Изобретение оловянной трубки для краски (1841 г.) и изобретение переносного складного мольберта (также в середине 19-го века) произвело революцию в жанре пейзажа, позволив западным художникам выходить из студий и писать с натуры. Наружная живопись стала доминирующей практикой импрессионистов конца 19 века.
История пейзажа
Хотя пейзажная живопись еще не была жанром сама по себе и в иерархии живописи не занимала почетного места, фоновые пейзажи становились все более детализированными. Это можно отследить по композициям, появившимся в Венеции в конце 15-го века. Пейзажи были примечательны в работах Джованни Беллини («Агония в саду», ок. 1465, «Читающий святой Иеронима в пейзаже», ок. 1480–85) и, чуть позже, в работах Джорджоне («Гроза», ок. 1505, «Поклонение пастухов», ок. 1505-10).
К середине 16-го века художники в Северной Европе, особенно художники из Дунайской школы, такие как Иоахим Патинир и Альбрехт Альтдорфер, создавали картины, которые, хотя и часто были заполнены библейскими фигурами, восхищали самой красотой природы. Позже, в 16 веке, фламандский художник Питер Брейгель (Старший) стал мастером-пейзажистом, специализирующимся на красочных, очень детализированных живописных видах («Падение Икара», ок. 1558, «Охотники на снегу», 1565).
17-й век открыл классический пейзаж. Ведущими практиками классического пейзажа были итальянские художники французского происхождения Николя Пуссен и Клод Лоррен. Своими идиллическими сценами и классически упорядоченными, гармоничными композициями Пуссен и Клод пытались поднять репутацию жанра пейзажа различными способами: придавая метафорическое значение естественным элементам своих картин, изображая мифологические или библейские истории, разработанные в сложных природные условиях, подчеркивая героическую силу природы над человечеством.
Другая выдающаяся пейзажная традиция 17-го века возникла в Нидерландах в работах голландских художников Якоба ван Рейсдала, Альберта Кейпа и Мейндерта Хоббема. Небо, часто зловеще облачное и заполняющее половину или больше холста, играло центральную роль в установлении тона сцены. Голландские художники того периода придавали элементам своих композиций метафорическое значение и использовали визуальное воздействие маленьких фигур в обширном ландшафте, чтобы выразить идеи о человечестве и его связи с всемогущей природой.
Центр пейзажной живописи в период рококо18-го века переместился из Италии и Нидерландов в Англию и Францию. Французские художники Антуан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар и Франсуа Буше разработали лирические и романтические сцены на открытом воздухе, которые точными деталями и нежной окраской прославляли природу. Их пейзажи были наполнены красиво одетыми мужчинами и женщинами, которые наслаждались развлечениями и отдыхом на свежем воздухе.
Английскую пейзажную традицию возглавил Ричард Уилсон, который рисовал как в Италии, так и в родной Англии. Его самая известная картина – «Сноудон от Ллин Нантле», ок. 1765. На ней изображена группа из трех человек, ловящих рыбу в озере в обрамлении величественных гор – прекрасная иллюстрация безмятежного стиля мастера. Среди других известных английских пейзажистов Томас Гиртин, Джон Роберт Козенс и Томас Гейнсборо.
В России живописные пейзажи появились во второй половине 18 века – после того, как в столице открылась Императорская академия художеств. Популярным жанр стал в 19 веке. Первый национальный зимний пейзаж, полный белоснежного снега, был создан в 1827 году Никифором Крыловым. Картина «Русская зима» по сей день хранится в Государственном Русском музее.
Романтический пейзаж
Художники-пейзажисты 19-го века наполнили свои композиции страстью и драматизмом. Именно в 19-м веке пейзажная живопись, наконец, стала респектабельным жанром в европейских академиях искусств и завоевала широкую популярность.
В Англии выдающимися пейзажистами были Джон Констебл и Уильям Тернер. Оба художника работали в широком масштабе, чтобы выразить силу природы, оба были мастерами в запечатлении на холсте атмосферных явлений.
В Германии романтический пейзаж был воплощен в творчестве Каспара Давида Фридриха, картины которого были заряжены эмоциональной и религиозной символикой и могли быть истолкованы иносказательно.
Французские художники Жан-Франсуа Милле, Шарль-Франсуа Добиньи, Теодор Руссо и другие входили в состав барбизонской школы, и рисовали лес Фонтенбло у деревни Барбизон. Художники, хотя и слабо связанные друг с другом, были объединены в своем стремлении запечатлеть тщательно наблюдаемую природу.
В Америке художники школы Гудзон-Ривер (1825–70) были сосредоточены у долины реки Гудзон в Нью-Йорке. На картинах художники запечатлели драматические эффекты света и тени и отметили уникальную красоту нетронутых областей американской природы.
Импрессионистский пейзаж
Вскоре художники отошли от романтизма и реалистических представлений, предпочитая более субъективную форму выражения. Такие художники, как Клод Моне, Камиль Писсарро, Пьер Огюст Ренуар и Берт Морисо, работали на открытом воздухе, и на полотнах изображали игру света и тени. Их схематичное нанесение краски, широкие мазки и необычное использование цвета были новаторскими и повлияли на поколения художников, включая постимпрессионистов Поля Сезанна, Винсента ван Гога и Поля Гогена.
С развитием неоимпрессионизма возник новый способ отражения реальности – пуантилизм. Художники наносили на холсты точки чистого пигмента, располагая их рядом, чтобы издалека они смешивались в гармоничные тона. Это помогало уловить сущность красок природы в таких произведениях, как «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884–1886) и «Причал на Кассис» (1889).
Модернизм и абстрактные пейзажи
В 20-м веке сохранялся интерес к нетрадиционным подходам изображения ландшафта. Примерно с 1898 по 1906 год во Франции фовисты Андре Дерен, Рауль Дюфи, Анри Матисс и Морис де Вламинк экспериментировали и наносили яркие краски на холст прямо из тюбиков. Они, как и импрессионисты, рисовали с натуры, но использовали цвет как способ самовыражения, а не как инструмент, с помощью которого можно отразить атмосферные эффекты и элементы природы.
С появлением кубизма художники обратились к постимпрессионисту Сезанну за вдохновением при создании нового геометрического типа ландшафта. Метод Сезанна, был основан на геометрических формах: сферах, цилиндрах и конусах.
1920-е годы ознаменовались подъемом сюрреализма в Париже. Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Леонора Каррингтон, Рене Магритт, Ив Танги, Кей Сейдж, Хуан Миро пытались подключить к работе над картинами подсознание. Их пейзажи сочетали в себе искаженную реальность, мифы, фантазии. Сюрреалисты рисовали пейзажи, которые представляли неожиданные сопоставления между природным и воображаемым миром.
Современные художники, такие как Джорджия О’Киф, Артур Голубь, Джон Марин и Марсден Хартли всерьез взялись за пейзажную живопись и много путешествовали, чтобы рисовать в этом стиле. В частности, Марин и Голубь были пионерами абстрактного ландшафта. Городской пейзаж также занимал видное место в модернистской практике — например, в работах О’Кифа и Чарльза Шилера.
В «Русской Антикварной Галерее» предлагается большой выбор пейзажей. Работы российских, советских, европейских художников представлены во всем своем многообразии. От соцреализма до импрессионизма, от советского авангарда до реализма: даже самый искушенный коллекционер сумеет найти произведение искусства по душе. Ознакомиться с работами можно на сайте (материалы представлены в электронном каталоге), или посетив галерею лично. Звоните, и консультанты-эксперты ответят на все интересующие вас вопросы, помогут подобрать пейзаж, который станет не только достойным украшением вашей коллекции, но и выгодной инвестицией.
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.