Барокко — стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.
Барокко ( по итальянский «barocco», буквально — странный, причудливый), одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца 16 – середины 18 веков. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория.) Одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, В. В. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм, для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) — эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Принципы барокко преломились в литературе (П. Кальдерон в Испании, Т. Тассо в Италии, А. Д’Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов в России), театре, музыке (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди, А. Чести в Италии, Д. Букстехуде, Р. Кайзер в Германии).

Создание барокко приходится на 70–80-е года XVI в., однако истоки этого стиля берут начало с эпохи Возрождения, конкретней с творчества Микеланджело, которого и прозвали «отцом барокко».

Появление стиля связывают с общим и социальным кризисом гуманизма, а также обострением феодально-церковной реакции, которая выступала против проявления тенденций интеллектуализации искусства, против научно-технических открытий и достижений в этой области, расшатывающих идеологические устои одной из конфессий, называемых католицизм. Противостояние «сил разума» нового времени и мистицизма периода средневековья сопровождалось острыми конфликтами и противоречиями в социальной сфере.

Римско-католическая церковь, руководствуясь одной лишь целью – укрепить веру в народе, стремилась использовать с пользой неординарность и удивительную силу барокко. Этот стиль был поддержан и вышестоящими чинами, которые узрели в нем средство, способное отразить власть и господство. Именно поэтому барокко стало популярным там, где правил католицизм или руководящие круги достаточно позаботились о его распространении. В результате барокко стало не просто популярным в Европе, но и, с помощью испанцев, достигло берегов США, где по сей день называется «испанским стилем».

Архитектура

Такой стиль очень удачно вписался в архитектуру, тем самым, отражая возрастающую роль эмоционального посыла. Противостояние чувств, внутреннее напряжение, подчеркнутость архитектурных форм – типичные черты, полноценно отражающие содержание произведений. Архитектурные линии объекта теряют свое гармоничное равновесие:

· Симметричное становится напряженным.

· Круг превращается в эллипсоид, квадрат – в параллелепипед.

· Понятные и четкие уравновешенные пропорции превращаются в сложные ритмические построения, многообразные пропорции.

· Несовершенность форм сочетается с конкретными рациональными чертами, выступающими как результат отражения новых достижений в искусстве.

Родина архитектуры барокко – Рим. Стиль был утвержден, в первую очередь, в церковном строительстве и отделке зданий. Наиболее богатые сооружения имели шикарную внутреннюю отделку: лепнину, скульптуры, художественные росписи, облицовку стен цветным мрамором и пр. Рисунки на потолке и стенах впечатляли, создавая обманчивые и пространственные эффекты для восприятия. Колонны, украшенные со всех сторон ангелочками и божествами, и уходящие в потолок, создавали эффект бесконечного продолжения стены вплоть до самых облаков.

В церкви Санта Сусанна этот стиль давно использовался в архитектуре и живописи. Двухъярусный фасад церкви, украшенный полуколоннами и вертикальными выступами стены, завершает треугольный фронтон. Стены ниши прячут внутри красивые статуи, создающие тревожную игру света и тени.

Немного о скульптуре

Скульптура в эпоху барокко была неотъемлемой частью архитектурного образа. Идолы и статуи украшали фасад большинства зданий и помещений, однако в них не было того смысла, который им

придавали ранее в церквях, во времена средневековья. Скульптуры считались простой декорацией и эмоциональным дополнением к архитектурному образу зданий. В парках возводили целые скульптурные группы с античными персонажами, на площадях городов устанавливали памятники правителям и многочисленные статуи, делающие оживленнее места скопления людей.

Скульптуры барокко отличаются живописностью и беспокойством. Люди предстают в роскошных развевающихся на ветру одеждах, иногда без одежды и в неординарной позе. Извилины и неопределенность очертаний статуй выполнены благодаря многочисленным деталям, пышным драпировкам, утрированным жестам. В статуях можно увидеть сочетание силы и неуемной страсти, они вынуждают людей восхищаться и задумываться о прекрасном.

Живопись XVII века

В эпоху стиля барокко живопись приобрела важное значение, существенно расширив ее возможности, и обогатив этот вид искусства другими, более новыми жанрами. Параллельно с религиозными и мифологическими тематиками, не меньшее внимание уделялось и окружающему миру современности.

Живопись барокко делят на 3 части:

· церковная;

· придворная;

· буржуазная.

В церковной живописи стиля барокко Италия достигла наибольших высот, а буржуазное искусство расцвело в стране тюльпанов – Голландии.

Художники стиля барокко отдают предпочтение теплым, мягким тонам и подтонам, градиентам с плавной сменой цветов, ярким контрастам бледных и темных тонов. Особое внимание уделялось четкой передаче поверхности различных объектов.

Классические барочные картины отражают драму, заставляя чувствовать напряжение и переживания. На полотнах отражено много переходов, начиная от неустойчивых поз до резких движений, от видимости страдания до эффектной жестикуляции. Все это усиливает впечатление от живописи, пронизывает одновременным ощущением страданий и радости изображенных персонажей.

Для живописи барокко характерны натюрморты, отражающие жизненные блага людей. Часто встречаются изображения дорогой утвари, кубков из хрусталя, прозрачных бокалов, больших античных ваз, наполненных спелыми ягодами и фруктами.

В эпоху барокко также писали пейзажи, наполненные глубиной и бесконечным смыслом. На фоне залитого светом пространства изображали густо заселенные леса, старые руины, колонны и прочие памятки античного мира.

Достижения стиля барокко в разных областях: архитектура

В прошлую эпоху, когда стиль барокко взял свое начало и начал активно развиваться, было возведено множество шикарных дворцов, вокруг которых простирались парки с аллеями, на городских площадях возвышались памятники, статуи и ряд архитектурных ансамблей.

Согласно данным истории, родиной барочной архитектуры является итальянский город Рим. В Италии жил знаменитый архитектор и скульптор того времени Лоренцо Бернини, который создал множество работ, став основоположником стиля.

Выйдя за пределы родной Италии, архитектура барокко в каждой стране зарекомендовала себя по-разному. Лучшие примеры, отражающие мастерство и роскошь, стали дворец Бельведер в Вене и Цвингер в Дрездене.

Во Франции архитектура барочного стиля пошла своим путем, в ней не было столько излишеств, сколько могли позволить себе итальянцы. Барокко во Франции следовало в классическом направлении. Сооружения здесь возводились симметричными, с ровной крышей и стенами. На фоне сдержанного внешнего вида здания внутренняя отделка разительно отличалась. Яркий пример тому – Версаль с огромной Зеркальной галереей, ставший образцом строительства дворцов всей Европы.

Подобное направление барочного стиля, приближенное к классицизму, господствовало также и в Англии. Самый известный памятник архитектуры прошлых лет – Собор Св. Павла в Лондоне.

В начале XVIII века в России стал использоваться нестандартный стиль «русского барокко». Все величественные дворцы и крупные строения в Петербурге были построены по барочному стилю, в их числе широко известный Зимний дворец, нынешний Эрмитаж.

В Украине и Литве архитектура барокко произошла другим путем, ее распространяла римско-католическая церковь. В этот же период в Литве барокко набирало обороты, переживая блестящий рассвет. Вильнюс, являющийся столицей Литовского государства, приобрел новый облик. Лучшие образы прошедшей эпохи сохранились по сей день – Петропавловский собор, Университет.

Скульптура

В стиле барокко скульптура является его неотъемлемой частью. Всемирную известность получил скульптор итальянского происхождения Лоренцо Бернини (1598–1680). Работы мастера, которые стали известными:

· «Аполлон и Дафна»;

· «Похищение Прозерпины»;

· «Экстаз Святой Терезы».

Согласно историческим данным, в Италии прошлого века, в эпоху барочного стиля широко распространены были скульптуры из дерева. Мастера делали таким скульптурам глаза из стекла и слезинки на щеках, одевали поверх одежду, чтобы придать правдоподобности их внешнему виду.

Живопись

Барочная живопись в Испании представлена такими художниками, как Эль Греко, Хусебе де Рибера, Франциско де Сурбаран. Зачастую они писали картины, отличающиеся легкостью восприятия и экспрессией, на темы Бога и религии.

Великий мастер фламандской живописи – Петер Пауль Рубенс. Заслуженной его работой является картина «Мадонна в венке». Живописец выпускал в свет десятки работ на разные тематики: история, мифология, религия и пр.

Барочный стиль подарил миру немало прекрасных произведений искусства, помимо скульптуры и архитектуры, он также вошел в быт и жизнь людей. Именно в эпоху барокко были изобретены такие предметы, как письменные шкафы, тумбы, комоды, балдахины, шикарные кареты и прочие элементы интерьера, которые используются по сей день.

В заключение можно отметить, что стиль барокко характеризуется необычностью, он поглощает не только архитектуру, скульптуру и живопись, но и жизнь человека прошедшей эпохи. В настоящее время идеи барокко используют многие модельеры, дизайнеры и архитекторы, создавая новые шедевры современной истории.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Мраморная колонна под скульптуру Западная Европа, начало 20 века
Мраморная колонна под скульптуру Западная Европа, начало 20 века
Скульптурная композиция «Моцарт» Западная Европа, Франция(?), конец XIX- начало XX век
Скульптурная композиция «Моцарт» Западная Европа, Франция(?), конец XIX- начало XX век
Фарфоровые часы «Времена года» Западная Европа, Германия, последняя четверть XIX века
Фарфоровые часы «Времена года» Западная Европа, Германия, последняя четверть XIX века
Кресла в стиле барокко Западная Европа. Конец 19 века
Кресла в стиле барокко Западная Европа. Конец 19 века
Шкаф прилавок в стиле Буль Западная Европа вторая половина 19 века
Шкаф прилавок в стиле Буль Западная Европа вторая половина 19 века
Люстра бронзовая в барочном стиле Западная Европа. Конец 19-го века
Люстра бронзовая в барочном стиле Западная Европа. Конец 19-го века
Масляные бронзовые золочённые лампы в барочном стиле Западная Европа. Франция. Середина 19-го века
Масляные бронзовые золочённые лампы в барочном стиле Западная Европа. Франция. Середина 19-го века
Чайная пара с цветочными букетами Западная Европа. Вторая половина 19-го века
Орешница «Галантные сцены» Meissen Германия, период правления Марколини, 1774-1814 годы
Орешница «Галантные сцены» Meissen Германия, период правления Марколини, 1774-1814 годы
Пуфик гостиный Западная Европа. Вторая половина 19-го века
Пуфик гостиный Западная Европа. Вторая половина 19-го века