Охота в живописи встречается довольно редко, и в большей степени выступает как поджанр более широкого направления – анималистики. При этом сцены охоты присутствовали в истории искусства со времен палеолита. Археологи обнаружили, что первые наскальные рисунки на юге Франции и Испании изображали именно такие мотивы. Эти картины, чрезвычайно простые по форме, были выполнены примитивными красками, состоящими из растительных красителей и глины. Инструментом художника был мох, используемый в качестве кисти, и полая кость, используемая для распыления краски. Предметом этого периода были сцены борьбы между животными и охотниками, в которых художники фокусировались на наиболее детальном воспроизведении фигур животных, а человеческие фигуры рассматривались как едва очерченные, контурные.

Со времен Ассирии и Древнего Египта сохранились барельефы с собаками, соколами и крокодилами. В искусстве Древней Греции и Древнего Рима преобладали охотничьи сцены с собаками и лошадьми, аналогичный формат приветствовался и в Европе.

Что касается России, несмотря на большую популярность самой охоты, живописи такого рода долгое время просто не существовало. Охотничьи трофеи периодически встречались в натюрмортах, но сам момент атаки на животных не использовался вообще вплоть до 19 века. Даже в период популярности жанра (вторая половина 19 века – начало 20 века) было создано не так много работ. При этом русский охотничий жанр существенно отличался от западноевропейского. В сценах наших соотечественников не демонстрировались жестокость и насилие, скорее, дикие животные или крадущиеся охотники использовались как косвенные фигуры для оживления пейзажей.

Жанр охота

 

Охота в искусстве

В современном мире искусство приобрело множество различных форм, и охотничьи мотивы присутствуют почти во всех из них. Охотники и энтузиасты, которые окружают себя предметами охоты в повседневной жизни, могут выбирать из множества интересных категорий как чисто эстетического, так и прикладного искусства.

Одной из самых известных форм представления охотничьих элементов в искусстве являются бронзовые скульптуры. Чаще всего они отображают замерших в динамичных позах диких кабанов, оленей, зайцев.

Охота в искусстве

Прекрасным примером использования охотничьих мотивов в прикладном искусстве является фарфор. Компания Rosenthal, занимающаяся производством фарфора мирового класса, известна линией декоративных тарелок, на которых можно найти необычные сцены охоты древних времен.

Охота внесла огромный вклад в историю моды. Если рассматривать дизайн как искусство, то можно обнаружить, что, например, охота с гончими собаками (19 век) сопровождалась массой ритуальных предметов, имел значение фасон, цвет одежды, аксессуары. Поскольку охота была привилегией аристократов, эти наряды богатые, искусно созданные, и на сегодняшний день очень ценятся коллекционерами.

Нередко охотничий жанр в искусстве переплетается с мифологическим. Особое значение имеет образ римской богини Дианы-охотницы. В Мексике в 2013 году открыли фонтан с одноименной скульптурой в центре. Работа была создана под влиянием эстетики социалистического реализма и охотничьих сцен в искусстве.

Охота в искусстве

Великие художники в охотничьем жанре

Рубенс внес огромный вклад в жанр большой охотничьей сцены, а его студия производила десятки картин для заказчиков-аристократов. Художник и его мастерская в 1615-1616 годах создали 4 больших полотна в таком жанре. Работы хранились во дворце, который сейчас известен как галерея «Старая пинакотека» в Мюнхене. Цикл картин был разграблен в период наполеоновских войн, возвращена была лишь работа «Охота на бегемота и крокодила».

Сложная группировка персонажей, точное воспроизведение турбулентного движения и насильственного действия, высокая драма и великолепная палитра — отличительные черты стиля Пауля Рубенса. Эжен Делакруа восхищался работами мастера как «шедеврами казни».

Сам Делакруа часто писал сцены охоты и драки с животными. Как и многие другие художники романтической эпохи, он был очарован восточными и экзотическими местами. В 1832 году он совершил длительную поездку в Марокко, которая послужила источником вдохновения для серии работ «Охота на львов в Марокко». В больших, красочных картинах львы, тигры и охотники верхом сражаются до смерти. Но Делакруа, скорее всего, никогда не видел таких сцен и даже диких животных в их естественной среде обитания (хотя берберийские львы обитали в Марокко до 1960-х годов, на сегодняшний день вид вымер). Вместо этого для создания своих картин он использовал подробные исследования животных в зоопарках, а также материалы о культуре Северной Африки.

Драматизм, столь типичный для романтизма, создается в творчестве Делакруа энергичными мазками и контрастом дополнительных цветов — красного и зеленого, синего и оранжевого — и яркими и темными пятнами. На «Охоту на львов в Марокко», написанную более чем через 20 лет после его экспедиции в Марокко, также повлияли картины охоты мастера Рубенса, творившем в 17 веке.

Наиболее монументальной версией серии является полотно, которое хранится в музее изящных искусств Бордо. Верхняя половина картины была сильно повреждена во время пожара 1870 года. Делакруа сделал по крайней мере два эскиза картины, которые сейчас находятся в коллекциях музея Орсе и Национального музея. Позже он сделал похожие картины, которые сейчас находятся в коллекциях Музея изящных искусств в Бостоне и Чикагского художественного института.

Великие художники в охотничьем жанре

Великие картины в охотничьем жанре

Работа «Лучники. Полковник Экленд и дипломат лорд Сидни» создана Джошуа Рейнольдсом. Картина изображает двух человек на лесной поляне. Они оба одеты в лучниковую одежду, их добыча лежит под ногами. Их выражение лиц, напряженное и, в то же время, уверенное, позволяют предположить, что они оба готовятся выпустить стрелу в приближающегося зверя. На заднем плане видны река, лес и луг. Еще дальше, виднеются горные вершины и густые седые облака. Портрет имеет те же текстурные схемы и дизайн, что и традиционные работы Рейнольдса. Намек на классическую эпоху очевиден как в одежде двух аристократов, так и в выборе оружия.

«Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя-самца», – картина 1682 года, написанная Клодом Лорреном. Картина изображает сцену из поэмы Вергилия «Энеида». Сын Энея, Асканий, стреляет в оленя, который является домашним питомцем Сильвии. На картине изображен миг, когда Асканий прицеливается, а олень, уверенный в своей безопасности, доверчиво смотрит на него. Когда стрела будет выпущена, спокойный прибрежный ландшафт, раскинувшийся позади них, очень быстро будет разрушен войной. Необычно для Клода: небо затянуто грозовыми облаками, а деревья

согнуты дующим слева ветром, и это символ. Работа – больше, чем произведение, сочетающее в себе черты мифологического и охотничьего жанра. Картина метафорически охватывает всю траекторию римской цивилизации на протяжении всей истории, от ее начала до конца, и представляет собой идеализированный пейзаж времен Клода с фигурами из его ранней истории.

Питер Пауль Рубенс создал уже упомянутое выше полотно «Охота на бегемота и крокодила» в 1615–1616 г. Судя по контексту, работа ведется на берегах Нила – об этом говорит расположенная на заднем плане пальма. Группа охотников состоит из нескольких мужчин в восточных костюмах. Трое из них верхом на аравийских лошадях, охотятся с копьем и мечом. Двое – камердинеры в грубых куртках, и один из них убит зверем. На животных нападают охотники и гончие собаки, и разъяренный бегемот топчет крокодила. Точно отрисованные физические проявления гиппопотама и крокодила контрастируют с современными изображениями и отражают растущий интерес периода к эмпиризму и естествознанию.

В тоже время часто пишутся натюрморты с битой дичью, с присутствием охотничьих трофеев и охотничьих собак.

Великие картины в охотничьем жанре

Русская живопись в охотничьем жанре

«Охота. Псковичи» – работа Сергея Ворошилова, написанная в 1865-1911 годах по заказу фабриканта Дмитрия Горячева. На картине изображена группа людей, направляющихся на зимнюю охоту, наряды персонажей типичны для знати конца 19 века. Сюжет стал популярным и был репродуцирован на открытках.

Великие картины в охотничьем жанре

В русской живописи чаще всего охотничьи мотивы использовались для оживления пейзажей, для этого вводились изображения диких животных или бредущих охотников. Русские художники зачастую обращались не к классическому изображению охоты, а обыгрывали охотничью тему, например, перенося внимание с охотничьего действия на сцену рассказа о нем во время отдыха охотников, как сделал В.Г.Перов в своей картине «Охотники на привале». Распространены в России были портретные изображения любимых животных. Например, анималист Швабе много раз писал портреты любимого сеттера Александра II по кличке Милорд. А Н.Е.Сверчков вошел в историю живописи как создатель жанра конского портрета, его ценили за умение передавать все стати, масти и даже характер изображаемой «модели». Художник Михаил Александрович Зичи тоже вписал свое имя в историю живописи, воспевающую русскую охоту. Им был издан альбом, посвященный охоте в Беловежской пуще, также его рисунки на охотничью тему вошли в самое знаменитое издание 19 века — четырехтомник «Царская охота на Руси», изданный в 1911 году.

Царская охота на Руси

Среди других художников любивших обратится к этому жару, можно отметить Н.Н.Каразина, графа Муравьева, К.В.Лебедева, В.Е.Маковского.
Картины с охотничьей темой можно приобрести в «Русской Антикварной Галерее». Покупка станет выгодной инвестицией в искусство и украсит любую коллекцию. В галерее представлены работы и других мастеров в охотничьем жанре, которые смогут стать прекрасным подарком любителю охоты.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Охотничьи трофеи» Нидерланды, начало XVIII века
Картина «Охотничьи трофеи»
Картина «Охотничьи трофеи» Нидерланды, начало XVIII века
Картина «Охота. Псковичи» Россия, конец ХIХ века
Картина «Охота. Псковичи»
Картина «Охота. Псковичи» Россия, конец ХIХ века
Скульптура «Охотник с лисой» СССР, середина ХХ века
Скульптура «Охотник с лисой»
Скульптура «Охотник с лисой» СССР, середина ХХ века
Старинная картина «Охота на оленя» Западная Европа, 1840-1850-е годы
Старинная картина «Охота на оленя»
Старинная картина «Охота на оленя» Западная Европа, 1840-1850-е годы