Русско-японская, а затем Первая мировая войны внесли новый импульс в производство лубочной картинки. Вести с фронта, подвиги русских воинов, комические эпизоды, пропаганда, карты военных действий, высмеивание врага печатались и обновлялись еженедельно. В начале Перовой мировой на волне патриотизма многие известные художники участвуют в создании лубочных картинок. Так появляются знаменитые листы из серии «Сегодняшний лубок», созданные Владимиром Маяковским, Казимиром Малевичем, Аристархом Лентуловым и др
Лубок, как отдельное направление искусства, зародился на территории нашей страны в XVII в. И моментально завоевал всеобщую популярность и любовь, во многом, благодаря обилию и разнообразию тематик. Лубочные картинки (или «потешные листки») одинаково ценились как у бедных крестьян, так и городской знати. Лубок успешно заменил газеты, книги и даже иконы. Лубяными картинками украшали интерьер жилищ и гордились их наличием.
История появления
Такое искусство, многими приписываемое русским мастерам, на самом деле возникло в китайских провинциях. В России же предшественниками подобного стиля считаются бумажные иконки, активно распространяемые на местных ярмарках. Первые, кто стал создавать лубочные картинки, стали послушники Киево-Печерской лавры.
Первые лубки на Руси возникли в XVII в. и несли духовную тематику, описывая различные религиозные сюжеты.
Постепенно религиозные изображения лубков стали разбавляться и иными сценками, преимущественно из мирской обыденной жизни. Такие сюжеты пользовались особенной популярностью и стремительно раскупались. В то время лубки называли «фряжскими картинками», так как они во многом дублировали популярные в Европе сюжеты. Придворная знать охотно украшала лубяными картинками домашние интерьеры.
Массовая увлеченность лубками спровоцировала установление контроля за их производством со стороны специальных надзорных органов. Чиновники следили, чтобы изображения на картинках царствующих особ выглядело презентабельно, а церковники ратовали за отсутствие ереси на распространяемых рисунках. Но строгие предписания выполнялись не везде, и на ярмарках можно было встретить лубки вольного содержания, порой даже провокационного.
Развитие направления
В XVIII в. местная знать потеряла интерес к лубочным картинкам, но лубки по-прежнему оставались на пике популярности у купцов, ремесленников и представителей мещанских сословий. Поэтому правительство издало в 1721 г. строгий указ, запрещающий свободную продажу лубков (власти считали их мощным пропагандистским оружием). Теперь лубяные картинки создавались только на специальных предприятиях и тиражировались по особому распоряжению-разрешению.
В XIX в. лубяные картинки особенно полюбились простым крестьянам. В те времена лубками были украшены практически все деревенские избы. А знать, высокопоставленные люди и художники относили этот вид искусства к примитивному и низкопробному. Но продажи лубяных картинок исчислялось сотнями тысяч – ими бойко торговали офени (бродячие торговцы-коробейники).
Особенности изготовления лубяных картинок
Изначально лубки создавались на досках из липы. По одной из версии именно поэтому картинки получили название «лубяные», то есть «липовые». Само производство подразделялось на следующие шаги:
1. Местный живописец аккуратно наносил задуманный рисунок на липовую дощечку.
2. Вырезал изображение столярными инструментами.
3. Покрывал нанесенный рисунок краской.
4. Последним этапом становилось прессованная печать. Причем при прокрашивании выемки изображения оставались не тронутыми. Прессом окрашивались только выступающие части рисунка.
Самые первые лубяные картинки были черно-белыми и изготавливались на дешевом материале серого окраса.
Вскоре стали возникать специализированные печатные артели по производству лубков. Известной стала гравировальная палата, открытая Петром I. В ней трудились самые опытные и известные художники, получившие европейское образование. Деревянные дощечки сменили медными пластинами, само изображение процарапывалось и покрывалось краской, затем делали оттиски. Развитие технологии со временем дало возможность получения особенно четких, плавных линий на лубках с отчетливо прорисованными мельчайшими деталями.
Готовые оттиски из мастерских развозили по местным деревням, где за умеренную плату девушки и дети-подростки окрашивали картинки. При окраске использовались только четыре основных цвета. Конечно, о качестве прокрашивания рисунков не могло быть и речи. Но обыватели ценили такие картинки за присущий им юмор и сатиру. В XIX в. на Руси стали появляться фабрики по производству лубков.
Основная тематика лубков
Благодаря невысокой стоимости лубяных изображений, они приобрели особенную популярность у крестьянского люда. Лубки были для них основным источником текущих новостей. Смысл рисунков был доступен даже неграмотным и непросвещенным крестьянам. Картинки несли различную направленность.
Ценности семьи
Такая тематика пользовалась особенным спросом. Лубки создавались в назидательных целях, были нравоучительными и воспитывали у подрастающего поколения нравственные основы. В них резко осуждалось распутство, разгульная легкомысленная жизнь, беспечная трата денег, пьянство, супружеские измены. Такие картинки восхваляли и прославляли героизм и мощь воинов, традиционные семейные ценности.
Религия
Лубки, созданные по религиозным тематикам, также активно раскупались как крестьянами, так и купцами. Смысл картинок заключался в описании библейских преданий, религиозных празднествах. На них изображались святые, церковные календари с праздниками и даже миниатюрные иконы. Популярностью пользовались и лубки о том, при каких хворях какому святому молится об исцелении, а также картинки с молитвами.
Политика
Именно с помощью лубяных картинок местные крестьяне получали всю достоверную информацию о политической жизни страны, какие масштабные события в ней происходят, какие битвы проводятся. Тексты издатели лубков брали из газет и переписывали их понятным
для малограмотного населения языком. Часто такие лубки приукрашали несуществующими победами во благо патриотического роста.
Во времена Отечественной войны (1812 г.) лубяные картинки применяли для укрепления патриотизма населения. Их сюжеты высмеивали французов, восхваляя мужество русских солдат.
Небывальщина
Сказки, былины про неведомых чудищ были особенно востребованными у простого люда. Поэтому это тематическое направление также было обыграно в популярных лубяных картинках. Кстати, такие россказни порой подавались под видом настоящих таинственных событий, произошедших на самом деле. Встречаются лубки с описанием таких новостей, как:
· люди, не боящиеся огня;
· быки, обернувшиеся человеком;
· ужасные дети-оборотни о двух головах;
· странные существа, пришедшие из чужеземья;
· морские чудовища, выловленные в северных морях.
Карикатура
Отдельная разновидность лубочных картинок была посвящена сатире и карикатурам. Автора – создатели таких лубков, порой прибегали к грубым и даже агрессивным образам. А текстовка могла состоять из бранных слов. Такие лубки повествовали о приключениях народных героев: Савоськи, Еремы и Парамошки. Карикатурные лубки создавались исключительно в развлекательных целях и не преследовали нравоучительных целей.
Народные сказки
Огромной популярностью пользовались лубочные картинки, несущие сюжетные линии сказок. Главными героями были Бова-королевич, Иван-царевич, Еруслан Лазаревич и Илья-Муромец. Фольклорные персонажи успешно сражались и одерживали победу над семиглавым драконом и ужасным Соловьем-разбойником. Наиболее часто лубки пересказывали такие популярные сказки, как:
· «О Бове-королевиче»;
· «Сказ о Ерше Ершовиче»;
· «Как мыши котка схоронили»;
· «О царевиче Иване и Царь-девице».
Литература
В XIX в. популярными стали лубки, пересказывающие произведения известных писателей того времени. На старинных лубках можно увидеть сюжеты книг Николая Карамзина, Александра Пушкина, Ивана Крылова, Алексея Кольцова и Михаила Лермонтова. Конечно, авторы картинок своевольно искажали и порой до неузнаваемости оригинальный авторский стиль и пересказывали классику по-своему.
«Закат» лубочных картинок
Лубки в России пользовались неизменным успехом и популярностью вплоть до начала прошлого столетия. Их перестали издавать в истинном виде в 1918 г., после того, как печатное дело перешло в единоличные руки государственной власти. Но лубочный жанр еще несколько лет проявлялся в творчестве художников-авангардистов. Использовали такое направление для создания плакатов и листовок. Например, знаменитые плакатные изображения «Окна РОСТА» были созданы именно в этом стиле.
Приобрести картину в лубочном стиле
Лубки, как направление искусства, представляют неугасимый интерес для исследователей и почитателей русского духа. Это творчество представляет особенный интерес – ведь лубяные картинки ярко отображают мировоззрение крестьянства того времени. Лубки можно назвать бесценным сокровищем – уникальным пособием, позволяющим оценить и изучить нравы и быт простого русского народа.
Познакомиться с этой самобытной веткой народного творчества, проникнуться духом мировоззрения крестьянского обывателя можно в салоне «Русская Авангардная Галерея». В каталоге нашего интернет-магазина вы увидите уникальные и редкие лубочные работы мастеров того времени. А используя удобную поисковую систему нашего портала, любой клиент быстро подберет себе то направление лубочного искусства, которое он желает.
При необходимости можно получить и всестороннюю консультацию от опытных консультантов нашего салона. Представленные для приобретения лоты можно забронировать и выкупить любым удобным для покупателя способом. Плюсом становится гибкий индивидуальный подход к каждому клиенту и удобная услуга надомной доставки.
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.