Термин «портрет» относится к изображению фигуры человека. И в живописи, и в скульптуре он отображает внешний вид, определяет и изображает черты и характеристики конкретного человека. Как правило, портретисты работают по запросу заказчиков, или в случае вдохновения, которое им дарят отдельные лица. Когда автор решает нарисовать себя, работу называют автопортретом. Портреты выполняют разные функции. Например, целью может быть стремление увековечить память о человеке и создать исторический образ заказчика. Изображение может быть создано для идеологического воздействия: формирования чувств и эмоций. Портреты лидеров в политике часто используются как в символ государства, стоит отметить, что, если распространением такого портрета злоупотребляют, это может быть признаком культа личности.

Чтобы создать хорошую работу, художники стремились не только запечатлеть внешний облик, но и пытались изобразить личность, характер, сущность главного героя. Как отметил Аристотель: «Цель искусства состояла в том, чтобы представить внутренний смысл вещей, поскольку это способствовало подлинной реальности».

Однако долгое время художники вынуждены были творить в довольно жестких рамках. Единственным допустимым изображением был серьезный пристальный взгляд, никакого эфемерного, эмоционального, случайного выражения лица не допускалось. Знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи несколько нарушила это правило: на лице Джоконды царит загадочная и легкая улыбка, которую нередко называют магически притягательной.

Первым, кто предложил использовать термин портрет исключительно для «изображения конкретного человеческого существа» был друг художника Пуссена Андре Фелибьен. Вплоть до ХVII века не было различия в терминологии для изображения людей и, например, животных — и то, и другое считалось портретами. В ХVII веке, после четкого определения границ термина, портретами стали называть картины, изображающие только людей. С этой точки зрения, изображения святых, Иисуса Христа, Богоматери ими не являются, поскольку представляют собой обобщающие идеальные образы, написанные не с натуры. Как жанр портретная живопись появилась еще в глубокой древности. Первые образцы можно встретить в древневосточном, главным образом, древнеегипетском искусстве. Определяющей чертой произведения в Древнем Египте является его религиозный, мистический характер воплощавший индивидуальные черты умершего человека, которые служили проводником для его души между двумя мирами. У древних греков, несмотря на обилие статуй и скульптур, долгое время не существовало такого жанра строгом смысле. Это было связано с запретом, наложенным эллинскими республиками, на реалистические изображения, которые могли развить в гражданах тщеславие и противоречили идее равенства. Поэтому в эпоху классики создавались обобщенные, идеализированные образы атлетов, философов, общественных деятелей. Лишь при Александре Македонском окончательно сформировалось реалистическое направление в портретной скульптуре.

Реалистические портреты средневековья

В эпоху средневековья портретный жанр приходит в упадок, что было связано с господством религии и строгими канонами в искусстве. Более или менее портрет начинает возрождаться в Х-ХII вв, однако еще долгое время играет лишь подчиненную роль. Действительно переломным моментом в истории развития портреного жанра стала эпоха Возрождения, когда обобщение уступило место индивидуальности, а человек вышел на первый план. В изобразительном искусстве это произошло в первую очередь благодаря скульпторам, а затем распространилось и на другие направления.

Реалистические портреты средневековья

Становление жанра в эпоху Возрождения

Немаловажную роль в становлении портретной живописи сыграло появление техники масляной живописи. Мастера высокого Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Тинторетто, добиваются невероятной выразительности образов, углубляют содержание и наделяют силой интеллекта, волей и духовной составляющей. Среди представителей Северного Возрождения стоит отметить достижения в этом жанре художников Дюрера, Ганса Гольбейна мл. ХVII век отмечен в истории развития портретной живописи достижениями художников нидерландской школы. Портрет в ХVII веке становится психологическим, художники стремятся максимально раскрыть внутренний мир модели, используя для это все доступные выразительные средства и открывая новые.

Средневековый христианский менталитет имел тенденцию отрицать важность индивидуальности людей, предпочитая символы. И только во времена позднего средневековья, когда на европейской арене снова появилась буржуазия, жанр начал возвращаться. Поначалу портрет появляется на похоронных камнях и в освещенных рукописях. При этом первые картины также давали только намек на образ человека. Изображения были выполнены в профиль, в стиле медалей, которые должны были соответствовать определенным требованиям.

Мастера должны были акцентировать внимание не на том, чтобы реалистично представлять главного героя, а на том, чтобы превозносить его достоинства и скрывать недостатки. Чтобы увидеть возвращение гуманистических и рациональных основ, которые позволили наладить производство портретов, потребовалось несколько десятков лет.

Портреты художников из Северной Европы становились все более реалистичными благодаря использованию техники масляной живописи, которая была новой техникой в то время. Масло позволяло делать более тонкие мазки кистью, прорисовывать детали. Среди первых художников, которые использовали эту технику, можно отметить фламандского художника Яна ван Эйка. Одна из его самых узнаваемых работ – «Портрет четы Арнольфини», 1434 г.

Портретная живопись 17 — 19 века

Одновременно происходит демократизация жанра и такие маститые мастера как Диего Веласкес и Хальс обращаются к портретам-типам людей из народа. Акцент искусства ХVII века на самопознании способствует развитию жанра автопортрета в творчестве Рембрандта, Антониса ван Дейка, Николя Пуссена.

Реалистические портреты средневековья

По-прежнему актуальным остается и аристократический портрета, мастерами которого были Рубенс, Веласкес. В ХVIII веке происходит деградация жанра — в живописи установилось господство манерности и условности. В это время доминирует и задает тон в искусстве Франция, где основным направлением жанра становится изображение аристократических особ с присущей наигранностью, холодностью, театральностью. Уделяется огромное внимание к изображению деталей и вниманию к пышному декору и нарядам моделей. Ситуация начинает меняться ближе в последней трети ХVIII века, когда, благодаря распространению идеалов эпохи Просвещения, в живописи утверждается новый тип реалистического портрета (М.Латур, Лиотар, Шарден, Фрагонар). В конце ХVIII века школа английского портретизма заявляет о себе таки художниками как Д.Рейнольдс, Т.Лоуренс, Т.Гейнсборо, а Российская империя — Боровиковским и Левицким. Также в ХVIII веке широкое распространение получают «портрет на память», который был выполнен более дешевыми средствами (карандаш, акварель) и портретная миниатюра.

В ХIХ веке жанр развивается одновременно в двух направлениях. Первое связано с Великой Французской революцией и появлением такого стиля как классицизм, который убирает из портрета ХVIII века все лишнее, делает его более строгим (Ж.Л.Давид). Вторая тенденция связана с наступлением эпохи романтизма, под влиянием идей которой проникает критическая линия (Гойя, Жерико, Делакруа, К.Брюллов, О.Кипреснкий). Вторая половина ХIХ века отмечена интересом к социальному компоненту жизни человека, что свойственно такому направлению как реализм, а также появлением множества национальных портретных школ по всему миру, каждая из которых имеет свои индивидуальные и отличные от других характеристики (одна из таких школ реализма — передвижники в России).

Портретная живопись 19 века

Портретная живопись начала 20 века

Возникший в конце ХIХ века импрессионизм отходит от максимальной схожести и правдоподобности, фокусируется на изменчивости облика портретируемого и его поведении в изменчивой среде (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, К.Коровин). Стиль модерн вводит в портрет черты гротеска и лаконичную заостренность (А.Тулуз-Лотрек, Э.Мунк). В ХХ веке функцию документации и правдивого отображения реальности берет на себя фотография, в связи с чем искусство все больше уходит от фигуративности. Жанр переживает упадок, в искусстве на почве модернизма возникают произведения, которые можно назвать портретами лишь номинально, по факту они оказываются лишенными специфики самого жанра.

Портретная живопись начала 20 века

В творчестве таких художников как Модильяни и Пикассо становится лишь средством решения художественных задач, на первый план выходит уникальный взгляд художника на модель и ее изображение, они осознанно уходят от реального облика придавая черты условности и отвлеченности. К середине ХХ века кризис жанра становится еще более очевидным, портрет все больше подвергается деструкции и деформации. В 1960-70-х годах появляются художники и направления в искусстве, благодаря которым жанр переживает некоторое оживление (Л.Фрейд, Ф.Бэкон, поп-арт, Э.Уорхол). Одновременно существовала тенденция, которая актуальна и в настоящий момент, к развитию жанра фотопортрета.

Портрет в стиле поп-арт Уорхол

Где купить портрет?

В коллекции Русской Антикварной Галереи представлены портретная живопись разных художников, стилей, направлений и эпох. У нас вы найдете женские, мужские и детские портреты, выполненные в различных стилях — от реализма до авангарда. Богатый выбор военных и исторических лиц, а также работы выполненные в стиле соцреализма, основной темой которого, как известно, был рабочий советский человек. Мы предлагаем вам купить портрет в нашем антикварном интернет магазине. Рубрика регулярно обновляется, следите за новыми поступлениями.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Старший сержант»
Картина «Портрет военного»
Картина «Женский портрет»
Картина «Женский портрет» Западная Европа, 1864 год
Картина «Женский портрет»
Картина «Женский портрет» Западная Европа, 1864 год
Картина «Портрет генерал-лейтенанта А.С. Ковалевского»
Портрет ударника завода
Картина «Портрет девушки с сережкой»
Рисунок «Мужской портрет»
Картина «Портрет девушки в красном платье» Россия, первая четверть ХХ века
Картина «Портрет девушки в красном платье»
Картина «Портрет девушки в красном платье» Россия, первая четверть ХХ века
Картина «Ученый» Испания, конец 17 века
Картина «Ученый»
Картина «Ученый» Испания, конец 17 века
Гуашь «Сидящая на стуле»
Картина «Портрет девочки с книгой и пером» Флорентийская школа, конец XVII в
Картина «Портрет девочки с книгой и пером»
Картина «Портрет девочки с книгой и пером» Флорентийская школа, конец XVII в