Барокко — стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
Барокко ( по итальянский «barocco», буквально — странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца 16 – середины 18 веков. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория.) Одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) — эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. Д’Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии).

Создание барокко приходится на 70–80-е года XVI в., однако истоки этого стиля берут начало с эпохи Возрождения, конкретней с творчества Микеланджело, которого и прозвали «отцом барокко».

Появление стиля связывают с общим и социальным кризисом гуманизма, а также обострением феодально-церковной реакции, которая выступала против проявления тенденций интеллектуализации искусства, против научно-технических открытий и достижений в этой области, расшатывающих идеологические устои одной из конфессий, называемых католицизм. Противостояние «сил разума» нового времени и мистицизма периода средневековья сопровождалось острыми конфликтами и противоречиями в социальной сфере.

Римско-католическая церковь, руководствуясь одной лишь целью – укрепить веру в народе, стремилась использовать с пользой неординарность и удивительную силу барокко. Этот стиль был поддержан и вышестоящими чинами, которые узрели в нем средство, способное отразить власть и господство. Именно поэтому барокко стало популярным там, где правил католицизм или руководящие круги достаточно позаботились о его распространении. В результате барокко стало не просто популярным в Европе, но и, с помощью испанцев, достигло берегов США, где по сей день называется «испанским стилем».

Архитектура

Такой стиль очень удачно вписался в архитектуру, тем самым, отражая возрастающую роль эмоционального посыла. Противостояние чувств, внутреннее напряжение, подчеркнутость архитектурных форм – типичные черты, полноценно отражающие содержание произведений. Архитектурные линии объекта теряют свое гармоничное равновесие:

· Симметричное становится напряженным.

· Круг превращается в эллипсоид, квадрат – в параллелепипед.

· Понятные и четкие уравновешенные пропорции превращаются в сложные ритмические построения, многообразные пропорции.

· Несовершенность форм сочетается с конкретными рациональными чертами, выступающими как результат отражения новых достижений в искусстве.

Родина архитектуры барокко – Рим. Стиль был утвержден, в первую очередь, в церковном строительстве и отделке зданий. Наиболее богатые сооружения имели шикарную внутреннюю отделку: лепнину, скульптуры, художественные росписи, облицовку стен цветным мрамором и пр. Рисунки на потолке и стенах впечатляли, создавая обманчивые и пространственные эффекты для восприятия. Колонны, украшенные со всех сторон ангелочками и божествами, и уходящие в потолок, создавали эффект бесконечного продолжения стены вплоть до самых облаков.

В церкви Санта Сусанна этот стиль давно использовался в архитектуре и живописи. Двухъярусный фасад церкви, украшенный полуколоннами и вертикальными выступами стены, завершает треугольный фронтон. Стены ниши прячут внутри красивые статуи, создающие тревожную игру света и тени.

Немного о скульптуре

Скульптура в эпоху барокко была неотъемлемой частью архитектурного образа. Идолы и статуи украшали фасад большинства зданий и помещений, однако в них не было того смысла, который им

придавали ранее в церквях, во времена средневековья. Скульптуры считались простой декорацией и эмоциональным дополнением к архитектурному образу зданий. В парках возводили целые скульптурные группы с античными персонажами, на площадях городов устанавливали памятники правителям и многочисленные статуи, делающие оживленнее места скопления людей.

Скульптуры барокко отличаются живописностью и беспокойством. Люди предстают в роскошных развевающихся на ветру одеждах, иногда без одежды и в неординарной позе. Извилины и неопределенность очертаний статуй выполнены благодаря многочисленным деталям, пышным драпировкам, утрированным жестам. В статуях можно увидеть сочетание силы и неуемной страсти, они вынуждают людей восхищаться и задумываться о прекрасном.

Живопись XVII века

В эпоху стиля барокко живопись приобрела важное значение, существенно расширив ее возможности, и обогатив этот вид искусства другими, более новыми жанрами. Параллельно с религиозными и мифологическими тематиками, не меньшее внимание уделялось и окружающему миру современности.

Живопись барокко делят на 3 части:

· церковная;

· придворная;

· буржуазная.

В церковной живописи стиля барокко Италия достигла наибольших высот, а буржуазное искусство расцвело в стране тюльпанов – Голландии.

Художники стиля барокко отдают предпочтение теплым, мягким тонам и подтонам, градиентам с плавной сменой цветов, ярким контрастам бледных и темных тонов. Особое внимание уделялось четкой передаче поверхности различных объектов.

Классические барочные картины отражают драму, заставляя чувствовать напряжение и переживания. На полотнах отражено много переходов, начиная от неустойчивых поз до резких движений, от видимости страдания до эффектной жестикуляции. Все это усиливает впечатление от живописи, пронизывает одновременным ощущением страданий и радости изображенных персонажей.

Для живописи барокко характерны натюрморты, отражающие жизненные блага людей. Часто встречаются изображения дорогой утвари, кубков из хрусталя, прозрачных бокалов, больших античных ваз, наполненных спелыми ягодами и фруктами.

В эпоху барокко также писали пейзажи, наполненные глубиной и бесконечным смыслом. На фоне залитого светом пространства изображали густо заселенные леса, старые руины, колонны и прочие памятки античного мира.

Достижения стиля барокко в разных областях: архитектура

В прошлую эпоху, когда стиль барокко взял свое начало и начал активно развиваться, было возведено множество шикарных дворцов, вокруг которых простирались парки с аллеями, на городских площадях возвышались памятники, статуи и ряд архитектурных ансамблей.

Согласно данным истории, родиной барочной архитектуры является итальянский город Рим. В Италии жил знаменитый архитектор и скульптор того времени Лоренцо Бернини, который создал множество работ, став основоположником стиля.

Выйдя за пределы родной Италии, архитектура барокко в каждой стране зарекомендовала себя по-разному. Лучшие примеры, отражающие мастерство и роскошь, стали дворец Бельведер в Вене и Цвингер в Дрездене.

Во Франции архитектура барочного стиля пошла своим путем, в ней не было столько излишеств, сколько могли позволить себе итальянцы. Барокко во Франции следовало в классическом направлении. Сооружения здесь возводились симметричными, с ровной крышей и стенами. На фоне сдержанного внешнего вида здания внутренняя отделка разительно отличалась. Яркий пример тому – Версаль с огромной Зеркальной галереей, ставший образцом строительства дворцов всей Европы.

Подобное направление барочного стиля, приближенное к классицизму, господствовало также и в Англии. Самый известный памятник архитектуры прошлых лет – Собор Св. Павла в Лондоне.

В начале XVIII века в России стал использоваться нестандартный стиль «русского барокко». Все величественные дворцы и крупные строения в Петербурге были построены по барочному стилю, в их числе широко известный Зимний дворец, нынешний Эрмитаж.

В Украине и Литве архитектура барокко произошла другим путем, ее распространяла римско-католическая церковь. В этот же период в Литве барокко набирало обороты, переживая блестящий рассвет. Вильнюс, являющийся столицей Литовского государства, приобрел новый облик. Лучшие образы прошедшей эпохи сохранились по сей день – Петропавловский собор, Университет.

Скульптура

В стиле барокко скульптура является его неотъемлемой частью. Всемирную известность получил скульптор итальянского происхождения Лоренцо Бернини (1598–1680). Работы мастера, которые стали известными:

· «Аполлон и Дафна»;

· «Похищение Прозерпины»;

· «Экстаз Святой Терезы».

Согласно историческим данным, в Италии прошлого века, в эпоху барочного стиля широко распространены были скульптуры из дерева. Мастера делали таким скульптурам глаза из стекла и слезинки на щеках, одевали поверх одежду, чтобы придать правдоподобности их внешнему виду.

Живопись

Барочная живопись в Испании представлена такими художниками, как Эль Греко, Хусебе де Рибера, Франциско де Сурбаран. Зачастую они писали картины, отличающиеся легкостью восприятия и экспрессией, на темы Бога и религии.

Великий мастер фламандской живописи – Петер Пауль Рубенс. Заслуженной его работой является картина «Мадонна в венке». Живописец выпускал в свет десятки работ на разные тематики: история, мифология, религия и пр.

Барочный стиль подарил миру немало прекрасных произведений искусства, помимо скульптуры и архитектуры, он также вошел в быт и жизнь людей. Именно в эпоху барокко были изобретены такие предметы, как письменные шкафы, тумбы, комоды, балдахины, шикарные кареты и прочие элементы интерьера, которые используются по сей день.

В заключение можно отметить, что стиль барокко характеризуется необычностью, он поглощает не только архитектуру, скульптуру и живопись, но и жизнь человека прошедшей эпохи. В настоящее время идеи барокко используют многие модельеры, дизайнеры и архитекторы, создавая новые шедевры современной истории.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Скульптурная композиция «Моцарт» Западная Европа, Франция(?), конец XIX- начало XX век
Скульптурная композиция «Моцарт» Западная Европа, Франция(?), конец XIX- начало XX век
Кресла в стиле барокко Западная Европа. Конец 19 века
Кресла в стиле барокко Западная Европа. Конец 19 века
Шкаф прилавок в стиле Буль Западная Европа вторая половина 19 века
Шкаф прилавок в стиле Буль Западная Европа вторая половина 19 века
Люстра бронзовая в барочном стиле Западная Европа. Конец 19-го века
Люстра бронзовая в барочном стиле Западная Европа. Конец 19-го века