Авангард

Авангард – термин, определяющий круг русских-советских художников, скульпторов, архитекторов 1900-х – начала 1930-х гг., принадлежавших самым разнообразным направлениям: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, лучизм, фовизм, футуризм, сюрреализм, экспрессионизм и др. В основе понимания лежит противопоставление поиска авангардных художников новых путей выразительности в противовес шаблонной академической и реалистической манере. В разной мере для авангарда характерен уход от фигуративности, прямой цветопередачи, композиционные гротески, коллаж, экспрессивная манера. Величайшими представителями эпохи русского авангарда были: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Любовь Попова, Эль Лисицкий и многие другие. Масштабные события, произошедшие в начале прошлого столетия, затрагивали многие сферы. Немалые перемены случились и в искусстве: возникший на рубеже XIX-XX веков авангардизм в живописи, литературе и кино изменил саму концепцию творчества, заставив общество посмотреть на него под другим углом. Появившиеся новые идеи были революционными, а их влияние на мир продолжается и в наше время.

Понятие и особенности

В понятие «авангард» современные искусствоведы включают новые течения, появившиеся в мировом искусстве в начале XX столетия. В основе термина – французское avant-garde, означающее «передовой отряд». В отношении художественных течений данный термин впервые был использован очень давно – в 1885 году это понятие появилось в обиходе благодаря французскому журналисту, критику и первому историку импрессионизма Теодору Дюре.

Но термин не нашел должного отклика. Во времена, когда развивались различные художественные направления, которые сегодня объединяет понятие «авангард», это слово почти не употреблялось.

Второй раз понятие «авангард» было возвращено в терминологию знатоков искусства в середине XX века. Данный термин был применен художником-конструктивистом Мишелем Сефора, обозначившим таким образом русское искусство начала XX века, ломающее устоявшиеся традиции.

Авангардизм стал порождением абсурда, возникшего из-за несоответствия реального искусства и того духовного смысла, который в него вкладывался. В живописи авангардизм характеризовался сведенными к спекулятивным художественными ценностями. Художники устраивали скандальные акции, создавали инсталляции, в которых сложно было уловить смысл, что лишний раз подчеркивало ключевые идеи течения. Вплоть до своего спада явление характеризовалось внутренней пустотой, которая словно бросала вызов зрителю – сумеет ли он узреть истину на фоне мнимых ценностей? В современном искусстве авангард постоянно пытается вернуться к истокам, несколько меняя смысл изначальной концепции.

По мнению историков, изначальное определение «авангард» имело большую связь с политическими идеями, выдвигаемыми анархистами и утопистами. Радикальный характер данных течений нашел отражение и в художественной среде. В статье, написанной по случаю открытия в 1910 г. выставки Союза русских художников, Бенуа выделил нескольких художников, творивших в Москве, назвав их искусство авангардным. По его мнению, эта группа художников, возглавляемая Ларионовым, была чересчур вызывающей в своем отрицании общепринятых классических канонов в живописи. Себя и прочих соратников по «Миру искусства» Бенуа относил к «центристам». Но термин «авангард» еще не скоро нашел утверждение: в творческих объединениях художников его не употребляли, а значит и критики обходили это понятие стороной.

Позже появились разночтения: в общепринятой практике «авангард» приравнивали к модернизму, при этом «русский авангард» вовсе стал самостоятельным трендом. В период своего «второго рождения» и активного применения понятие «авангард» уже стало ретроспективным,

принятым после того, как зародившиеся на стыке столетий новейшие течения в искусстве пережили пик своей популярности и стали историческим фактом.

Стилистика авангардизма

Авангардизм в живописи, возникший в переломный исторический момент, несет в себе отпечаток событий того времени: критическое отношение к традициям, сомнения в верности решений, принимаемых большинством. Именно это становится причиной отказа авангардистов от канонических приемов академической живописи. Самого художника в процессе работы они определяют не как творца, а как объект искусства. Главенство передается не картине, как конечному результату, а процессу ее создания.

Авангарду не свойственны общие черты. Стиль можно описать с помощью принципов, которых придерживались мастера:

· Применение творческих экспериментов в качестве вызова общественному мнению.

· Отношение к искусству с точки зрения революционного самовыражения и пафоса.

· Изображение на полотнах новых веяний, сновидений, взглядов – всего, что только возможно, за исключением реальности.

· Формирование новых приемов, применение оригинальных материалов при создании работ.

· Придание готовой картине необычного смысла.

Военные события начала XX столетия вызвали острую реакцию авангардистов, которые вдохновлялись радикальными настроениями обывателей.

Направления авангардного искусства

Среди течений авангардизма выделяются следующие основные направления:

Экспрессионизм

Появился в качестве ответа на тревоги, вызванные революцией, и ужасные события Первой мировой войны. Течение сумело преломить объективную реальность сквозь страхи и разочарование, которое испытывали люди в смутные времена. Экспрессионисты отдавали главенство эмоциональной субъективной составляющей работы, которую автор стремился передать зрителям.

Кубизм

Направление авангардизма с отрицанием классических канонов живописи. Для изображения трехмерных объектов художники использовали простые геометрические формы, создавая на холсте двухмерные объекты. В стиле кубизма работали Сезанн и Брак, но популяризовал это направление Пабло Пикассо. Малевич и Татлин сумели объединить кубизм с футуризмом, сформировав новое направление – кубофутуризм.

Футуризм

Направление, появившееся в первом десятилетии XX века. Основная ставка в нем делалась на будущее и на постоянное движение вперед. Помимо объектов искусства характерной составляющей футуризма стали программы и манифесты, теории взглядов, активно пропагандируемые поэтами и художниками. По мнению искусствоведов, наследие футуризма составили эксперименты с цветом, характерные для фовизма, а также художественные формы кубизма. На полотнах футуристов можно найти энергию и скорость, ощущение движения и долю абсурда. Футуризм стал основой для развития таких течений, как кубофутуризм и конструктивизм.

Сюрреализм

В основе сюжетов сюрреалистов лежала энергия подсознания, сновидения и гипнотические состояния. Отрицание всего логичного и абсурд использовались художниками, творившими в этом направлении, в качестве способа подняться над общепринятыми ценностями буржуазного общества. Совмещая сон и явь, сюрреалисты представляли на суд обществу хаотичные образы, разделяя духовное и материальное.

Фовизм

Течение, характерное для французской живописи того времени. Название направлению дало французское слово «фавю» – дикий. В живописи фовизм проявляется упрощением формы и яркостью цветов. За свое недолгое существование фовизм запомнился работами Анри Матисса, совершившего полный разрыв с натуральным цветом.

Примитивизм

Течение раннего русского авангарда, особенностью которого являются инфантильные пропорции и формы фигур, наивность, неуклюжесть и нарочитая имитация любительского рисования. Работы художников в данном направлении можно сравнить с детскими рисунками. Особая роль здесь отводилась национальной традиции, делался упор на образцы народного и древнего искусства (лубок, икона, скульптурная архаика).

Ориентализм

Направление, возникшее на заре формирования авангардизма. Влияние искусства Востока нашло основное отражение на манифестах и теории, привлекая авангардистов больше темами и сюжетами, чем приемами. Особое значение придавалось самому погружению в восточную атмосферу, изучение особенностей искусства отходило на второй план. Теоретические основы направления были разработаны Ларионовым и Зданевичем. К середине первого десятилетия восточная тематика оказалась забытой, а направление полностью исчерпало себя.

Отношение авангарда и модернизма

Проблема смыслового равенства понятий «авангард» и «модернизм» вызывало немало споров, так как модернизм определяется в качестве новых форм художественного мышления, к которому относятся все те же направления, характерные для авангарда – кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, фовизм. При этом модернизм считается более полным понятием, так как им обозначаются как более ранние, так и более поздние направления в искусстве. Оба стиля выступают за внутреннее самовыражение и свободу художника, осмелившегося бросить вызов классическим традициям.

Приобрести картину в стиле авангард

Современных мастеров, создающих свои работы в стиле авангардизма, вдохновляют разные сюжеты:

· Повседневность и быт обычных людей.

· Совершенство технического прогресса.

· Динамическое развитие действительности.

· Примитивное изображение природы и человека.

Мгновенно оценить и понять работу художника в стиле авангард невозможно. Она требует детального изучения, многократных подходов и наблюдений под разными углами и в различных условиях. Каждый раз она будет представляться вам в совершенно ином свете.

Характерная для авангардных работ смелая простота и трогательная глубокая суть делает их не только прекрасным украшением интерьера, но и его неотъемлемой частью, а также предметом длительных творческих дискуссий.

Интернет-магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает купить картины, написанные в стиле авангардизма, по доступной стоимости. В нашем каталоге представлены работы русских и зарубежных авторов, создающих свои шедевры в данном направлении.

Воспользовавшись удобным поиском и системой фильтров, вы сможете подобрать картину, соответствующую вашим запросам и пожеланиям. Сотрудники нашего магазина всегда готовы помочь в выборе и ответить на все ваши вопросы

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Воин» Россия 1992 год
Картина «Воин» Россия 1992 год
Картина «Композиция №7» Россия, 2000-е годы
Картина «Композиция №7» Россия, 2000-е годы
Картина «Зима» СССР, 1989 год
Картина «Зима» СССР, 1989 год