Классицизм

Классицизм уверенно заявил о себе в эпоху расцвета живописного искусства в Европе XVII в. И был на пике популярности вплоть до начала XIX в. Отличительной особенностью направления последователей этого стиля стало обращение в своем творчестве к античным формам, как к идеальному художественному эталону. Классицисты чтили идею логики и упорядочения мироздания и верили в безграничность человеческой мудрости. Классицизм был призван развивать общественные нравы и просвещать общество.

История возникновения

Название «классицизм» произошло от латинского слова classicus, что значит «образцовый». Направление сформировалось во Франции, в период расцвета монархического строя. И спустя некоторое время успешно завоевало Британию, Америку, Испанию, Нидерланды, Германию. В то же время классицизм приходит и в Россию. В нашей стране направление стало популярным в период европеизации, при правлении Екатерины II – почитательницы французского стиля.

В эпоху расцвета классицизма искусство Древнего Рима и Греции было представлено эталоном, идеальным образчиком гармонии. Достичь заявленного совершенства можно было, лишь руководствуясь человеческим разумом.

Произведения художников-классицистов выстраивались в соответствии со строгими правилами, преследовавшими познание истинных ценностей и воспитание по канонам нравственности и морали. Когда человек мог пожертвовать личными интересами во благо гражданского долга и высших идеалов.

Иерархия жанров

Классицизм сформировал строгую и жесткую жанровую градацию, где определенный стиль находится на своей позиции, а их смешение относилось к бездарственности.

Живопись

К высокому жанру эксперты относят историческую живопись – она очень высоко ценится. К ней относились работы, описывающие мифологию, историю, а сюжет был основан на высоких моральных ценностях. К жанру низкому принадлежали картины, созданные на бытовую повседневную тематику: натюрморты, пейзажи и портреты.

К наиболее известным художникам, творившим в этом направлении, относятся произведения:

· Лебрена Энгре;

· Клода Лоррена;

· Жак-Луи Давида;

· Никола Пуссена;

· Карла Брюллова;

· Жана Огюст-Доминика Энгра.

В живописи классицизма отмечается строгая сдержанность сюжетов. Главными элементами формы становится светотень и четкость линий. Выраженный цвет направлен на подчеркивание пластики всех предметов. Работы подвержены строгому подразделению пространственного плана.

Литература

Высокими жанрами направления в литературных произведениях являлись эпопеи, оды и трагедии, созданные по основам религиозно-мифологических сюжетных линий. К низкому относились басни, сатирические и комедийные произведения. Но независимо от градации, стилистика, относящаяся к «низкой», также успешно развивалась и была популярной. К примеру, легендарные комедии Мольера и всемирно известные басни Лафонтена.

Яркие приверженцы стиля классицизм – Михали Ломоносов и французский поэт Никола Буало разрабатывали строгие правила написания стихов, внедряя точный стиль и патетику. В стиле классицизма создавали свои творения и иные известные авторы: Михаил Державин, Сэмюэл Джонсон, Франсуа Мари-Аруэ (Вольтер), Александр Сумароков, Иван Хемницер.

Театр

Не обошел классицизм и театральные закулисья. На театральных подмостках модными веяниями стало правило единения действа и времени, заимствованное у древнегреческих мастеров. Например, пьеса обязана была повествовать только об одном событии (конфликте), происходящем в течение дня в определенном месте. Именно в духе строгого классицизма творили Расин, Корнель и Мольер.

В театре главной целью творчества в духе классицизма становятся поучения, рожденные на конфликте чувств/эмоций и долга.

Архитектура

Новый стиль появился в архитектуре после заката барокко. Основные правила обновленного направления были сформированы именитым мастером из Венеции Андреа Палладио. Архитектурные произведения эпохи классицизма обладают следующими узнаваемыми признаками:

· античный монументализм;

· логика в четкости всех форм;

· сдержанность в декоре и минимум украшений.

Архитектурный классицизм часто менялся, принимая разнообразные формы. Но незыблемой частью этого стиля оставалась строгость форм и соответствие установленным канонам монументализма. Практически весь старинный Санкт-Петербург можно отнести к памятнику классицизма – здания того времени были выстроены именно с учетом данных правил. Большинство исторических построек Москвы, Нижнего Новгорода и Ярославля также выполнены в этом стиле.

К известным творцам, последователям классицизма, относятся такие деятели, как:

Скульпторы:

· Федот Шубин;

· Антонио Канова;

· Борис Орловский;

· Михаил Козловский;

· Бертель Торвальдсен.

Архитекторы:

· Карл Росси;

· Клод Перро;

· Андре Ленотр;

· Кристофер Рен;

· Матвей Казаков;

· Чарльз Камерон;

· Василий Баженов;

· Джакомо Кваренги;

· Жак-Жермен Суффло;

· Джованни Батиста Пиранези.

При господстве классицизма большую популярность приобрели памятники, олицетворявшие мудрость представителей власти и солдатскую отвагу. Причем при их создании активно использовались образы старинных богов античности. Модным стал и заказ надгробий данной стилистики. Памятники для усопших были выдержаны в неспешном и умиротворяющем, выдержанном стиле.

В музыке направление классицизма соотносят с такими легендарными именами, как Гайдн, Бетховен и Моцарт. Великие музыканты определили будущее музыкального искусства этой эпохи.

Периоды классицизма

В своем многолетнем совершенствовании такой стиль прошел через три обширных периода. Их можно определить таким образом:

1. Ранний. Период продолжался в 1760-1780 гг. Это был расцвет классицизма, принятие и освоение нового направления. И выявление основных черт направления.

2. Средний. Период еще называют «строгим», длился он в 1780-1790 гг. Стиль продолжал развиваться и укореняться. В это время он был описан и систематизирован. Большинство знаменитых архитектурных, скульптурных и живописных произведений были созданы именно в это время.

3. Поздний («высокий»). Продолжался в период 1800-1830 гг. Высокий классицизм также известнее экспертам и ценителям искусства под названием «Ампир».

Современный классицизм

Идеи эры классицизма успешно применяли и в деталях современного интерьера с сохранением всех присущих признаков. Главными чертами становятся изящная мебель, изготовленная из древесины, лепнина, величественные колонны, паркет, драпировка из натуральной ткани с цветочными смягченными мотивами. Украшений используется немного, но все они несут присущее

благородство, гармоничность, точность пропорций и высокий вкус. Классицизм отслеживается и в массивных светильниках, художественных картинах и больших зеркалах строгой формы.

Современный стиль классицизма характеризует владельца помещения, как человека респектабельного, с высоким уровнем достатка и отличным вкусом.

Неоклассицизм

В архитектуре классицизм постепенно сменился новым направлением – неоклассицизмом. Основными чертами обновленного стиля становятся удачное соединение нескольких периодов, объединяющих античную культуру, направление барокко (в живописи) и маньеризм периода Возрождения.

Сентиментализм

На границе XVIII-XIX вв. возникло еще одно направление, идущее корнями от классицизма – сентиментализм. Его можно охарактеризовать, как некий антитезис строгости и рациональности, присущих основному стилю. Если главными чертами классицизма становится героизм, долг, то сентиментализм обращен скорее не к разуму, а к эмоциональности.

Для него характерными становятся выраженная чувственность персонажей и отказ от пафосности. Логика уже не становится главным условием, смягчается строгость границ стиля. А все элементы античности, используемые в сентиментализме, подаются зрителям без присущей пафосности и педантизма.

Романтизм

Еще одно направление, рожденное классицизмом, которое пришло на смену сентиментализму. Этот стиль ярко отличался от всех предыдущих и по своей сути стал бунтарским, направленным на разрушение канонов строгой гармонии.

Приобрести предметы интерьера и живопись в стиле классицизм

Но мода на строгий и выверенный классицизм не ушла полностью. Например, искусство в России окончания XIX века эксперты относят к преобладающей гамме неоклассицизма. А архитекторы активно использовали главенствующие черты классицизма в своих произведениях до середины прошлого столетия. Пополнить свою коллекцию и украсить домашний интерьер элементами легендарного направления поможет салон «Русская Антикварная Галерея».

В каталоге нашего интернет-магазина любой желающий приобщиться к гениальным произведениям людей искусства того периода, может подобрать себе:

· мебель;

· картины;

· предметы интерьера;

· светильники и лампы;

· фарфоровые статуэтки;

· изделия из бронзы и стекла.

Эти предметы интерьера станут превосходным украшением современного интерьера и принесут нотки ностальгии по временам, когда гармония и нравственность стояли на главном месте. При необходимости любой потенциальный покупатель может получить развернутую и подробную консультацию от опытных менеджеров салона-галереи. Поиск подходящего предмета искусства в стиле классицизма можно осуществить и самостоятельно – специально в этих целях на нашем портале разработана удобная система поиска, а доставку возможно заказать на дом, через онлайн-форму.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Кофейная пара «Путти с ведрами у фонтана» Западная Европа, начало XIX века
Кофейная пара «Путти с ведрами у фонтана» Западная Европа, начало XIX века
Стол раскладной в стиле классицизм Западная Европа, 1800-е годы
Стол раскладной в стиле классицизм Западная Европа, 1800-е годы
Угловой шкаф Западная Европа, конец 19 века
Угловой шкаф Западная Европа, конец 19 века
Столик-бобик в стиле классицизм Западная Европа, конец 19 века
Столик-бобик в стиле классицизм Западная Европа, конец 19 века
Парные декоративные кувшины (вазы-кувшины) Россия, Санкт-Петербург, середина 1800- 1810-е годы
Парные декоративные кувшины (вазы-кувшины) Россия, Санкт-Петербург, середина 1800- 1810-е годы
Столик гостиный Западная Европа, первая половина 20 века
Столик гостиный Западная Европа, первая половина 20 века
Стол красного дерева в стиле классицизм Западная Европа, 1800-е годы
Стол красного дерева в стиле классицизм Западная Европа, 1800-е годы
Стол красного дерева Россия, 1800-е годы
Стол красного дерева Россия, 1800-е годы
Офорт «Карл I» Франция, середина 19 века
Офорт «Карл I» Франция, середина 19 века
Старинная картина «Диана-охотница» Германия (?), первая половина 18 века
Старинная картина «Диана-охотница» Германия (?), первая половина 18 века
Гравюра «Канун Св. Агнессы» Париж-Лондон, изд. Pilgeram & Lefevres, 1871.
Гравюра «Канун Св. Агнессы» Париж-Лондон, изд. Pilgeram & Lefevres, 1871.
Гравюра «Узники» Лондон, изд. Дж и Дж. Бойдел, 1794 г.
Гравюра «Узники» Лондон, изд. Дж и Дж. Бойдел, 1794 г.
Гравюра «Рембрандт Ван Рейн» Париж-Лондон-Нью-Йорк, 1859 г.
Гравюра «Рембрандт Ван Рейн» Париж-Лондон-Нью-Йорк, 1859 г.
Гравюра «Эсфирь, упрекающая Амана» Франция, изд. Bulla freres, 1860
Гравюра «Эсфирь, упрекающая Амана» Франция, изд. Bulla freres, 1860