В 1990-х годах многие образцы «неофициального искусства» вошли в фонд и экспозицию ГТГ, Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), и в частных галереях
Нонконформизм в общем смысле – это отрицание общепринятых принципов и основ. Например, Джордано Бруно можно назвать нонконформистом, потому что в своих открытиях он опережал время и был отвергнут обществом.
Нонконформизм как направление в изобразительном искусстве сформировался в СССР 50-80 годов. Фактически, это было подпольным, неофициальным течением. Советская власть не признавала художников-оппозиционеров, а их работы подвергались жесткой цензуре.
Создатели нонконформизма не придерживались предписанной программы социалистического реализма, сформулированной на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. Поначалу художники не представляли конкретное официальное движение, их стиль, идеология и мировоззрение разнились. Искусство не было выражением политического несогласия, мастеров объединяла вера в свободу творческого индивидуального самовыражения. Такой подход не был запрещен, пока это касалось частных лиц, однако, когда это было показано публично, начались репрессии и преследования. Такое положение дел заставляло художников-нонконформистов работать в одиночестве и без официального признания.
Большинство бывших нонконформистов стали основоположниками значимых художественных тенденций второй половины 20 века и получили мировое признание. В их числе Оскар Рабин, Лев Кропивницкий, Илья Кабаков, Лидия Мастеркова. Раньше их выставки можно было организовать только в рамках «квартирника», которые изредка разрастались в фестивали. Это влияло и на форму произведений: создавались картины небольшого размера (а если большого, то имитирующее жэковские стенды), специфика условий существования поспособствовала появлению жанра альбома. А сегодня работы нонконформистов демонстрируют в Третьяковской галерее, картины бьют рекорды продаж на аукционах.
Особенности направления
В отличие от официального, одобренного властями искусства, нонконформизм был гимном свободе и уникальности каждого отдельно взятого человека. Идеалистическая основа течения – личные представления художника о прекрасном. В этом был бунтарский протест против мира, в котором нужно шагать строем и быть стандартизированным винтиком системы. Для нонконформизма характерны:
· отрицание коллективизма;
· разрушение канонов прошлого;
· изображение тонких, глубоких чувств и эмоций, попытки показать всю многогранность человеческих страстей;
· сложность ассоциаций и метафор;
· попытки выйти за рамки принятых норм изображения, подачи и даже морали.
Нонконформизм называют «советским андеграундом» и наследником русского авангарда. Российские теоретики культуры считают, что одним из первых, кто употребил термин «нонконформизм» стал Александр Глезер, коллекционер. Это случилось в 1977 году в парижском альманахе «Аполлон-77».
Впоследствии оборот концепта становится все активнее. С ним ассоциируют всю неофициальную линию в советском искусстве. Свободолюбие, эксперименты, протест – все это резко контрастировало с официально «разрешенным» творчеством.
Стоит отметить, что 1977 год нельзя назвать точкой отсчета протестной культуры. Здесь не может быть какого-нибудь категоричного датирования, поскольку история диссидентского движения в СССР начинается гораздо раньше. Художник Алек Рапопорт отмечает, что «нонконформизм существовал всегда в СССР. Если при Сталине это был вопрос стиля и тематики, то сегодняшний нонконформизм – это вопрос сотрудничества или несотрудничества с властями, которые как огня боятся любых неуправляемых процессов».
Нонконформизм в советском искусстве неотъемлемо связан с интересом к достижениям эпохи авангарда 1910-20-х гг. и последовательным восприятием его идей, поэтому в литераторе имеет часто определение «второй русский авангард». Советский нонконформизм включает несколько неформальных объединений, в том числе «Лианозовская группа» (Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Лев Кропивницкий), «Московский концептуализм» (Илья Кабаков, Андрей Монастырский и арт-группа Коллективные действия, Эрик Булатов, Дмитрий Пригов, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Никита Алексеев и др., группа «Гнездо»), Соц-арт (Виталий Комар и Александр Меламид), «митьки» и др.
Лианозовский круг
Одним из пионеров нонконформизма стала группа «Лианозовский круг». Название связано с тем, что многие художники-члены группы жили неподалеку от подмосковной станции Лианозово. Они использовали особые методы изобразительного искусства:
· абстракцию (Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Лев Кропивницкий);
· коллажи из фрагментов картин, газет и т.д. (Лев Кропивницкий, Владимир Немухин);
· реализм бараков (Оскар Рабин).
Эти и другие формы прекрасно сосуществовали вместе. Художник в этой концепции был не первооткрывателем, а пользователем готовым форм, иногда картины создавались с применением чужих работ. Например, Немухин использовал игральные карты, которые стали его фирменным мотивом. Мастеркова создавала композиции из церковных атрибутов и чисел, а Рабин дополнял свои пейзажи изображениями документов, икон, вырезками из газеты «Правда».
Самой востребованной формой была абстракция. Но, если в послевоенном модернизме Европы такой метод символизировал жажду нового мирового порядка, то в СССР абстракция выступает в роли знамени индивидуализма. Некоторые теоретики культуры утверждают, что катализатором нонконформизма стали выставки американского и европейского абстрактного экспрессионизма в конце 50-х годов.
Концептуализм и соц-арт
В 70-е годы в рамках нонконформизма начал развиваться концептуализм. Это весьма специфический жанр, он не отрицает значимость традиционного искусства, но безразлично удаляется с этого пространства в некую «другую деятельность». Направление имеет дело не столько с объектами, сколько с идеями, которые художник хочет продемонстрировать с помощью объектов. Советский концептуализм развивался в изоляции и отличался от западного. В нем красной линией проходила идея борьбы с замкнутыми системами, мышлением проектами и любыми формами тотальности.
В Советском Союзе начала 70-х годов было две организации, где культивировали эту эстетику, обе были сосредоточены в Москве. Организацию Ильи Кабакова называли «московским концептуальным кругом», организацию Виталия Комара и Александра Меламида – «соц-артом».
Как и авангард начала века, искусство 70-х апеллировало к станковой живописи. Но если ключевой позицией русского авангарда была критика картины, то в 70-е появился новый тренд – «критика картиной». Художники обнаруживали и изобличали истинные намерения советской живописи. В их интерпретации картина была не «окном в мир», а «экраном», с помощью которого транслировалась вполне определенная и конкретная идеология.
Перфомансы как элемент нонконформизма
Центральным феноменом «московского концептуального круга» стала созданная Андреем Монастырским художественная группа «Коллективные действия». Формация привлекала внимание не картинами, а необычными перфомансами и акциями.
Перфомансы, в основном, проходили за городом. Зрители участвовали в действии («ситуации»), сюжет которого им был неизвестен. Нужно было преодолеть маршрут пешком и на электричке, параллельно выполняя весьма странные инструкции. По задумке организаторов, зритель-участник должен был постоянно находиться в состоянии напряженного ожидания-непонимания («пустое действие»). И вот, после череды бессмысленных, на первый взгляд, действий, почти в состоянии транса человек мог созерцать «появление» или «ложное событие». Это мог быть любой объект и явление. Например, в перфомансе «Лозунг 77» пиком стало появление транспаранта, содержание которого отрицало само место действие. На нем было написано: «Я ни на что не жалуюсь, и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах». А в перфомансе «Комедия» 2 человеческие фигуры постепенно сливались в одну (один человек скрывался под балахоном другого).
Таким образом, можно сделать вывод, что главным продуктом акции был не предмет искусства, а сильное экзистенциальное переживание. Этот признак можно обнаружить и в чертах современного искусства.
Борьба с нонконформистами
Художники-нонконформисты пытались выставлять свои работы, но на протяжении почти 20 лет их попытки были тщетны. Экспозиции закрывались, а мастеров обвиняли в пропаганде буржуазной идеологии и называли бездарями. В 74 году преследования властей приняли угрожающий характер. К борьбе подключили КГБ, творцов увозили на Лубянку, шантажировали, оказывали давление.
15 сентября 1974 года произошло знаковое событие. Живописцы осознали, что смогут выстоять, только если объединятся и устроят массовую акцию протеста. И организовали на пустыре в Беляево-Богородском экспозицию под открытым небом. Выставка была разнесена в клочья (использовали бульдозеры и поливальные машины), а инициаторов мероприятия арестовали.
Событие было резонансным, и вызвало шквал возмущения на Западе. Под гнетом общественного давления власти были вынуждены пойти на компромисс: 29 сентября состоялась первая официально разрешенная выставка. Однако работы проходили цензуру, и о полной свободе речи не шло.
Работы лучших художников-нонконформистов
Работы нонконформистов пользовались большим спросом за границей. География экспозиций была широка, например:
· Шемякин – Франция, США, Япония;
· Рабин и Купер – Франция, США, Швейцария;
· Заборов – Западная Германия, США, Франция;
· Комара и Меламид – Европа и США.
Групповые выставки также проходили в Италии, Англии, Колумбии, Бельгии, Канаде. Наконец, в 80-е годы нонконформисты начали свободно выставляться и в СССР.
В антикварном магазине «Русская Антикварная Галерея» можно ознакомиться с работами лучших художников-нонконформистов. Эротические зарисовки Колли, космические мотивы Дунича, эффектные портреты Юрпалова, многофигурные композиции Чубарова: вы наверняка найдете картины, которые затронут ноты вашей души. Пополните свою коллекцию работами нонконформистов – свободным и бесстрашным искусством «вопреки».
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.