Будучи большими и масштабными, такие картины обычно украшали общественные места, правительственные здания или дворцы. По этой причине историческая живопись традиционно считалась важнейшим жанром.
Эволюция истории живописи
Первоначально в исторической живописи преобладала религиозная тема, особенно в западном средневековье. Однако в эпоху Возрождения стали цениться и другие типы работ, не связанные с религией.
Примером может служить утраченная фреска Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». На этой картине «смешались в кучу кони, люди»: изображены рыцари, сражающиеся за знамя с символом города Флоренции.
Другим художником, который осмелился нарушить религиозные догмы и углубиться в другие темы, был Сандро Боттичелли. Одна из его наиболее заметных работ — «История Настаджо дельи Онести».
Позже историческая живопись продолжала активно развиваться в период барокко. В основном такие работы набирали популярность в Испании. В течение этого периода некоторые художники, такие как Диего Веласкес или Педро Пабло Рубенс, писали картины на темы сражений и религии под заказ. Большая часть их картин была создана под влиянием запросов испанской монархии и дворянства.
Во времена неоклассицизма 18 века исторической живописи отводилась почетная роль. Из наиболее выдающихся творцов той эпохи можно выделить француза Жак-Луи Давида. Одна из самых ярких его картин — «Клятва Горациев», которая относится к эпохе греко-римской древности. Но наиболее значимые произведения были созданы во время Французской революции, представляя исторические темы именного этого времени. Например, картина «Смерть Марата», стала одной из самых известных иллюстраций Французской революции.
Историческая живопись в 19 веке
В качестве основных объектов на картинах в жанре исторической живописи были в основном мужчины-воины. В течение 19-ого века сюжеты пополнились новыми объектами, исторический жанр смешался с жанровой живописью (представления сцен из повседневной жизни). Другими словами, великие события дополнялись сценами из повседневной жизни людей, или бытовые сцены были оформлены в историческом контексте.
Примером может служить картина «Похороны в Орнане» французского художника Густава Курбе. При этом «банальное» событие, как его называли искусствоведы, было расценено общественностью как историческая картина, вызвавшая скандал и возмущение. В картине отражено захоронение, которое в то время было плохо воспринято критиками, за то, что, на их взгляд, обычные сельские похороны не заслуживают такого масштаба (размер картины – 315×668).
Работа Курбе была значимой точкой на пути к рождению настоящего реализма (изобразительного движения). На протяжении многих лет этот жанр развивался, пока не уступил место модернизму, который был течением художественного обновления в конце 19 и начале 20 веков.
Многие движения возникли как отказ от исторических тем, особенно авангардистские движения современной живописи. Темы повседневной жизни или пейзажи стали фаворитами художников-реалистов и художников-импрессионистов, оставив исторический жанр на заднем плане.
Характеристика исторического жанра
Основной аспект, характерный для исторической живописи заключается в том, чтобы представлять событие в истории сценой, способной наделить картину собственным повествованием. Взгляд художника иллюстрирует сценой тот или иной временной промежуток для передачи моральной, интеллектуальной и прочих ценностей. Еще одной особенностью является то, что они, как правило, представляют собой большие, крупноформатные картины.
Поначалу такие работы создавали, уделяя массу внимания исторической достоверности, замечая детали в одежде персонажей и предметов. Но позже художники позволили себе больший простор для творчества. То есть, историческое событие не нужно было представлять точно так, как оно произошло, важно было лишь донести идею представленного события.
Типы исторических картин
На протяжении всей истории историческая живопись развивалась в соответствии с событиями, течениями, событиями и техниками каждого художника. По этой причине этот жанр не может рассматриваться в рамках единого стиля.
Помимо самой техники имеет значение тема, выбранная художником. Мастер может представлять древние или современные события, а также представлять литературные или аллегорические сцены. Рассмотрим несколько типов:
· Религиозная историческая живопись. В рамках этого формата писались сцены, которые представляли события, описанные в Ветхом и Новом Завете. Также были представлены сюжеты со святыми, эпизоды из жизни Иисуса, Девы Марии и важных религиозных деятелей.
· Мифологическая живопись. В этих работах были представлены мифологические сцены или персонажи, особенно из греко-римской мифологии. Как и в религиозной живописи, классические боги мифологии усиливались характеристикой или атрибутом, который их идентифицировал. Стандартный пример – изображение Зевса, который нарисован как человек с седыми волосами, бородой и молнией.
· Аллегорическая живопись. Термин «аллегория» переводится как «образно», из его определения мы можем сделать вывод, что аллегорическая живопись пытается представить идею с помощью человеческих фигур, животных или предметов быта. Другими словами, он пытается придать образ тому, что не имеет изображения, придавая форму и делая видимым то, что все еще является концептуальным.
В рамках исторической аллегорической живописи символически представлялись человеческие добродетели, такие как, например, «сила» или «справедливость».
· Литературная живопись. Этот тип связан с мифологической живописью. Так как, хотя картины были основаны на различных литературных темах, многие из работ рассказывали истории из греко-римской древности. Некоторые картины создавались по мотивам текстов драматурга Уильяма Шекспира и других выдающихся мастеров пера.
Помимо перечисленных форматов, популярна была традиционная историческая живопись, созданная по канонам реализма.
Выдающиеся исторические картины
«Басня о Арахне» – работа испанского художника Диего Веласкеса (одного из величайших представителей живописи барокко). На картине в темной комнате изображены пять женщин, прядущих шерсть. Справа женщина в белой блузке представляет собой транспозицию одной из фигур из хранилища Сикстинской капеллы. На заднем плане на гобелене три элегантно одетые женщины – отсылка к мифологической сцене.
Долгое время эта картина считалась жанровой картиной, так как была рабочей сценой женщин. Однако благодаря значению, присутствующему в картине, и ее неоднозначности, имеющей мифологическую символику, она в конечном итоге стала рассматриваться как историческая живопись.
«Кузница вулкана» – это также картина Диего Веласкеса. Работа представляет сцену в мрачной мастерской с землистыми цветами (что характерно для Веласкеса). Бог солнца прерывает работу мастеров, излучая свет от своей головы и желтого плаща. Кроме того, слева виден фрагмент неба, с помощью которого художник представляет два мира, подземный и небесный.
«Последний день Помпеи» – работа Карла Брюллова. Крупномасштабное полотно отображает сообщество людей, которых затронуло стихийное бедствие: произошло извержение вулкана Везувий. Это событие в реальности происходило в 79 году нашей эры. Брюллов воспроизвел свою версию катастрофы в 1799-1852 годах.
В «Русской Антикварной Галерее» можно ознакомиться с десятками картин, созданных в разных стилях: соцреализм, классицизм, ампир, романтизм. Их объединяет принадлежность к историческому жанру и способность украсить собой любую коллекцию и любой интерьер. Звоните, и эксперты-искусствоведы помогут подобрать произведение, которое подойдет именно вам.
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.