Нонконформизм

Нонконформизм – в советском изобразительном искусстве понятие, определяющее художников 1950-1980-х гг., не признанных официальной советской властью и ставших по политическим и идеологическим убеждениям в оппозицию государственной доктрине в сфере культуры. Художники-нонконформисты не имели либо вовсе возможности выставляться на публичных выставочных площадках страны, либо, подвергаясь жесткой цензуре и критике, быстро выводились в круг андеграундной подпольной среды с характерными квартирными выставками, так называемыми «квартирниками».

В 1990-х годах многие образцы «неофициального искусства» вошли в фонд и экспозицию ГТГ, Русского музея, Московского музея современного искусства, Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), и в частных галереях

Нонконформизм в общем смысле – это отрицание общепринятых принципов и основ. Например, Джордано Бруно можно назвать нонконформистом, потому что в своих открытиях он опережал время и был отвергнут обществом.

Нонконформизм как направление в изобразительном искусстве сформировался в СССР 50-80 годов. Фактически, это было подпольным, неофициальным течением. Советская власть не признавала художников-оппозиционеров, а их работы подвергались жесткой цензуре.

Создатели нонконформизма не придерживались предписанной программы социалистического реализма, сформулированной на первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. Поначалу художники не представляли конкретное официальное движение, их стиль, идеология и мировоззрение разнились. Искусство не было выражением политического несогласия, мастеров объединяла вера в свободу творческого индивидуального самовыражения. Такой подход не был запрещен, пока это касалось частных лиц, однако, когда это было показано публично, начались репрессии и преследования. Такое положение дел заставляло художников-нонконформистов работать в одиночестве и без официального признания.

Большинство бывших нонконформистов стали основоположниками значимых художественных тенденций второй половины 20 века и получили мировое признание. В их числе Оскар Рабин, Лев Кропивницкий, Илья Кабаков, Лидия Мастеркова. Раньше их выставки можно было организовать только в рамках «квартирника», которые изредка разрастались в фестивали. Это влияло и на форму произведений: создавались картины небольшого размера (а если большого, то имитирующее жэковские стенды), специфика условий существования поспособствовала появлению жанра альбома. А сегодня работы нонконформистов демонстрируют в Третьяковской галерее, картины бьют рекорды продаж на аукционах.

Особенности направления

В отличие от официального, одобренного властями искусства, нонконформизм был гимном свободе и уникальности каждого отдельно взятого человека. Идеалистическая основа течения – личные представления художника о прекрасном. В этом был бунтарский протест против мира, в котором нужно шагать строем и быть стандартизированным винтиком системы. Для нонконформизма характерны:

· отрицание коллективизма;

· разрушение канонов прошлого;

· изображение тонких, глубоких чувств и эмоций, попытки показать всю многогранность человеческих страстей;

· сложность ассоциаций и метафор;

· попытки выйти за рамки принятых норм изображения, подачи и даже морали.

Нонконформизм называют «советским андеграундом» и наследником русского авангарда. Российские теоретики культуры считают, что одним из первых, кто употребил термин «нонконформизм» стал Александр Глезер, коллекционер. Это случилось в 1977 году в парижском альманахе «Аполлон-77».

Впоследствии оборот концепта становится все активнее. С ним ассоциируют всю неофициальную линию в советском искусстве. Свободолюбие, эксперименты, протест – все это резко контрастировало с официально «разрешенным» творчеством.

Стоит отметить, что 1977 год нельзя назвать точкой отсчета протестной культуры. Здесь не может быть какого-нибудь категоричного датирования, поскольку история диссидентского движения в СССР начинается гораздо раньше. Художник Алек Рапопорт отмечает, что «нонконформизм существовал всегда в СССР. Если при Сталине это был вопрос стиля и тематики, то сегодняшний нонконформизм – это вопрос сотрудничества или несотрудничества с властями, которые как огня боятся любых неуправляемых процессов».

Нонконформизм в советском искусстве неотъемлемо связан с интересом к достижениям эпохи авангарда 1910-20-х гг. и последовательным восприятием его идей, поэтому в литераторе имеет часто определение «второй русский авангард». Советский нонконформизм включает несколько неформальных объединений, в том числе «Лианозовская группа» (Оскар Рабин, Николай Вечтомов, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Лев Кропивницкий), «Московский концептуализм» (Илья Кабаков, Андрей Монастырский и арт-группа Коллективные действия, Эрик Булатов, Дмитрий Пригов, Виктор Пивоваров, Павел Пепперштейн, Никита Алексеев и др., группа «Гнездо»), Соц-арт (Виталий Комар и Александр Меламид), «митьки» и др.

Лианозовский круг

Одним из пионеров нонконформизма стала группа «Лианозовский круг». Название связано с тем, что многие художники-члены группы жили неподалеку от подмосковной станции Лианозово. Они использовали особые методы изобразительного искусства:

· абстракцию (Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Лев Кропивницкий);

· коллажи из фрагментов картин, газет и т.д. (Лев Кропивницкий, Владимир Немухин);

· реализм бараков (Оскар Рабин).

Эти и другие формы прекрасно сосуществовали вместе. Художник в этой концепции был не первооткрывателем, а пользователем готовым форм, иногда картины создавались с применением чужих работ. Например, Немухин использовал игральные карты, которые стали его фирменным мотивом. Мастеркова создавала композиции из церковных атрибутов и чисел, а Рабин дополнял свои пейзажи изображениями документов, икон, вырезками из газеты «Правда».

Самой востребованной формой была абстракция. Но, если в послевоенном модернизме Европы такой метод символизировал жажду нового мирового порядка, то в СССР абстракция выступает в роли знамени индивидуализма. Некоторые теоретики культуры утверждают, что катализатором нонконформизма стали выставки американского и европейского абстрактного экспрессионизма в конце 50-х годов.

Концептуализм и соц-арт

В 70-е годы в рамках нонконформизма начал развиваться концептуализм. Это весьма специфический жанр, он не отрицает значимость традиционного искусства, но безразлично удаляется с этого пространства в некую «другую деятельность». Направление имеет дело не столько с объектами, сколько с идеями, которые художник хочет продемонстрировать с помощью объектов. Советский концептуализм развивался в изоляции и отличался от западного. В нем красной линией проходила идея борьбы с замкнутыми системами, мышлением проектами и любыми формами тотальности.

В Советском Союзе начала 70-х годов было две организации, где культивировали эту эстетику, обе были сосредоточены в Москве. Организацию Ильи Кабакова называли «московским концептуальным кругом», организацию Виталия Комара и Александра Меламида – «соц-артом».

Как и авангард начала века, искусство 70-х апеллировало к станковой живописи. Но если ключевой позицией русского авангарда была критика картины, то в 70-е появился новый тренд – «критика картиной». Художники обнаруживали и изобличали истинные намерения советской живописи. В их интерпретации картина была не «окном в мир», а «экраном», с помощью которого транслировалась вполне определенная и конкретная идеология.

Перфомансы как элемент нонконформизма

Центральным феноменом «московского концептуального круга» стала созданная Андреем Монастырским художественная группа «Коллективные действия». Формация привлекала внимание не картинами, а необычными перфомансами и акциями.

Перфомансы, в основном, проходили за городом. Зрители участвовали в действии («ситуации»), сюжет которого им был неизвестен. Нужно было преодолеть маршрут пешком и на электричке, параллельно выполняя весьма странные инструкции. По задумке организаторов, зритель-участник должен был постоянно находиться в состоянии напряженного ожидания-непонимания («пустое действие»). И вот, после череды бессмысленных, на первый взгляд, действий, почти в состоянии транса человек мог созерцать «появление» или «ложное событие». Это мог быть любой объект и явление. Например, в перфомансе «Лозунг 77» пиком стало появление транспаранта, содержание которого отрицало само место действие. На нем было написано: «Я ни на что не жалуюсь, и мне все нравится, несмотря на то, что я здесь никогда не был и не знаю ничего об этих местах». А в перфомансе «Комедия» 2 человеческие фигуры постепенно сливались в одну (один человек скрывался под балахоном другого).

Таким образом, можно сделать вывод, что главным продуктом акции был не предмет искусства, а сильное экзистенциальное переживание. Этот признак можно обнаружить и в чертах современного искусства.

Борьба с нонконформистами

Художники-нонконформисты пытались выставлять свои работы, но на протяжении почти 20 лет их попытки были тщетны. Экспозиции закрывались, а мастеров обвиняли в пропаганде буржуазной идеологии и называли бездарями. В 74 году преследования властей приняли угрожающий характер. К борьбе подключили КГБ, творцов увозили на Лубянку, шантажировали, оказывали давление.

15 сентября 1974 года произошло знаковое событие. Живописцы осознали, что смогут выстоять, только если объединятся и устроят массовую акцию протеста. И организовали на пустыре в Беляево-Богородском экспозицию под открытым небом. Выставка была разнесена в клочья (использовали бульдозеры и поливальные машины), а инициаторов мероприятия арестовали.

Событие было резонансным, и вызвало шквал возмущения на Западе. Под гнетом общественного давления власти были вынуждены пойти на компромисс: 29 сентября состоялась первая официально разрешенная выставка. Однако работы проходили цензуру, и о полной свободе речи не шло.

Работы лучших художников-нонконформистов

Работы нонконформистов пользовались большим спросом за границей. География экспозиций была широка, например:

· Шемякин – Франция, США, Япония;

· Рабин и Купер – Франция, США, Швейцария;

· Заборов – Западная Германия, США, Франция;

· Комара и Меламид – Европа и США.

Групповые выставки также проходили в Италии, Англии, Колумбии, Бельгии, Канаде. Наконец, в 80-е годы нонконформисты начали свободно выставляться и в СССР.

В антикварном магазине «Русская Антикварная Галерея» можно ознакомиться с работами лучших художников-нонконформистов. Эротические зарисовки Колли, космические мотивы Дунича, эффектные портреты Юрпалова, многофигурные композиции Чубарова: вы наверняка найдете картины, которые затронут ноты вашей души. Пополните свою коллекцию работами нонконформистов – свободным и бесстрашным искусством «вопреки».

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Пролетарий» СССР, 1970-е годы
Картина «Пролетарий» СССР, 1970-е годы
Картина «Танец» СССР, 1980-е годы
Картина «Танец» СССР, 1980-е годы
Картина «В оковах» СССР, 1970-е годы
Картина «В оковах» СССР, 1970-е годы
Картина «Вид на горы» Россия, 1992 год
Картина «Вид на горы» Россия, 1992 год
Картина «Спички» СССР, 1988 год
Картина «Спички» СССР, 1988 год
Картина «Кассета» СССР, 1988 год
Картина «Кассета» СССР, 1988 год