Реализм – широкое понятие и термин, определяющий фигуративную живопись XIX – XX вв. Специфически связан с обращением художников середины XIX века к реалистическим сюжетам в противовес академической традиции писать мифологические и религиозные мотивы. Основу русского реализма заложили художники-передвижники: Иван Крамской, Василий Перов, Алексей Саврасов, Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Виктор Васнецов, Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов и др. «Товарищество передвижных художественных выставок» существовало с 1871 по 1923 гг. Расцвет его деятельности пришелся на 1870-80-е гг. Конец XIX – начало 1920-х гг. – период экспериментов эпохи авангарда. Художественные достижения реализма отходят на второй план, но вновь обретают силу со сменой парадигмы советской власти в конце 1920-х гг., провозгласившей новую эру советского реалистического искусства, просуществовавшего вплоть до начала 1980-х гг. Реализм, рассматриваемый как стиль в искусстве и литературе, представляет собой также и философское учение, согласно которому предметы, видимые в диапазоне человеческого зрения, существуют вне зависимости от их чувственного познания.

Философия реализма

Возникновение реализма берет начало еще в Средние века, при жизни древнегреческого философа Платона и других мыслителей прошлых лет. В то время философы были увлечены вопросом, касающимся реальности существования и проблем универсалий.

Универсалия – термин, обозначающий общие понятия. Существует масса примеров, например, одежда, животные или растения – это обобщенные понятия, среди которых выделяют группы и подгруппы. Учитывая ответ на вопрос о реальности их существования, выделяют несколько направлений:

· Реализм, который отвечает за реальное существование универсалий.

· Номинализм, в котором понятия являются всего лишь именами.

· Концептуализм, в котором познание и восприятие проявляется совместно с опытом, но не исходит от него.

Приверженцы реализма в период средневековья делили учение на 2 вида:

1. Крайний реализм. Согласно учению Платона, универсалии, которые находятся в мире, ограниченном для сознания человека, создают предметы. Если излагать простым языком, то некая сила из высшего мира вдохнула жизнь в дерево, выросшее у вас возле дома.

2. Умеренный. Этот вид учения был ориентирован на идеи Аристотеля, утверждая, что универсалии хранят в себе основу, иначе оболочку того или иного предмета. Известный умеренный реалист из Италии – Фома Аквинский, выдвинувший основные тезисы учения.

Согласно предположениям философа, универсалии существуют в 3-х образах:

· прообраз, иначе, как образ будущего;

· реальная сущность;

· представление, другими словами ментальная образность вещей или предметов.

Согласно философии реализма, весь материальный мир в целом существует независимо от восприятия или сознания человека.

Развитие реализма в литературе и живописи

Реализм в искусстве – это не просто стиль, а полное преобразование его видов, отображающая внутриличностные конфликты и комплексы противоречий в обществе.

Впервые о реализме заговорили во Франции в 20-е годы XIX века. Вначале его характеризовали как подражание действительности с присутствием некой вульгарщины. В ту эпоху такой подход к новому виду искусства вызвал негативные эмоции, ведь творчество не должно вызывать неприязнь, а нести только добро и радость.

По истечении 20-ти лет общество смирилось с тем, что реализм существует как самостоятельное направление, и перестали связывать его с чем-то скандальным и безобразным. Стало понятно, что приверженцы реализма пытаются донести миру реальность в том виде, какая она есть, без «маски», словами современной молодежи – без фотошопа. Очередной уровень, свидетельствующий о положительном сдвиге нового направления в искусстве, произошел в 1850-е годы, когда в столице Франции прошла художественная выставка известного живописца-реалиста Гюстава Курбе. На выставке были представлены многочисленные картины, вызвавшие неодобрение общества. Современники обозвали художника социалистом, предателем, смешавшего идеалы искусства с грязью.

Литература прошлой эпохи также славилась писателями реалистами, имеющими нестандартный подход к написанию литературных произведений. Друг живописца Гюстава Курбе, которого звали Шанфлери – первый из писателей, назвавших себя реалистом. Он впервые дал новому направлению определение, назвав его конкретным художественным методом. По версии Шанфлери и его последователей, реализм основан на прямолинейности и искренности, полном отказе от копирования и подражания.

Русский реализм как литературное направление

Реализм в литературе – это правдивое отношение к действительности, отображаемое в художественном произведении. Черты реализма были замечены в текстах, написанных писателями еще в эпоху Возрождения и Просвещения, но ведущим направлением новый стиль стал только во второй половине 19 века.

Основными чертами реалистичного направления в литературе и искусстве являются:

· объективный взгляд автора на те или иные вещи, которые он описывает в произведении;

· твердая авторская позиция;

· типичность нравов при безусловной индивидуальности персонажей;

· стандартные ситуации, типичные конфликты и противостояния, например, простого люда и интеллигенции;

· акцентирование внимания на психологической характеристике главных героев;

· внимание к деталям с соблюдением их точности и достоверности;

· неопределенность авторского отношения к героям произведения;

· акцентирование внимания на важности проблем определенной личности или общества в целом;

· простота языка, приближенная к живой человеческой речи;

· анализ закономерностей социальных явлений и законов;

· использование оборотов и средств речи для полноты раскрытия характера персонажа.

К жанрам реализма относятся:

· роман;

· рассказ;

· повесть.

Границы между этими произведениями со временем становятся размытыми. Согласно мнению ученых и литераторов XIX века, первым реалистичным романом в России стал «Евгений Онегин», автором которого являлся А. С. Пушкин. Произведения других писателей, написанные в эту же эпоху, вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.

Реализм как стиль в живописи

В 19 веке живопись, представленная в реалистичном стиле, затронула многие жанры, включая портреты, натюрморты и пейзажи. Излюбленными тематиками живописцев-реалистов были сцены из обыденной жизни сельских и городских жителей, моменты из жизни молодежи, проводящей время в развлекательных заведениях и на улице. Миссией реалистов было максимально точно и правдоподобно передать некоторые мгновения из жизни простых людей, подчеркнув их внешние особенности, испытуемые в этот момент чувства и переживания. Картины и портреты, на которых было изображено лицо и тело человека, наполнены эмоциями и естественными ощущениями.

Начало развития реализма пришлось на вторую половину 19 века, о нем узнали во Франции, в Италии, США и России. Доминирующий жанр нового направления – пейзажный. Художники активно стремились передать правдоподобный мир и все, что окружает человека вокруг. По мнению живописцев, именно сельские пейзажи максимально точно отражали «живую» Францию. Художники этой эпохи изображали на своих картинах реальных людей, а не вымышленных персонажей, они не стремились к идеализации мира, а передавали лишь реальные ситуации из жизни, в которых отсутствовала наигранность и ложь.

Знаменитыми представителями стиля реализм в 19 веке были такие личности:

· Жан-Франсуа Милле;

· Гюстав Курбе;

· Илья Репин (Россия).

Период конца XIX – начала XX вв. вынудил живописцев-реалистов пересмотреть свои взгляды на суть и скрытый смысл изобразительного искусства. Политические события и неурядицы, происходящие в мире, дали толчок для создания других тем работ и открытия новых школ художественного искусства.

Основными направлениями реализма в живописи того периода стали:

· Веризм. Период зарождения в Италии – конец 19 – начало 20-го в. Художники писали картины, достоверно и максимально точно передающие природные явления и объекты окружающей среды.

· Прецизионизм. Период развития в Америке – 20-е годы XX в. Художники США работали над созданием городских пейзажей и ландшафтов, используя в работе футуристические и кубические элементы. Выдающиеся представители того времени – Чарльз Шиллер, Чарльз Демут.

· Социальный. Направление, возникшее в Америке в 1920–1930-е годы XX в. Художники этого периода сосредотачивали свое внимание на вопросах общественности и социальной стороны жизни.

· Социалистический. Развитие происходило в России в 1925 – 1935 гг. Соцреализм представлял собой основное художественное направление в СССР, его концепцией было прославление образа жизни советских граждан и акцентирование внимания на их трудовом энтузиазме.

· Фотореализм. Период возникновения 1960-1970-е годы. Это подвид реализма характеризуется как техника творчества, максимально правдоподобно передающая реальность, основанная на копировании фотоснимков.

· Гиперреализм. Приходится на период с 1990 до 2000-х годов. Произведения художников, написанные в этом стиле, ошеломляют своей правдоподобностью, и больше похожи на фотографии.

· Магический. Направление реализма, представляющее собой течение в европейском и американском искусстве и литературе XX века. Произведения и картины этого стиля включают фантастические элементы совместно с реалистическими приемами повествования.

Развитие реализма практически во всех уголках мира сыграло важную роль в искусстве. Это направление, не имеющее конкретных истоков живописи или философии, здесь каждый подвид имеет свои особенности и смысл.

Особенности стиля «Высокого возрождения»

Для стиля реализм характерна искренность, правдивость, объективное отражение действительности со всеми ее противоречиями и парадоксами. Художники эпохи Возрождения, идущие по пути реалистического мировоззрения, стремились к научному обоснованию природных явлений и законов природы, установлению взаимосвязи с наукой и искусством в целом.

Живописцы 19 века, считавшие себя реалистами, занимались активным изучением памятных и знаменательных мест античного искусства. Обращаясь к точным наукам, они искали научно-обоснованные ответы на свои вопросы. Их картины пронизаны ясностью, преклонением перед красотой реальной, а не искаженной действительности. До настоящего времени искусство эпохи Возрождения – это неисчерпаемый источник мудрости и высочайшего мастерства.

Картины современных художников-реалистов представлены в новом свете, в них отображаются новые связи с действительностью, новые решения и средства для самовыражения.

Как купить картину в стиле реализм у нас

«Русская Антикварная Галерея» предлагает вниманию ценителей искусства многочисленные картины в стиле реализм от лучших современных художников-реалистов России. С нашим каталогом можно ознакомиться на официальном сайте либо посетить магазин, чтобы оценить творчество живописцев вживую.

Антикварный магазин предлагает вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Рисунок «В самолёте» СССР, 1960-е годы
Рисунок «В самолёте» СССР, 1960-е годы
Картина «А, давай дружить» Россия, 2000-е годы
Картина «А, давай дружить» Россия, 2000-е годы
Картина «Ксана» СССР, 1979 г.
Картина «Ксана» СССР, 1979 г.
Картина «Зимний пейзаж» Западная Европа, сер. XIX века
Картина «Зимний пейзаж» Западная Европа, сер. XIX века
Картина «Птичий двор» Западная Европа, сер. XIX века
Картина «Птичий двор» Западная Европа, сер. XIX века
Картина «Морской закат» Западная Европа, начало ХХ века
Картина «Морской закат» Западная Европа, начало ХХ века
Картина «Дача» СССР, 1955 год
Картина «Дача» СССР, 1955 год
Картина «Натюрморт с астрами» Западная Европа, начало ХХ века
Картина «Натюрморт с астрами» Западная Европа, начало ХХ века
Картина «Натюрморт с кувшином и яблоками» Западная Европа, начало ХХ века
Картина «Натюрморт с кувшином и яблоками» Западная Европа, начало ХХ века
Рисунок «На аэродроме» СССР, 1960-е годы
Рисунок «На аэродроме» СССР, 1960-е годы
Рисунок «В самолете» СССР, 1960-е годы
Рисунок «В самолете» СССР, 1960-е годы