Охота в живописи встречается довольно редко, и в большей степени выступает как поджанр более широкого направления – анималистики. При этом сцены охоты присутствовали в истории искусства со времен палеолита. Археологи обнаружили, что первые наскальные рисунки на юге Франции и Испании изображали именно такие мотивы. Эти картины, чрезвычайно простые по форме, были выполнены примитивными красками, состоящими из растительных красителей и глины. Инструментом художника был мох, используемый в качестве кисти, и полая кость, используемая для распыления краски. Предметом этого периода были сцены борьбы между животными и охотниками, в которых художники фокусировались на наиболее детальном воспроизведении фигур животных, а человеческие фигуры рассматривались как едва очерченные, контурные.

Со времен Ассирии и Древнего Египта сохранились барельефы с собаками, соколами и крокодилами. В искусстве Древней Греции и Древнего Рима преобладали охотничьи сцены с собаками и лошадьми, аналогичный формат приветствовался и в Европе.

Что касается России, несмотря на большую популярность самой охоты, живописи такого рода долгое время просто не существовало. Охотничьи трофеи периодически встречались в натюрмортах, но сам момент атаки на животных не использовался вообще вплоть до 19 века. Даже в период популярности жанра (вторая половина 19 века – начало 20 века) было создано не так много работ. При этом русский охотничий жанр существенно отличался от западноевропейского. В сценах наших соотечественников не демонстрировались жестокость и насилие, скорее, дикие животные или крадущиеся охотники использовались как косвенные фигуры для оживления пейзажей.

Жанр охота

 

Охота в искусстве

В современном мире искусство приобрело множество различных форм, и охотничьи мотивы присутствуют почти во всех из них. Охотники и энтузиасты, которые окружают себя предметами охоты в повседневной жизни, могут выбирать из множества интересных категорий как чисто эстетического, так и прикладного искусства.

Одной из самых известных форм представления охотничьих элементов в искусстве являются бронзовые скульптуры. Чаще всего они отображают замерших в динамичных позах диких кабанов, оленей, зайцев.

Охота в искусстве

Прекрасным примером использования охотничьих мотивов в прикладном искусстве является фарфор. Компания Rosenthal, занимающаяся производством фарфора мирового класса, известна линией декоративных тарелок, на которых можно найти необычные сцены охоты древних времен.

Охота внесла огромный вклад в историю моды. Если рассматривать дизайн как искусство, то можно обнаружить, что, например, охота с гончими собаками (19 век) сопровождалась массой ритуальных предметов, имел значение фасон, цвет одежды, аксессуары. Поскольку охота была привилегией аристократов, эти наряды богатые, искусно созданные, и на сегодняшний день очень ценятся коллекционерами.

Нередко охотничий жанр в искусстве переплетается с мифологическим. Особое значение имеет образ римской богини Дианы-охотницы. В Мексике в 2013 году открыли фонтан с одноименной скульптурой в центре. Работа была создана под влиянием эстетики социалистического реализма и охотничьих сцен в искусстве.

Охота в искусстве

Великие художники в охотничьем жанре

Рубенс внес огромный вклад в жанр большой охотничьей сцены, а его студия производила десятки картин для заказчиков-аристократов. Художник и его мастерская в 1615-1616 годах создали 4 больших полотна в таком жанре. Работы хранились во дворце, который сейчас известен как галерея «Старая пинакотека» в Мюнхене. Цикл картин был разграблен в период наполеоновских войн, возвращена была лишь работа «Охота на бегемота и крокодила».

Сложная группировка персонажей, точное воспроизведение турбулентного движения и насильственного действия, высокая драма и великолепная палитра — отличительные черты стиля Пауля Рубенса. Эжен Делакруа восхищался работами мастера как «шедеврами казни».

Сам Делакруа часто писал сцены охоты и драки с животными. Как и многие другие художники романтической эпохи, он был очарован восточными и экзотическими местами. В 1832 году он совершил длительную поездку в Марокко, которая послужила источником вдохновения для серии работ «Охота на львов в Марокко». В больших, красочных картинах львы, тигры и охотники верхом сражаются до смерти. Но Делакруа, скорее всего, никогда не видел таких сцен и даже диких животных в их естественной среде обитания (хотя берберийские львы обитали в Марокко до 1960-х годов, на сегодняшний день вид вымер). Вместо этого для создания своих картин он использовал подробные исследования животных в зоопарках, а также материалы о культуре Северной Африки.

Драматизм, столь типичный для романтизма, создается в творчестве Делакруа энергичными мазками и контрастом дополнительных цветов — красного и зеленого, синего и оранжевого — и яркими и темными пятнами. На «Охоту на львов в Марокко», написанную более чем через 20 лет после его экспедиции в Марокко, также повлияли картины охоты мастера Рубенса, творившем в 17 веке.

Наиболее монументальной версией серии является полотно, которое хранится в музее изящных искусств Бордо. Верхняя половина картины была сильно повреждена во время пожара 1870 года. Делакруа сделал по крайней мере два эскиза картины, которые сейчас находятся в коллекциях музея Орсе и Национального музея. Позже он сделал похожие картины, которые сейчас находятся в коллекциях Музея изящных искусств в Бостоне и Чикагского художественного института.

Великие художники в охотничьем жанре

Великие картины в охотничьем жанре

Работа «Лучники. Полковник Экленд и дипломат лорд Сидни» создана Джошуа Рейнольдсом. Картина изображает двух человек на лесной поляне. Они оба одеты в лучниковую одежду, их добыча лежит под ногами. Их выражение лиц, напряженное и, в то же время, уверенное, позволяют предположить, что они оба готовятся выпустить стрелу в приближающегося зверя. На заднем плане видны река, лес и луг. Еще дальше, виднеются горные вершины и густые седые облака. Портрет имеет те же текстурные схемы и дизайн, что и традиционные работы Рейнольдса. Намек на классическую эпоху очевиден как в одежде двух аристократов, так и в выборе оружия.

«Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя-самца», – картина 1682 года, написанная Клодом Лорреном. Картина изображает сцену из поэмы Вергилия «Энеида». Сын Энея, Асканий, стреляет в оленя, который является домашним питомцем Сильвии. На картине изображен миг, когда Асканий прицеливается, а олень, уверенный в своей безопасности, доверчиво смотрит на него. Когда стрела будет выпущена, спокойный прибрежный ландшафт, раскинувшийся позади них, очень быстро будет разрушен войной. Необычно для Клода: небо затянуто грозовыми облаками, а деревья

согнуты дующим слева ветром, и это символ. Работа – больше, чем произведение, сочетающее в себе черты мифологического и охотничьего жанра. Картина метафорически охватывает всю траекторию римской цивилизации на протяжении всей истории, от ее начала до конца, и представляет собой идеализированный пейзаж времен Клода с фигурами из его ранней истории.

Питер Пауль Рубенс создал уже упомянутое выше полотно «Охота на бегемота и крокодила» в 1615–1616 г. Судя по контексту, работа ведется на берегах Нила – об этом говорит расположенная на заднем плане пальма. Группа охотников состоит из нескольких мужчин в восточных костюмах. Трое из них верхом на аравийских лошадях, охотятся с копьем и мечом. Двое – камердинеры в грубых куртках, и один из них убит зверем. На животных нападают охотники и гончие собаки, и разъяренный бегемот топчет крокодила. Точно отрисованные физические проявления гиппопотама и крокодила контрастируют с современными изображениями и отражают растущий интерес периода к эмпиризму и естествознанию.

В тоже время часто пишутся натюрморты с битой дичью, с присутствием охотничьих трофеев и охотничьих собак.

Великие картины в охотничьем жанре

Русская живопись в охотничьем жанре

«Охота. Псковичи» – работа Сергея Ворошилова, написанная в 1865-1911 годах по заказу фабриканта Дмитрия Горячева. На картине изображена группа людей, направляющихся на зимнюю охоту, наряды персонажей типичны для знати конца 19 века. Сюжет стал популярным и был репродуцирован на открытках.

Великие картины в охотничьем жанре

В русской живописи чаще всего охотничьи мотивы использовались для оживления пейзажей, для этого вводились изображения диких животных или бредущих охотников. Русские художники зачастую обращались не к классическому изображению охоты, а обыгрывали охотничью тему, например, перенося внимание с охотничьего действия на сцену рассказа о нем во время отдыха охотников, как сделал В.Г.Перов в своей картине «Охотники на привале». Распространены в России были портретные изображения любимых животных. Например, анималист Швабе много раз писал портреты любимого сеттера Александра II по кличке Милорд. А Н.Е.Сверчков вошел в историю живописи как создатель жанра конского портрета, его ценили за умение передавать все стати, масти и даже характер изображаемой «модели». Художник Михаил Александрович Зичи тоже вписал свое имя в историю живописи, воспевающую русскую охоту. Им был издан альбом, посвященный охоте в Беловежской пуще, также его рисунки на охотничью тему вошли в самое знаменитое издание 19 века — четырехтомник «Царская охота на Руси», изданный в 1911 году.

Царская охота на Руси

Среди других художников любивших обратится к этому жару, можно отметить Н.Н.Каразина, графа Муравьева, К.В.Лебедева, В.Е.Маковского.
Картины с охотничьей темой можно приобрести в «Русской Антикварной Галерее». Покупка станет выгодной инвестицией в искусство и украсит любую коллекцию. В галерее представлены работы и других мастеров в охотничьем жанре, которые смогут стать прекрасным подарком любителю охоты.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Охота. Псковичи» Россия, конец ХIХ века
Картина «Охота. Псковичи» Россия, конец ХIХ века
Скульптура «Охотник с лисой» СССР, середина ХХ века
Скульптура «Охотник с лисой» СССР, середина ХХ века
Старинная картина «Охота на оленя» Западная Европа, 1840-1850-е годы
Старинная картина «Охота на оленя» Западная Европа, 1840-1850-е годы