных английских пейзажистов Томас Гиртин, Джон Роберт Козенс и Томас Гейнсборо.

В России живописные пейзажи появились во второй половине 18 века – после того, как в столице открылась Императорская академия художеств. Популярным жанр стал в 19 веке. Первый национальный зимний пейзаж, полный белоснежного снега, был создан в 1827 году Никифором Крыловым. Картина «Русская зима» по сей день хранится в Государственном Русском музее.

Романтический пейзаж

Художники-пейзажисты 19-го века наполнили свои композиции страстью и драматизмом. Именно в 19-м веке пейзажная живопись, наконец, стала респектабельным жанром в европейских академиях искусств и завоевала широкую популярность.

Романтический пейзаж

В Англии выдающимися пейзажистами были Джон Констебл и Уильям Тернер. Оба художника работали в широком масштабе, чтобы выразить силу природы, оба были мастерами в запечатлении на холсте атмосферных явлений.

В Германии романтический пейзаж был воплощен в творчестве Каспара Давида Фридриха, картины которого были заряжены эмоциональной и религиозной символикой и могли быть истолкованы иносказательно.

Французские художники Жан-Франсуа Милле, Шарль-Франсуа Добиньи, Теодор Руссо и другие входили в состав барбизонской школы, и рисовали лес Фонтенбло у деревни Барбизон. Художники, хотя и слабо связанные друг с другом, были объединены в своем стремлении запечатлеть тщательно наблюдаемую природу.

В Америке художники школы Гудзон-Ривер (1825–70) были сосредоточены у долины реки Гудзон в Нью-Йорке. На картинах художники запечатлели драматические эффекты света и тени и отметили уникальную красоту нетронутых областей американской природы.

Импрессионистский пейзаж

Вскоре художники отошли от романтизма и реалистических представлений, предпочитая более субъективную форму выражения. Такие художники, как Клод Моне, Камиль Писсарро, Пьер Огюст Ренуар и Берт Морисо, работали на открытом воздухе, и на полотнах изображали игру света и тени. Их схематичное нанесение краски, широкие мазки и необычное использование цвета были новаторскими и повлияли на поколения художников, включая постимпрессионистов Поля Сезанна, Винсента ван Гога и Поля Гогена.

Импрессионистский пейзаж

С развитием неоимпрессионизма возник новый способ отражения реальности – пуантилизм. Художники наносили на холсты точки чистого пигмента, располагая их рядом, чтобы издалека они смешивались в гармоничные тона. Это помогало уловить сущность красок природы в таких произведениях, как «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886) и «Причал на Кассис» (1889).

Модернизм и абстрактные пейзажи

В 20-м веке сохранялся интерес к нетрадиционным подходам изображения ландшафта. Примерно с 1898 по 1906 год во Франции фовисты Андре Дерен, Рауль Дюфи, Анри Матисс и Морис де Вламинк экспериментировали и наносили яркие краски на холст прямо из тюбиков. Они, как и импрессионисты, рисовали с натуры, но использовали цвет как способ самовыражения, а не как инструмент, с помощью которого можно отразить атмосферные эффекты и элементы природы.

С появлением кубизма художники обратились к постимпрессионисту Сезанну за вдохновением при создании нового геометрического типа ландшафта. Метод Сезанна, был основан на геометрических формах: сферах, цилиндрах и конусах.

Модернизм и абстрактные пейзажи

1920-е годы ознаменовались подъемом сюрреализма в Париже. Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Леонора Каррингтон, Рене Магритт, Ив Танги, Кей Сейдж, Хуан Миро пытались подключить к работе над картинами подсознание. Их пейзажи сочетали в себе искаженную реальность, мифы, фантазии. Сюрреалисты рисовали пейзажи, которые представляли неожиданные сопоставления между природным и воображаемым миром.

Современные художники, такие как Джорджия О’Киф, Артур Голубь, Джон Марин и Марсден Хартли всерьез взялись за пейзажную живопись и много путешествовали, чтобы рисовать в этом стиле. В частности, Марин и Голубь были пионерами абстрактного ландшафта. Городской пейзаж также занимал видное место в модернистской практике — например, в работах О’Кифа и Чарльза Шилера.

В «Русской Антикварной Галерее» предлагается большой выбор пейзажей. Работы российских, советских, европейских художников представлены во всем своем многообразии. От соцреализма до импрессионизма, от советского авангарда до реализма: даже самый искушенный коллекционер сумеет найти произведение искусства по душе. Ознакомиться с работами можно на сайте (материалы представлены в электронном каталоге), или посетив галерею лично. Звоните, и консультанты-эксперты ответят на все интересующие вас вопросы, помогут подобрать пейзаж, который станет не только достойным украшением вашей коллекции, но и выгодной инвестицией.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Кижи» СССР, 1955 год
Картина «Кижи»
Картина «Кижи» СССР, 1955 год
Рисунок «Лес» СССР, 1977 год
Рисунок «Лес»
Рисунок «Лес» СССР, 1977 год
Картина «Ранняя весна»  Россия, первая четверть ХХ века
Картина «Ранняя весна» 
Картина «Ранняя весна»  Россия, первая четверть ХХ века
Рисунок «На взлётной полосе»
Картина «Летний полдень»
Картина «Утро рыбацкой деревни» Западная Европа. Конец XVIII века
Картина «Утро рыбацкой деревни»
Картина «Утро рыбацкой деревни» Западная Европа. Конец XVIII века
Рисунок «Летняя дорога» СССР, 1960-1970 года
Рисунок «Летняя дорога»
Рисунок «Летняя дорога» СССР, 1960-1970 года
Картина «Таинственный город»