Жанровые картины

Термин «жанр» в живописи несколько неоднозначен. С одной стороны, речь идет о конкретных направлениях изобразительного искусства, например, «пейзаж», «ню», «историческая живопись» и т.д. С другой стороны, «жанр» имеет прямое отношение к жанровой живописи. Жанровые картины – это произведения, отображающие сцены из повседневной жизни: ужины буржуазии, крестьянские праздники, танцы в деревнях, домашние дела, полевые работы или ремесла и т.д.

Долгие века художники посвящали себя изображению дворян в великих исторических, мифологических или религиозных контекстах, жанровая живопись при этом считалась второстепенным искусством, не слишком эстетичным и интеллектуальным. Можно провести параллель с комедией, которая долгое время считалась более популярным жанром, но менее важным искусством, чем трагедия.

Хотя жанровые картины существуют с самого начала истории живописи, признание формат приобрел только после возникновения интереса фламандских художников 16-го и 17-го веков. С этого момента жанр медленно, но верно набирал популярность. Во многом это обусловлено тем, что он идеален для передачи человеческих страстей и страданий, жанровые картины отображают саму жизнь.

Жанровые картины

Создание термина «жанровая живопись» приписывают французскому писателю и философу Дени Дидро. Он впервые использовал термин «жанр» в своих эссе в 1766 году для обозначения или классификации картин, отражающих пейзажи, повседневную жизнь и натюрморты.

Характеристика жанровых картин

Художник, создающий жанровые картины, в некотором смысле выступает в роли фотографа. Мастер оставляет свидетельство о происходящем, например, о крестьянском празднике, полевых работах, дорожной сцене.

С 17-го века у жанровых картин появились новые особенности. Такая живопись начала существовать в двух вариациях: как регистрация социальной реальности или как аллегорическое послание, выходящее за рамки видимого мира. Однако и для первого, и для второго формата характерно множеством мелких элементов, техническая точность и попытка изобразить каждую деталь, которую способен запечатлеть человеческий глаз.

Не всегда можно четко разграничить жанровые картины и портреты, хотя разница весьма существенна. В то время как портрет демонстрирует в основном идентифицируемых людей, фигуры жанровой живописи являются анонимными и характеризуются окружением, при этом интерьер нередко находится на переднем плане. Важно отметить, что в целом в жанровой живописи люди классифицируются по своей профессиональной деятельности или социальному классу, в отличие от портретов, на которых часто изображаются лица с завоеванными медалями и фамильными гербами.

Примечательно то, что даже если художник привносит в свои работы какие-то дополнительные элементы, невидимые глазу прямо сейчас, сцены так или иначе соответствовали окружающей среде и периоду, в котором живет автор. Поэтому чрезвычайно интересно наблюдать за разными результатами каждого художника в зависимости от исторического периода и региона, в котором он находился. Жанровые сцены не только отражают различные техники и художественные течения, но и демонстрируют часть истории каждой страны или культуры.

Характеристика жанровых картин

Яркая особенность жанра, особенно в голландском регионе – крайний натурализм, нередко доходящий до буржуазного реализма. Жанр одухотворяет то, что видно, и делает видимым то, что духовно. Он полностью ориентирован на человека и его деятельность, а также на сцены и мотивы, которые были частью повседневного и личного существования: комнаты домов, двор, город, местный пейзаж.

Относительно новаторским и необычным решением тех времен стало изображение женщины в ее домашней деятельности. В 18 веке, главным образом во Франции, этот жанр приобрел моралистический, педагогический акцент на добродетели (женщины, занимающиеся шитьем, обучением детей чтению, обеды с мужьями в гостиной), отделяя его от скрытой духовности в начале. В конце 19-го века бытовые темы снова усилились.

Краткий экскурс в историю

Жанровая живопись существует с древних времен, что можно увидеть на римских и греческих вазах, фресках, мозаиках и средневековых миниатюрах. Но отсчет развития можно начинать только с эпохи Возрождения. В этом время популярность жанровых картин начала медленно нарастать. Особый интерес проявляли в северной Европе, в частности, в регионе Фландрии.

На рубеже 14-15 веков жанровые картины были часто связаны с деньгами. Например, сцены сбора налогов. Один из примеров – работа фламандского художника Квинтена Метсиса «Ростовщик с женой». Картина отображает конфликт между честностью и алчностью. Выделяются также картины Яна ван Хемессена, фламандского художника. В качестве примера можно привести картину «Опасная компания», написанную в 1545 году.

Одним из самых выдающихся творцов 17 века был итальянский художник Караваджо. Он создал несколько жанровых картин, уделяя особое внимание тавернам и крестьянским сценам. Под влиянием Караваджо в Голландии началось иконоборческое течение. Библейские сцены стали отвергаться как предмет живописи, в результате чего в стране на смену религиозной живописи пришла жанровая. Традиционную тенденцию жанровых сцен, рожденных в Северной Европе, продолжили Иероним Босх и Брейгель.

В 18 веке жанровые картины завоевывали все большую популярность. Во Франции делали акцент на гуманности и романтизме. Благодаря французскому художнику Жан-Антуану Ватто, преемственность в жанре была сосредоточена на любви и страсти. В качестве примера этого движения можно выделить одно из самых известных произведений Ватто «Паломничество на остров Киферу». Работа отображает сцены любовных ухаживаний и развлечений.

Краткий экскурс в историю

В 19 веке одним из самых влиятельных представителей жанра стал испанский художник Франсиско де Гойя. В 20-м веке выделялись Винченцо Петрочелли и Антонио Ротта. Большой вклад внесли американец Эдвард Хоппер и француз Пьер Боннар. Они рисовали повседневные сцены, но в контексте современного искусства их работы ассоциируются с сатирой и ироничным творчеством. Американский художник Эрни Барнс и иллюстратор Норман Роквелл демонстрируют еще более современные варианты жанровых картин.

Известные работы

Иероним Босх был одним из первых художников, рисовавших сцены из повседневной жизни. В его работе «Фокусник» тонко высмеиваются человеческие страсти и пороки. В то время как зрители с упоением наблюдают за игрой с наперстками, напарник фокусника ворует кошелек в толпе.

Художник Ян ван Эйк показывает в своей работе «Портрет четы Арнольфини» пару молодожен. Они изображены на переднем плане, а на заднем плане видны объекты повседневной жизни.

Испанец Диего Веласкес также представлял бытовые сцены. Примером этого является его работа «Продавец воды из Севильи», в которой старый продавец воды предлагает молодому парню сосуд с кристально чистой водой. Многие искусствоведы видят в этом жесте особое значение: передачу опыта и жизненных сил. Вода как символ жизни плавно перетекает из рук старости в руки молодости.

В работе Веласкеса «Христос в доме Марфы и Марии» быт вращается вокруг религиозных заповедей испанской культуры: от страданий и смирений персонажей вплоть до символического выбора представленных продуктов (например, рыбы и яйца).

В работе «Притча о слепых» Питера Брейгеля шестеро слепых идут цепочкой, друг за другом. Первый слепой поводырь оступился, и потянул за собой всех остальных, они падают один за другим по принципу домино. Пятый и шестой участники процессии еще не знают о том, какая участь их ждет, но падение неминуемо. Большинство искусствоведов утверждают, что эта картина иллюстрирует библейский отрывок.

Где приобрести жанровые картины?

Жанровая живопись – отличное дополнение к любой коллекции произведений искусства и прекрасный элемент декора. Можно позволить себе совершить мысленное путешествие во времени, перенестись в другую эпоху, участвуя в сценах, представленных на холсте. Работы в таком жанре также станут великолепным подарком.

Где приобрести жанровые картины?

В «Русской Антикварной Галерее» можно подобрать произведения, которые идеально подойдут именно вам. Опытные консультанты – настоящие эксперты в области истории искусств, и с радостью ответят на все интересующие вас вопросы. Звоните, чтобы узнать все о судьбе и особенностях интересующих вас картин.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «В саду» СССР, 1959 год
Картина «В саду» СССР, 1959 год
Картина «Вторая игра» Россия, 1997 год
Картина «Вторая игра» Россия, 1997 год
Картина «Хмурое утро» Россия, 1997 год
Картина «Хмурое утро» Россия, 1997 год
Рисунок «Бал» СССР, 1930-е годы
Рисунок «Бал» СССР, 1930-е годы
Картина «Дача» СССР, 1962 год
Картина «Дача» СССР, 1962 год