История развития батального жанра в живописи
Самая ранняя батальная живопись относится к началу 8-го века до н.э. – изображения битв можно обнаружить на старинных греческих вазах. В эллинистический период, помимо исторических событий, художники отображали мифологическую борьбу, например, гигантомахию (борьбу Олимпийских богов с гигантами) и кентавромахию (битву кентавров с другими мифическими существами).
Античность была полна конфликтов. Война была частью повседневной жизни, и последующие великие империи создавались и уничтожались в жестоких сражениях. Многие из них стали легендами, вдохновлявшими художников через сотни лет после событий прошлого, примером чему служит картина «Леонид при Фермопилах» авторства Жака Луи Давида. Художник также известен еще одной работой в батальном жанре – «Бонапарт, пересекающий Сен-Бернар».
Средние века были временем, когда самые кровавые конфликты происходили в самом сердце Европы. Интерпретации этой тревожной эпохи были излиты художниками на полотна. Одна из самых популярных картин, посвященная тому периоду – работа Яна Матейко «Грюнвальдская битва». Художник изобразил знаменитую битву в 1872-1878 годах, то есть спустя 460 лет после ее окончания.
Географические открытия, сделанные Христоформ Колумбом и Васко да Гама, привели к многочисленным вооруженным конфликтам. Многие из этих войн велись в море, в связи с чем особую популярность приобрели морские тенденции в живописи. Стоит вспомнить картину «Трафальгарская битва» английского художника Уильяма Кларксона Стэнфилда.
Начало 20-го века принесло самые кровопролитные конфликты за всю историю человечества. На полотнах появились танки и современное оружие. В числе популярных картин – «Атака», работа Василия Сварога. На холсте изображены солдаты, готовящиеся к нападению и Т-18, готовый к бою.
Батальный жанр в других видах искусства
Батальный жанр занимал ключевое значение в литературе, особенно в эпосе. Стоит выделить «Илиаду» Гомера, которая способствовала бесчисленному количеству последующих работ. В их числе – «Энеида» Вергилия, «Освобожденный» Торквато Тассо, «Потерянный рай» Джона Мильтона, «Падение Ниневии» Эдвина Адерстона.
В средние века батальные сцены часто имели аллегорическое значение (иллюстрация борьбы с добродетелями и грехами). Баталистика вошла в роман девятнадцатого века, примером которого являются произведения Виктора Гюго и Льва Толстого.
Кинематограф стал широким полем для развития батального жанра. Сцены борьбы появились с самого начала этой отрасли искусства, например, в фильме «Рождение нации» Дэвида Гриффита. В числе значимых кинокартин «Александр» Оливера Стоуна, «Троя» Вольфганга Петерсена и «300 спартанцев» Зака Снайдера.
Величайшие картины в батальном жанре
Представляем самые известные сражения, увековеченные на холстах. В их числе:
· Паоло Уччелло, «Битва при Сан-Романо», ок. 1438-40. Серия из трех картин Уччелло отражает празднование победы Флоренции над сиенскими войсками в 1432 году. Эти картины были чрезвычайно желанными в 15-м веке — настолько, что член итальянской семьи Медичи решил купить одну для себя и перенести две другие во дворец Медичи.
· Альбрехт Альтдорфер, «Битва Александра», 1529 г. В 333 г. до н.э. в битве при Иссе Александр Македонский одержал победу над Дарием III, продвигая свою программу против Персидской империи. Картина Альтдорфера об этом конфликте отклоняется от канона, поскольку она находится в портретной ориентации, нетипичной для военных картин.
· Диего Веласкес, «Сдача Бреды», 1634-1635. Когда художник Веласкес совершил поездку в Италию вместе с генуэзским генералом Амброджо Спинолой, который завоевал Бреду, родилась идея для этой картины. Завоевание Бреды считается одним из величайших триумфов испанских военных во время закрытия восьмидесятилетней войны.
· Питер Пауль Рубенс, «Ужасы войны», 1638-1639. «Последствия войны» или «Ужасы войны» является одной из самых ранних картин мастера. Это аллегорическое представление о Тридцатилетней войне, в которой Центральная Европа боролась с 1618 по 1648 год. На картине изображен Марс, бог войны, идущий, которого пытается удержать Венера.
· Джон Синглтон Копли, «Смерть майора Пирсона», 1783. Эта картина была сделана в память о британском майоре Фрэнсисе Пирсоне, который был застрелен французским снайпером в процессе защиты Джерси от французского вторжения в 1781 году. Эта работа впервые была выставлена в мае 1784 года, после чего искусствовед Саймон Уилсон сказал, что его «хор похвалы достиг всего Букингемского дворца».
· Анн-Луи Жироде, «Восстание Каира», 1810. В 1798 году граждане Каира восстали (безуспешно) против французской оккупации во главе с Наполеоном Бонапартом. Двенадцать лет спустя Вивант Денон, первый директор Лувра, поручил Джироде воссоздать это кровавое событие на холсте, чтобы отпраздновать победу Франции. Эта картина — не точный исторический отчет, а неоклассическое впечатление о восстании.
· Франсиско Гойя, «3 мая 1808 г.», 1814 г. В отличие от большинства военных картин, которые служат памятным целям, портрет войны Гойи — более современный взгляд на войну. Работа иллюстрирует мученичество, которое произошло в 1808 году, когда 21 000 испанских солдат попытались защитить город Медина-дель-Рио-Секо от вторжения Наполеона.
· Иван Айвазовский, «Чесменская битва ночью», 1848. Эта картина изображает сражение русского и турецкого флота в 1770 году. Морское сражение закончилось решительной победой России, приведшей к длительному контролю России над Эгейским морем.
· Эммануил Лойце, «Вашингтон пересекает Делавэр», 1851. Картина Лойце стала символом американского патриотизма и триумфа. Она иллюстрирует первые этапы успешного, но сложного нападения Джорджа Вашингтона на гессенские войска в Трентоне, штат Нью-Джерси, во время суровой зимы 1776 года. Хотя портрет идеализирован, а не основан на исторической точности, художнику удалось запечатлеть величие операции Вашингтона.
· Эдуард Мане, «Битва Кирсарджа и Алабамы», 1864. Мане изобразил эту сцену, основываясь исключительно на описании морской атаки прессой. Эта битва произошла во
время Гражданской войны в США между американскими военными кораблями «Кирсардж» и «Алабама» у французского побережья, что привело к победе Союза и неудачному исходу для солдат Конфедерации.
· Умберто Боччони, «Атака уланов», 1915. Это единственная из работ Умберто Боччони, основной сюжет которой — война. На картине изображена лошадь, на которую нападают немецкие штыки, что отличает ее от других работ Боччони – в них лошади существуют как символы труда и рабочего класса.
· Отто Дикс, «Война (триптих)», 1929-1932. В своем массивном триптихе Отто Дикс ставит в центр внимания ужасы Первой мировой войны. Военное повествование Дикса мрачное: войска отправляются на рассвете, падают ранеными и погибают в окопах, и, наконец, отдыхают в землянке. Рентгенологическое исследование показало, что этот триптих значительно изменился между первыми набросками и окончательным процессом рисования.
· Пабло Пикассо, «Герника», 1937. Многие искусствоведы считают, что это настоящая батальная живопись. «Герника» – печальная иллюстрация Пикассо тех ужасов, которые произошли после бомбардировки нацистами Герники (Испания). Если внимательно присмотреться к картине, вы увидите, как мать оплакивает своего мертвого младенца, повсюду разбросаны разрубленные конечности, и присутствует бык — символ силы Испании в войне.
В «Русской Антикварной Галерее» можно приобрести не менее эффектные работы, выполненные в батальном жанре. Каталог произведений искусства регулярно обновляется, и можно с легкостью подобрать картины, литографии, плакаты для любой коллекции. Профессиональные консультанты ответят на все интересующие вопросы и помогут в выборе.
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.