Индустриальный жанр

Индустриальный жанр – направление живописи, для которого характерна тесная связь с техническим прогрессом. Формат представлен преимущественно индустриальными пейзажами. Некоторые такие картины трактуют промышленный мир как антипод природе, непреодолимо враждебный человеку. Некоторые, напротив, романтизируют технический прогресс, отражают величественность и масштабы глобального строительства и экономического развития.

Промышленная революция с 18 по 19 век не только ответственна за современный образ жизни, но также посеяла семена, которые позже расцветут в современном искусстве. Она началась в Великобритании в 1780-х годах, и это было время больших перемен, в том числе и в живописи.

В 20 веке научно-технический прогресс стремительно ворвался в жизнь граждан Советского Союза. Новые ценности быстро поглотили все сферы жизнедеятельности, включая искусство. Литература, живопись, скульптура: повсюду можно было обнаружить сюжеты из промышленного мира. Самоотверженная работа на фабриках и заводах, строительство новых объектов – все это занимало особую нишу культуры и способствовало пропаганде. Представители рабочего класса изображались как герои, а индустриализация как идеал.

Индустриальный жанр

Индустриальный жанр

Индустриальный жанр

Индустриальный жанр

Индустриальный жанр

Стоит отметить, что наряду с развитием индустриального жанра, практика художников радикально и навсегда изменилась благодаря очень простому изобретению. В 1843 году Джон Гофф Рэнд изобрел оловянную трубку для краски – аналог современных тюбиков. Прежде краски смешивалась в студии и быстро высыхали, а новинка позволила художникам передвигаться. Как это ни парадоксально, хотя промышленная революция привлекла миллионы людей в города, заточила их на фабриках и заводах, она вызвала художников на улицу. Именно с этого началось рождение романтизма и импрессионизма. Благодаря более доступным путешествиям на пароходе художники путешествовали по всему миру, что привело к первым сочетаниям культурных течений разных регионов. Но для того, чтобы индустриальные пейзажи завоевали популярность, понадобится почти сто лет и мировая война.

Как развивался индустриальный жанр в Европе

До промышленной революции пейзажный жанр был самым недооцененным, его не воспринимали как отдельный самостоятельный и значимый жанр. Пейзаж был в лучшем случае включен в искусство как фон. Важность пейзажа (все еще как фонового предмета) была несколько восстановлена с картиной Жана-Антуана Ватто «Паломничество к Ситере», которая стала важным поворотным моментом в искусстве 18-го века. Тема придворных сцен в идиллическом деревенском окружении была настолько поразительной и новой, что для ее описания было придумано выражение «fête galante» (в переводе с французского – аллегория ухаживаний и влюбленности).

Интерес к пейзажной живописи быстро возрос во второй половине 18 века. Такие писатели, как Уильям Гилпин («Наблюдения за рекой Уай», 1770 год) и Уведейл Прайс («Очерк о живописном по сравнению с возвышенным и прекрасным», 1794) разработали теорию живописного искусства, где пейзажу отводилась своя роль.

Во время промышленной революции возникла новая система классов, в которой средний и высший классы стали богаче и получили больше свободного времени. Прогресс в железнодорожном транспорте позволил совершать однодневные поездки из города в город. При этом мир начали заполонять фабрики и заводы. Джон Констебл ответил на это изменение своими огромными шестифутовыми картинами, оплакивая потерю более простых времен, вспоминая детстве на даче. Его картина «Прыгающая лошадь» является одним из таких примеров. Он возвел пейзажную живопись из забвения до размеров исторических картин, заложив основу для импрессионистов в конце столетия.

Города в то время были грязными местами: поэт Уильям Блейк, ссылаясь на лондонские фабрики, описывал их как «темные сатанинские мельницы». Можно увидеть, что он имел в виду, если посмотреть на картину «Колбрукдейл ночью» Филиппа Жака де Лютербурга. Конные повозки на переднем плане контрастируют с затянутым дымом небом и огнем из огромных доменных печей железного города.

Река Темза в Лондоне была особенно загрязнена — это обернулось сотнями смертей от холеры. Картина «Пандемониум» английского художника Джона Мартина выступает в роли иллюстрации утраченного рая, изображает гипертрофированную метафору – напротив Вестминстера течет не река, а огненный поток лавы.

Импрессионисты также обратились к индустриальному пейзажу. Их картины были более расплывчатыми, чем классические реалистичные изображения. Точность приносилась в жертву оптической игре цветов и тонов. Научные открытия и изобретения 19-го века оказали важное влияние на импрессионистов, они экспериментировали с дополнительными цветами и проявляли живой интерес к тому, как человеческий разум обрабатывает то, что он видит. Когда человек смотрит на пейзаж или на толпу, он не сразу видит каждое лицо или листик в фокусе, и воспринимает все как массу цвета и света. Художники-импрессионисты пытались выразить этот опыт. Примером может послужить картина Клода Моне «Угольщики» (1875 г).

Ранняя работа постимпрессиониста Поля Синьяка также была вдохновлена городскими индустриальными пейзажами. На его картине «Дорога к Женевилье» изображен промышленный город (где он жил со своей матерью), отодвинутый прямо к горизонту с унылым, пустым фасадом, который занимает большую часть картины. Эта область ожидала будущего строительства фабрик, пейзаж полностью сформирован человеческой деятельностью.

Как развивался индустриальный жанр в Европе

Как развивался индустриальный жанр в СССР

В Советском Союзе индустриализм был ведущей темой в искусстве. Жанр был настолько популярным, что появились даже отдельные поджанры:

· Индустриальные пейзажи. В этом направлении восхвалялись не природные пейзажи, а рукотворные здания. Заводы, железная дорога, гигантские стройки – такие объекты выносились на первый план и акцентировали на себе внимание.

Как развивался индустриальный жанр в СССР

· Индустриальные портреты. Это направление романтизировало деятельность рабочего класса. Если раньше простой трудяга был низшим звеном в социальной системе общества, теперь он становился ключевым винтиком, нравственным ориентиром и авторитетом. На портретах изображались рабочие с целеустремленным взглядом и счастливыми лицами. Примером может служить картина Иосифа Тартаковского «Конец рабочей смены».

Индустриальные портреты

· Агитационные плакаты. Это направление было создано на стыке индустриального пейзажа и портрета. Транслировались те же ценности с небольшим дополнением: помимо графики, работа включала текст. Чаще всего это был призыв к совершению новых трудовых подвигов. Например, плакат художницы АХРР Бри Бейн М.Ф «Равняйтесь по Краснознаменной бригаде ударниц завода им. Лепсе выполнившего пятилетку в 2,5 года»

Индустриальные агитационные плакаты

Стоит отметить, что индустриальные плакаты тех лет напоминают военные. Страна нуждалась в героях и подвигах, в людях, способных, не жалея сил, отдавать себя священной цели – превратить СССР в великое государство. Индустриальный жанр был прекрасным помощником в деле пропаганды.

Великие картины в индустриальном жанре

«Индустриальный пейзаж» Габриэля Фернандеса Ледесма представляет мощную реинтерпретацию пейзажной живописи 20-го века. Оставляя позади монументальные виды на долину Мексики, он изображает пейзаж современности – промышленную фабрику, которая выпускает серый дым, который контрастирует с глубоким синим небом и красновато-коричневой землей. Художник играет с масштабом и перспективой, объединяя промышленные и природные формы, чтобы создать новое видение устройства мира.

«Индустриальная панорама» Лоренса Стивен Лоури иллюстрирует общее впечатление от городской среды, в которой доминируют дымовые трубы, фабрики, дороги, мосты и промышленные пустоши. Как будто, чтобы подчеркнуть присутствие человека в этом ошеломляющем, почерневшем городе, Лоури фокусируется на небольшой улице на переднем плане, почти приглашая зрителя присоединиться к небольшой группе людей, занимающихся своими делами.

Литография 1960-го года строительство двухъярусного метромоста в Москве» художника Ванеева П.И отражает масштаб всесоюзной стройки. Небольшая размытость красок создает ощущение динамичности и скорости, с которой идёт строительство а обилие строительных механизмов и техники позволяет ощутить величие замыслов страны.

Великие картины в индустриальном жанре

Картину в индустриальном жанре и также литографии и офорты можно приобрести в «Русской Антикварной Галерее». В каталоге представлено более 200 произведений, и каждый ценитель живописи, инвестирующий в антиквариат, найдет вариант по душе.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Стройка» СССР, 1978 год
Картина «Стройка» СССР, 1978 год
Картина «Добыча руды» СССР, 1960-е годы
Картина «Добыча руды» СССР, 1960-е годы