Исторический жанр

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, обращающийся к событиям прошлого, имеющим историческое значение, либо к недавним событиям, историческое значение которых признано современниками. Историческая живопись находится на верхней ступени академической иерархии жанров и может переплетаться с другими жанрами: бытовым, батальным, портретом, пейзажем. Традиционно к историческому жанру причисляют не только изображения реальных событий, но и картины на мифологические, религиозные и евангельские сюжеты. Зачатки исторического жанра восходят к Древнему Египту и Месопотамии, Древней Греции и Риму. Однако складываться исторический жанр в его современном понимании начал лишь в эпоху Возрождения. Античное наследие вдохновляло на создание исторических картин таких художников как Мантенья (цикл произведений "Триумф Цезаря"), Рафаэль (фреска "Афинская школа"), Пьеро делла Франческа ("Победа императора Константина над Максенцием") и многих других. В ХVII веке исторический жанр формировался в рамках двух господствующих стилей - классицизма и барокко. Каждый художник по-своему трактовал исторические события: в картинах Рубенса преобладает мощь, динамика, патетика, сложные аллегории, в то время как Рембрандт обращается к библейской и евангельской тематике, заставляющей задуматься о судьбе человечества, наполняя свои полотна внутренним драматизмом. Поворотным моментом в становлении жанра стало творчество испанского художника Д.Веласкеса, внесшего глубокую человечность и объективность в свои исторические картины ("Сдача Бреды") и, тем самым, в историю живописи. Родоначальник французского классицизма живописец Н.Пуссен обращается к античному искусству и художникам эпохи Возрождения, вдохновляющим его на создание характерных героических композиций на исторические темы ("Похищение сабинянок", "Великодушие Сципиона" и др.). Продолжил классицистическую линию исторического жанра в изобразительном искусстве Ж.Л.Давид, который ищет в античной истории вдохновляющие примеры героических подвигов, а также одним из первых обращается к современным ему событиям Французской революции, изображая их в героическо-приподнятом духе, тем самым уравнивая современность и историю ("Смерть Марата"). Живописцы эпохи романтизма делают акцент на человеческих качествах героев своих картин, выбирая подчеркнуто драматические события, заставляющие зрителя активно сопереживать (Э.Делакруа "Резня на острове Хиос", Т.Жерико "Плот Медузы"). Начиная со второй половины ХIХ века, все больше художников стремится к реалистической трактовке событий.
В России историческая живопись появилась во второй половине ХVIII века. Основоположником исторического жанра в России был живописец А.П.Лосенко, обращавшийся не только к античности, но и к сюжетам из русской истории ("Владимир и Рогнеда"). Последователи А.П.Лосенко, художники И.А.Акимов, П.И.Соколов, Г.И.Угрюмов, придерживались, как и их учитель, принципов классицистической школы, в связи с чем в их картинах присутствует театральность в жестах и позах, сценичность в построении пространства и световых эффектах. Художников-академистов первой половины ХIХ века привлекают переломные моменты истории человечества. В это время были созданы три программных полотна русского романтизма на исторические темы: "Явление Христа народу" А.А.Иванова, "Последний день Помпеи" К.П.Брюллова, "Медный змий" Ф.А.Бруни. Приемы, использованные этими художниками, впоследствии превратились в своего рода штампы, которые салонные художники применяли затем вплоть до конца ХIХ века (Г.Семирадский, С.В.Бакалович, К.Е.Маковский). Во второй половине ХIХ века художники все чаще и охотнее обращаются к сюжетам из русской истории. Появляется тенденция к тщательному изучению документальных свидетельств, предметов материальной культуры, традиций, обрядов, памятников искусства. Одновременно с развитием жанра портрета происходит усиление психологизма в живописи, полотна, наполненные человеческими эмоциями, трагедией и драматизмом пишет И.Е.Репин ("Царевна Софья", "Иван Грозный и сын его Иван"). В.И.Суриков создает масштабные эпические полотна ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова"). Параллельно развивается историко-бытовой жанр, для представителей которого важно погрузить зрителя в атмосферу изображаемого времени и достоверно передать детали быта, костюмов (К.Е.Маковский, А.П.Рябушкин, С.В.Иванов). Для художников "Мира искусства" характерен интерес к сценам роскошного придворного быта ХVIII века (А.Н.Бенуа "Выход императрицы Екатерины II в Царском селе", Е.Е.Лансере "Императрица Елизавета Петровна в Царском селе"). Для исторической живописи соцреализма характерно возрождение традиций академизма. Художники конца ХХ - начала ХХI века вносят в исторический жанр философское и символическое содержание (В.Е.Попков, Т.Г.Назаренко).
В нашем разделе ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР Вы найдете картины на сюжеты из русской и европейской истории, а также портреты исторических деятелей. Помимо живописи, графики и скульптуры в разделе также широко представлено такое направление искусства как старинная фотография (фотографии членов царской семьи, советских политических деятелей и другие). Купить предметы из раздела ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР Вы можете в нашем Комиссионном Антикварном Магазине. Раздел регулярно обновляется, следите за новыми поступлениями.


Скульптурная композиция Петр I
Скульптурная композиция Петр I
СССР, вторая четверть ХХ века
Скульптурная композиция Петр I
Художник: Микешин Б. М.
Стиль: Реализм
Техника: гипс, тонировка
Размер: Высота: 53 см. Диаметр основания: 20,5 см
Цена: 415 000 руб
Théodore Richomme Фетида, несущая доспехи Ахилла
Гравюра «Фетида, несущая доспехи Ахилла»
Франция, 1827 год
Théodore Richomme Фетида, несущая доспехи Ахилла
Стиль: Ампир
Техника: бумага, гравюра
Размер: 90 Х 63 см (лист); 49 Х 38 см (изображение)
Лорелей Мандель
Гравюра «Лорелей»
Германия, 1839 год
Лорелей Мандель
Стиль: Романтизм
Техника: бумага, гравюра
Размер: 81,5 Х 64 см (лист); 33 Х 35,7 см (изображение)
Венера и Амур Огюст Моро
Скульптурная композиция «Венера и Амур»
Западная Европа, конец 19-начало 20 века
Венера и Амур Огюст Моро
Размер: высота: 41 см; длина: 40 см
Цена: 610 000 рублей
Часы каминные Венера и Амур в колеснице
Часы каминные «Венера и Амур в колеснице»
Западная Европа, первая четверть 19 века
Часы каминные Венера и Амур в колеснице
Стиль: Ампир
Размер: высота: 45 см; длина: 35 см
Цена: 1 400 000 рублей
Лурье Сталин в парадном зале
Рисунок «И. В. Сталин в парадном зале»
СССР, 1940-е годы
Лурье Сталин в парадном зале
Художник: Лурье А. А
Размер: 41,6 Х 30 см
Цена: 42 000 руб
Бюст античного мужчины
Бронзовый бюст античного мужчины
Бельгия, начало ХХ века
Бюст античного мужчины
Стиль: Эклектика
Размер: высота: 44 см; ширина: 25 см
Цена: 395 000 рублей
Тельжанов. Красная Бухара
Картина «Красная Бухара»
Россия, последняя четверть ХХ века
Тельжанов. Красная Бухара
Художник: Тельжанов К. Т.
Техника: масло, холст
Размер: 47 Х 82 см
Цена: 655 000 руб