Эклектика

Стиль Эклектика (от греческого eklektikos — выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов. Эклектика в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 века). Эклектика сама по себе не является отдельным стилем, так как ее особенность как раз и заключается в смешении различных стилей на разной основе.

Термин «эклектика» был предложен во II веке греческим мыслителем Потамоном. Основатель школы эклектизма взял чужие идеи – Платона, Аристотеля, стоиков, эпикурейцев, – создав из них общую систему нравственных ценностей. Само слово «эклектика» в переводе с греческого значит «выбранный», «избранный», «отобранный».

Комбинация узнаваемых деталей минувших веков в архитектуре и живописи получила особую популярность в XIX веке. Сегодня эклектика позволяет гармонично вписать в домашний интерьер явные противоположности, например, антикварную мебель классицизма и современный кухонный гарнитур. Для стиля характерно смешение различных традиционных направлений: неоренессанса, необарокко, неорококо, неоготики, неомавританского стиля, неовизантийского и псевдорусского стилей, индо-сарацинского стиля. Эклектика вошла в шкатулку мирового литературного наследия эпохи романтизма. В России она представлена в ранних стихах А.С. Пушкина, а также творчестве В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова. Сегодня эклектизм блистает на подиумах коллекций модной одежды, сочетающих одновременно разные цвета, материалы, фактуры, мужские и женские атрибуты.

История направления эклектика

Важной задачей эклектики стало отражение связи искусства с общественной жизнью. Ее элементы наблюдаются в древнеримском искусстве: прослеживается комбинирование узнаваемых черт культуры Греции, Египта, Передней Азии.

В качестве художественного метода эклектика заявляет о себе в период манерьизма в Европе. По мнению сторонников болонской школы, можно достигнуть совершенства, объединив знаковые черты произведений Ренессанса.

В XVIII веке итальянский архитектор, график Джованни Баттиста Пиранези на основе смешения стилей создавал фантасмагорические офорты. Он заявлял, что истинный художник должен отбирать и сочетать лучшее из египетского, греческого и римского наследия. Также Пиранези впервые показал пример включения в постройки оригинальных скульптур, произведений живописи разных периодов истории. Эпоха романтизма (XVIII–XIX вв.) провозглашала принципы свободного творчества. Архитектор здания Большой оперы в столице Франции Ш.Гарнье подчеркивал, что каждая эпоха прекрасна по-своему, восхищаясь возможностями эклектизма.

XIX век прослыл временем бурного промышленного роста, зарождения новых классов и кризиса эстетики классицизма. На смену последнему творцы пытались предложить что-то совершенно иное, оригинальное, но были обречены на повторы. Эклектика стала виртуозным искусством сочетания, диалога контрастных компонентов внутри одного произведения. С другой стороны, это направление критиковали за поверхностное копирование, подражательность, ощущение безвременья и безликости.

В Российской империи термин «эклектика» впервые был упомянут Николаем Гоголем в статье «Об архитектуре нынешнего времени» (1831). Автор критиковал зодчих, строящих классические античные храмы. Он взывал вместо них возводить в северной столице готику, мавританские минареты, восточные пагоды, показывая красоту на игре контрастных форм. Искусствовед В.Лисовский предлагал разграничивать понятия «эклектика» и «историзм»: изначальное направление пыталось соответствовать образцам оригинала, а для второго характерна большая самостоятельность.

Эклектика в архитектуре

Пик популярности эклектики в европейском и российском зодчестве приходится на 1830-1890 годы. В противовес типовым однообразным зданиям стиль начал широко использоваться в парадном строительстве: первыми изменили облик дворцы, музеи, вокзалы, театры, торговые пассажи. На западе данное направление также связывают с течением романтизма, идеи которого послужили основой для художественного метода. В характеристике стиля также используется понятие «боз-ар», введенное французской школой прикладных искусств, развивающей греческие и римские традиции.

Выдающимися представителями направления эклектики в архитектуре были французы Ш. Гарнье, Г. Давю, П. Абади, англичанин Ч. Бэрри, немец Э. Эберхард фон Ине, американцы Р. М. Хант и Г. Г. Ричардсон. В нашей стране ярыми сторонниками стиля заявлялись Штакеншнейдер А.И., Быковский М.Д., Тон К. А., Каминский А. С., Клейн Р. И., Парланд А. А., Померанцев А. Н., Чичагов Д. Н.

Эклектика имела важное значение для расширения стилистического диапазона и архитектурной вариативности. Она позволила использовать лучшие традиции и создавать на их основе новые образы. Сегодня эклектика проявляется не только к архитектуре, но и дизайне интерьера, одежды.

Эталоном архитектурного проекта в стиле эклектики считается здание оперы Гарнье, созданное в направлении боз-ар. Его отличают нестандартные формы роскошного зрительного зала, украшенного бархатом и позолотой, а фойе представляет собой галерею с окнами. Сооружение включает библиотеку-музей, в котором содержатся архивы и ведутся экскурсии.

Скандинавским примером эклектики является здание оперного театра в Осло. В современном сооружении гармонично сочетаются камень и металл, наклонная крыша. Постройка не выбивается в ансамбле морского порта и на фоне норвежской природы.

В российской архитектуре образцом эклектичности стал храм Христа Спасителя по проекту К.А. Тона. Композиция русско-византийского стиля содержит 36 внешних колонн, 20 арок, 60 окон и 12 дверей. Главы позолоченных куполов выполнены в форме восьмиугольных башен.

Эклектика в живописи

Для изобразительного искусства эклектика наиболее типична в сфере салонного искусства. Понятие «эклектический» в живопись ввел Иоганн Иоаким Винкельман для характеристики произведений Караччи, применявших в картинах сочетание элементов Ренессанса и классические традиции. Карраччи старались совместить линии Микеланджело, цвета Тициана, светотени Корреджо, симметрии Рафаэля.

Наиболее влиятельным сторонником эклектизма в XVIII веке считался сэр Джошуа Рейнольдс, возглавлявший Королевскую академию искусств Лондона. В одном из известных академических дискурсов Рейнольдс заявлял, что художники вправе использовать произведения античности как «журнал общей собственности». В XIX веке к числу ярких представителей эклектики Англии относился Джон Раскин. С середины XX века эклектические тенденции широко распространяются в западноевропейской и американской культурах. Это связано с развитием постмодернизма и трендом ретроспективизма в художественном оформлении, копирующем различные стилистические направления прошлого.

Эклектизм в дизайне интерьера

Понятие «эклектизм» применимо к интерьерам, в которых гармонично сочетаются элементы разных стилей и направлений: неоклассицизма и барокко, французского кантри и ретро-стилистики американского юго-запада.

Стартовой страницей эклектики в истории дизайна стала викторианская эпоха, когда богатые домовладельцы вносили в убранство комнат массу разнородных элементов: декоративные предметы, текстиль, сувениры из разных частей света. В одном зале могли соседствовать восточные ковры, турецкие диваны, каминные полки со статуэтками, иконография и дворцовые люстры. Концепция внутренней отделки значительно изменилась: в моду вошли бархат, плющ и другие плотные ткани темных тонов, натуральная кожа. Предметы мебели не отличались удобством, поскольку их задачей было привлечь внимание. Акцентами служили массивные рамы, фигурные вазы, часы.

В начале XXI века эклектизм по-прежнему актуален, ценится его стремление к выражению творческого свободолюбия. Современные дизайнеры способны вместо нагромождения разноликих вещей создать на основе эклектики интересный, колоритный и эстетичный интерьер.

Антикварная мебель и современные функциональные предметы быта уравновешиваются элементами текстиля и декора, цветовой гаммой, обилием картин, статуэток, сувениров, этническими мотивами. Направление идеально для любителей путешествий, которые хотят сохранить символы пребывания в разных странах. Кроме того, эклектика – возможность объединить в одном доме отражения нескольких эпох, что оценят знатоки истории и культуры или большая семья из нескольких поколений, которые живут под одной крышей. Важные правила выстраивания гармоничного дизайна в этом направлении – сочетание не более трех стилей, четырех основных цветов, акцент на деталях. Тогда предметы не будут конкурировать за внимание, а дополнят и подчеркнут красоту, самобытность. При оформлении зданий в эклектичном направлении нередко применяются винтажные предметы и деревянная мебель ручной работы, обилие подушек, которые подчеркивают комфорт. Главная идея подобного решения – сохранить атмосферу свободы и фантазии, авторский взгляд, продемонстрировать вкус и художественное чутье хозяев.

Где купить произведения в стиле эклектики?

Антикварный магазин «Русская Антикварная Галерея» представляет частным коллекционерам и ценителям искусства широкий выбор старинной мебели в стиле эклектики и элементов декора, которые помогут создать неповторимый интерьер в любом направлении. Резной шкаф в эклектичном стиле, столик с мраморной столешницей, каминный гарнитур, фарфоровые часы, обрамленные зеркала, искусные шкатулки – подберите превосходные изделия ручной работы отечественных и зарубежных мастеров в электронном каталоге официального сайта или посетив наш магазин.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Две тумбы под скульптуры Россия, конец 19 века
Две тумбы под скульптуры Россия, конец 19 века
Бюст мраморный «Девушка с бабочкой» Италия (?), начало 20 века
Бюст мраморный «Девушка с бабочкой» Италия (?), начало 20 века
Консоль Россия, конец XIX века
Консоль Россия, конец XIX века
Каминный гарнитур «Мавры» Западная Европа, Франция (?), конец XIX века
Каминный гарнитур «Мавры» Западная Европа, Франция (?), конец XIX века
Столик будуарный Россия, конец 19 века
Столик будуарный Россия, конец 19 века
Фарфоровые часы «Времена года» Западная Европа, Германия, последняя четверть XIX века
Фарфоровые часы «Времена года» Западная Европа, Германия, последняя четверть XIX века
Старинное зеркало Западная Европа. Начало 20 века
Старинное зеркало Западная Европа. Начало 20 века