В контексте искусства плакаты несут эстетическую, историческую и художественную ценность. Старинные плакаты и постеры, созданные известными художниками, достигают высоких цен на арт-рынке, представляя интерес для коллекционеров.
Плакат основан на наружной рекламе и включает в себя впечатляющее изображение и короткий текст, чтобы убедить получателя. Эта структура визуального сообщения, возникшего во второй половине 19 века, все еще действует, все средства массовой информации основывают свое производство на этой формуле. И не важно, будь то мультимедийная или фиксированная, цифровая или печатная реклама – даже посты в социальных сетях можно считать современной версией старинного плаката.
Классификация и характеристика
Плакаты можно классифицировать в зависимости от типа продукта, услуги и идеи. Всего существует 4 больших группы:
· Социальный плакат. Его цель – продвигать идеи, информировать о каких-то действиях, мероприятиях и событиях, ведущих к улучшению качества жизни общества. Например, плакаты с пропагандой кампаний по вакцинации.
· Культурный плакат. Он предназначен для информирования населения о духовных ценностях, пропагандирует танцевальные, театральные, спортивные, религиозные и другие мероприятия. Примером могут служить киноафишы.
· Политический плакат. Его основная функция заключается в поддержке развития политической и идеологической культуры по различным темам, связанным с доктринальными или политическими аспектами. Ярким примером являются плакаты по призыву военнослужащих во время Первой мировой войны, разработанные Джеймсом Монтгомери Флэттом.
· Коммерческий плакат. Самый востребованный на сегодняшний день формат. Его цель – генерировать потребности людей, чтобы они потребляли определенные бренды, создавать образы устойчивой связи между покупкой и эмоциональным состоянием счастья, удовольствия и успеха. Ярким примером являются плакаты для автомобилей и безалкогольных напитков.
Краткий экскурс в историю
Египтяне использовали папирус, чтобы делать рекламные сообщения и плакаты на стенах. Коммерческие сообщения и демонстрации политической кампании были найдены в руинах Помпеи и Аравии. Настенная или наскальная живопись для коммерческой рекламы – это еще одно проявление древней рекламной формы, которая присутствует по сей день во многих частях Азии, Африки и Южной Америки. Традиция настенной живописи восходит к индийской наскальной живописи, датируемой 4000 годом до нашей эры.
Плакаты, в том виде, котором мы их знаем, появились в 19 веке. При этом постеры в первые 100 лет их существования имели весьма любопытные отношения с живописью. Помимо самого перехода от изобразительного искусства к средствам массовой информации, характер и ограничения самой рекламы иногда влияли на форму и направление живописи.
В начале 20-го века психологи Уолтер Скотт и Джон Уотсон внесли прикладную психологическую теорию в область рекламы. Они утверждали, что человечество разумно, но легко поддается внушению. Чтобы доказать свою теорию, психологи внедряли в рекламу техники прямых команд потребителю. Реализовывалось это путем обращения к основным человеческим эмоциям: любви, ненависти и страху. Этот тип рекламы оказался чрезвычайно эффективным, поскольку он соответствовал меняющемуся социальному контексту, который привел к сильному влиянию будущей рекламной стратегии и закрепил место психологии в рекламе. Концепция непосредственно влияла на рекламный жанр в живописи: иллюстраторы подбирали изображения, которые вызывают ощущение удовольствия от покупки.
Великие мастера, создавшие работы в рекламном жанре
Роль первого мастера рекламной живописи искусствоведы отводят французскому художнику Жюль Шере. В 1866 году Жюль Шере начал производить цветные литографические плакаты, рекламирующие театральный спектакль. Возникновение рекламного жанра живописи датируется этим временем из-за совпадения двух факторов: определенных технических улучшений в литографической печати и присутствия самого Шере в роли художника, а не ремесленника. Его проекты нельзя назвать шедеврами искусства рекламы, но, абсолютно однозначно, они являются великолепными произведениями искусства. Вместо того, чтобы переосмысливать великие фрески прошлого для публики своего времени, создавая большие салонные холсты, он нашел новое место для выставки своих работ – улицу. Шере создавал рекламу для кабаре, сигарет, автомобилей: число работ исчисляется тысячами. Можно сказать, что именно он показал художникам дополнительную возможность заработка.
Большой вклад в рекламный жанр внес художник Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901). Элемент карикатурного, юмористического и сатирического, простые плоские формы и декоративные линии – это все инструменты, которые он мог использовать в рамках условностей живописи своего времени. И именно такой формат вскоре появился в работах многих художников первой половины 20 века.
Тулуз-Лотрек во многом обязан своему стилю Жюль Шере, который, в свою очередь, говорил о нем, как о мэтре. Однако плакаты Тулуз-Лотрека являются значительным продолжением достижений Шере. Жюль связывает плакат с искусством прошлого, утверждая его как форму. Анри должен был связать плакат с будущими событиями в живописи, консолидируя эту форму.
Шере создал плакат, рекламирующий открытие Мулен Руж в 1889 году. Тулуз-Лотреку было поручено нарисовать рекламную афишу для того же заведения в 1891 году. Искусствоведы склоняются к мнению о том, что дизайн Анри уводит плакат дальше от книжной иллюстрации или традиционной станковой живописи. Несмотря на то, что за свою короткую жизнь в 37 лет он создал всего 31 плакат, эти работы признаются важным вкладом в историю рекламной живописи.
У Пикассо тоже есть произведения в рекламном жанре. Он написал плакат для таверны «Четыре кота». Стоит отметить, что заведение, открывшееся в 1897 году, все еще работает. Сейчас это богемное кафе в средневековом квартале Барселоны.
Еще один мастер жанра – швейцарец Теофиль-Александр Стейнлен. Некоторые из его плакатов являются прямым отражением социальной жизни и относятся к разряду жанровых картин. Например, «Моту и Дориа» (1894) изображает двух курильщиков: один в элегантных перчатках, цилиндре и накидке прикуривает сигарету мужчине, одетому гораздо проще – кепка, пальто, красный шарф. Стейнлен также известен домашними сценами с детьми и кошками, которые напоминают «голубой период» Пикассо. Самая первая и самая знаменитая его кошка появилась на афише кабаре «Черная кошка».
Энди Уорхол – художник, который, фактически, стал известен благодаря рекламному жанру. Самый известный его проект – дизайн для «Кока-колы».
Альфонс Муха, гуру модерна родом из Чехии, создавал афиши для спектаклей и этикетки для шоколадок, спичек и велосипедов. Одна из самых известных его работ – афиша спектакля «Жисмонда» с Сарой Бернар в главной роли. Именно благодаря этому проекту Муха стал популярен.
В Советском Союзе очень ярко проявил себя художник-авангардист Александр Родченко. В тандеме с Владимиром Маяковским он разработал целую серию культовых плакатов, о которых мечтают коллекционеры всего мира. Одна из самых популярных работ – реклама сосок «Резинтрест».
Владимир Сачков – не менее известный представитель рекламной живописи СССР. Он был художников крупнейших издательств, создавал политические, социальные, культурные плакаты, рисовал афиши для фильмов Гайдая, Рязанова, Герасимова. В «Русской Антикварной Галерее» представлены его плакаты к кинолентам «Красная рябина», «Груз без маркировки», «Отец и сын», «Баллада о спорте», «Украденный поезд», «Прощание славянки», «Вас ожидает гражданка Никанорова».
Наряду с работами Сачкова в каталоге галереи присутствуют произведения Лисогорского, Мануйлова, Васильева. Творчество этих художников ценится во всем мире, их работы хранятся в частных коллекциях Америки, Испании, Германии, Мексики, России. Успейте приобрести живопись в рекламном жанре, сделайте выгодную инвестицию в искусство.
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать плакаты по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Плакаты СССР