Ампир как художественный стиль был естественным продолжением и развитием классицистического стиля последней трети XVIII в. Хронологически укладывается в период царствования императора Александра I c 1801 по 1825 гг. и начало царствования Николая I до конца 1840-х гг. Для архитектуры и декоративно-прикладного искусства периода ампира характерна масштабность, последовательное подражание античным, в большей степени греческим памятникам, величие, комплексность, синтетичность в решении задач. Ампир – стиль в искусстве, возникший как завершающий этап классицизма. В переводе empire означает «империя», что прямо указывает на характер нового направления. Ампир, которому свойственна нарочитая помпезность, величественность и монументальность, появился во Франции в XIX ст. и переживший расцвет при Наполеоне. В те годы ампир в первую очередь являлся художественным воплощением боевой славы, мощи и роскоши страны.

История появления

Накануне буржуазной революции французское искусство захватил очередной всплеск волна классицизма. На фоне востребованности героического искусства, способного создать образы, заслуживающие подражания, возникает повышенный интерес к античной культуре.

Переворот 1799 г. и установление диктатуры Наполеона уничтожил все демократические революционные завоевания, однако сумев сохранить и укрепить при этом сформировавшийся буржуазный строй.

Официальное покровительство искусству, подчеркивающего мощь империи и личную власть императора, было на руку как Наполеону, так и крупной буржуазии. Сформировавшееся новое течение получило название ампир.

Ампир можно представить в качестве позднего классицизма из-за сохранения общей ориентировки на формы/образцы классического античного искусства. Однако ампиру присущи и некоторые коренные отличия. Наполеон всеми силами стремился достигнуть популярности римских императоров. И если оформившийся классицизм брал ориентиры на греческую демократию, то перед французскими художниками стояла задача ориентироваться на каноны древнеримского искусства.

Выступая отражением вкусов и идей крупной буржуазии, французский ампир уделял особое внимание культурному наследию римской империи. Отсюда были заимствованы мотивы воинской мощи, монументальность архитектурных форм, орнаментов и т.д.

Ампир в качестве течения искусства возник во времена, когда художники впервые пришли к выводу о необходимости развития живописи. Ключевые идеалы стали базироваться вокруг цветового наполнения картины. Художники делились на тех, кто отдает предпочтение определенной цветовой палитре, и тех, кто осовременивает римскую и греческую мифологию. Впервые творчество получает характеристики остросоциального с аккумулированием вокруг себя идеи придания первостепенного значения человеку и наделением его вечным образом страдальца.

В результате произошло разделение художников на три разных лагеря, каждый из которых старался придать инновационной идее новую реализацию. Необходимо было лишь осознание масштабов выполненной работы, без создания вокруг себя мнимого ореола славы. Так впервые появилась идея проведения тематических выставок, где создатели работ могли спокойно общаться со зрителями, интересуясь у них увиденным на картине.

Особенности

Изначально понятие «ампир» характеризовало французское искусство периода правления Наполеона, придерживаясь традиции называть этапы развития стиля опираясь на форму правления, имена королей и т.д. Французский классицизм той эпохи, получивший название ампир, сохранил общие тенденции классицизма конца XVIII столетия в отношении ориентации на формы и образы традиционного античного искусства. Художественное наследство императорского Рима получает приоритетное направление. Используя многочисленную атрибутику и символику, ампир стал утверждением идеи величия императора.

В живописи стиль характеризуется следующими отличительными особенностями:

· Присутствие в работах художников государственной символики, военной атрибутики и прочих элементов, способных подчеркнуть могущество власти.

· Насыщенная гамма оттенков с преобладанием синего, красного, золотого и белого цветов.

· Строгие, четкие пропорции и линии.

· Симметрия, преобладание сдержанности при формировании композиции.

Ампир времен Бонапарта характеризуется жесткостью и холодностью. По мнению Верле, ампир – «затвердевший стиль Людовика XVI». Он стал демонстрацией ухода от форм классицизма, выхолащиванием истинного культурно-исторического смысла, духовного наполнения. Параллельно ампир становится своеобразным продолжением классических традиций, которые свято чтились во все времена во Франции. Новый стиль формировался под руководством Давида. Еще до революции он воспевал героические эпизоды, вошедшие в страницы истории республиканского Рима. Чтобы закончить работу над своими шедевральными полотнами («Брут», «Клятва Горациев»), Давид заказал изготовление мебели у известного парижского мастера. Предметы создавались по эскизам, составленным им на основе рисунков на этрусских вазах времен Помпеи. Сам художник являлся участником первой французской революции, поэтому принялся прославлять империю Наполеона по аналогии с воспеваемыми некогда идеалами свободы римской республики.

О Давиде ходила молва, что он «сменил Цезаря на Брута», находясь в поисках своего героя. Судя по всему, они оказались небезуспешными, ведь пришедшая слава сделала Давида первым живописцем Франции. Помимо живописи он занимался разработкой эскизов, по которым изготавливалась мебель, оформлялся интерьер, шилась модная одежда.

Еще одной характерной особенностью ампира стало отсутствие региональных школ и течений, что объяснялось присущими стилю ограничениями и регламентами. По этой причине стиль ампир применим только к французскому искусству нач. XIX столетия, однако по своей сути он является не национальным, а скорее космополитичным. Выступая проекцией имперских амбиций Бонапарта, стиль силой насаждался в завоеванных странах. Впрочем, ни в одной из поверженных стран по существу он так и не прижился. Австрия и Германия в качестве оппозиционного противопоставления французскому нашествию ответили возникновением бидермайера, хотя частично в нем все же присутствовали и ампирные формы. И лишь в одной из стран – России – «имперский стиль» был принят добровольно. Для этого, впрочем, существовали внутренние предпосылки: Россия также позиционировалась в качестве мощной имперской державы.

Еще в первые годы XIX столетия известные французские архитекторы отправляли Александру I свои альбомы, где были запечатлены лучшие строения города на Сене. Нравы, царящие в парижских салонах, активно копировались русской аристократией, мода на все французское действовала на них как гипноз. Позже, в 1814, император лично встретился в Париже с одним из тех архитекторов, получив от него альбомы, содержащие зарисовки интерьеров. Именно они стали основой для зарождения «русского ампира». Во Франции их опубликовали лишь в 1892 г. Примечателен и тот факт, что после разгрома Наполеона оба архитектора хотели попасть на службу к российскому императору, бежав из страны, однако последний отдал свое предпочтение Монферрану, впоследствии ставшему автором величественного Исаакиевского собора.

Как развивался ампир в последующие годы

В результате в Европе параллельно существовали две довольно мощные разновидности ампира: во Франции и России. В нашей стране данный стиль был более мягким, пластичным, свободным. В нем развивалось сразу два направления: столичное и противостоящее ему провинциальное. Столичный, петербургский ампир появился благодаря Росси. Его русско-итальянский стиль сумел смягчить чрезмерную жесткость, присущую наполеоновскому наследию, в силу чего последний получил название «итальянизирующего классицизма».

Провинциальному «московскому ампиру» была свойственна еще большая оригинальность, поэтому более верно именовать его московским классицизмом, нежели ампиром. Последний этап отечественного развития течения, приходящийся на время правления Николая I, также называют «николаевским ампиром».

Что касается берегов туманного Альбиона, то там ампир так и не прижился. Иногда к его английской разновидности принято относить «стиль Георга IV», пришедшего на смену «английского регентства», получивший распространение в середине – конце XIX столетия.

Менее известной является еще одна его разновидность – неоримский стиль. При правлении Наполеона III развивался эклектичный, помпезный жанр, по иронии именуемый Вторым Ампиром. Сохраненная Бонапартами эмблема в виде золотых пчел и синего фона применялась художниками ампира как декоративный мотив, несмотря на отсутствие у нее египетского или римского происхождения, которое было чисто французским и уходило корнями к Меровингам.

Купить живопись и мебель в стиле ампир

Приобрести уникальные предметы интерьера в стиле ампир по доступным ценам предлагает салон-магазин «Русская Антикварная Галерея». В данном разделе представлена мебель, изделия из стекла, бронзы и фарфора, декоративно-прикладные изделия, которые станут превосходным украшением интерьера и займут достойное место в вашей коллекции.

Интернет-магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает большой выбор картин знаменитых художников, творивших в стиле ампир. В каталоге представлены работы различной ценовой категории. Воспользовавшись удобной системой поиска и фильтрами, вы можете самостоятельно подобрать картину, соответствующую вашим пожеланиям и параметрам. Наши консультанты помогут с выбором и ответят на любые вопросы относительно представленных в галерее работ.

Представленные на продажу лоты приобретаются за наличный и безналичный расчет, действуют выгодные условия доставки.

Антикварный магазин предлагает вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Парные бра в виде мужских маскаронов Франция (?), первая четверть XIX в.
Парные бра в виде мужских маскаронов Франция (?), первая четверть XIX в.
Скульптура «Спартанец» Германия, 1920-30-е годы
Скульптура «Спартанец» Германия, 1920-30-е годы
Парные кашпо с росписью цветами Европа, середина XIX века
Парные кашпо с росписью цветами Европа, середина XIX века
Тумба с фанеровкой карельской березой Россия, первая половина 19 века
Тумба с фанеровкой карельской березой Россия, первая половина 19 века
Бельевой шкаф красного дерева Россия, 1820-1830-е годы
Бельевой шкаф красного дерева Россия, 1820-1830-е годы
Кресла в стиле Ампир Россия, 1820-е годы
Кресла в стиле Ампир Россия, 1820-е годы
Секретер в стиле ампир Россия, 1820-е годы
Секретер в стиле ампир Россия, 1820-е годы
Буфет красного дерева Россия, 1820-е годы
Буфет красного дерева Россия, 1820-е годы
Три стула в стиле ампир Россия, 1840-е годы
Три стула в стиле ампир Россия, 1840-е годы
Парные вазы в стиле ампир Западная Европа, 1840-е годы
Парные вазы в стиле ампир Западная Европа, 1840-е годы