Абстрактное искусство

Абстракционизм (абстрактное искусство) – направление нефигуративной живописи в изобразительном искусстве, объединяющее широкий круг западноевропейских, русских и американских художников XX века. Родоначальником абстрактного искусства в живописи является Василий Кандинский. Также к стилю примыкает геометрический абстракционизм (супрематизм) – Казимир Малевич и его школа, лучизм – Михаил Ларионов, конструктивизм – Любовь Попова, Александр Родченко и более поздние направления, например, абстрактный экспрессионизм – Джексон Поллок. Абстракционизм, также называемый «беспредметным искусством», «геометрической абстракцией», представляет собой достаточно широкое и «размытое» понятие, которое подходит для описания скульптурной композиции, отображающей невозможные сцены и объекты. Абстрактное искусство не имеет четкого определения либо основных черт.

История развития

Первыми работами в данном стиле можно считать доисторическую наскальную живопись, представленную геометрическими орнаментами, обнаруженную в Южной Африке. Возраст этих рисунков – порядки 70 тыс. лет. Во времена позднего палеолита искусство было широко представлено абстрактными изображениями, отражающими религиозные верования той эпохи. Подобные символы можно встретить в каждой мировой культуре.

До конца XIX столетия в живописи прослеживается тенденция сохранения принятых канонов классического реализма в сочетании с академизмом. Их ключевое направление характеризуется стремлением отобразить, передать объект как можно более точно и реалистично. Ближе к ХХ веку ситуация меняется. Главенство строгого академического стиля было нарушено взрывным импрессионизмом. До первой трети нового столетия сформировались направления, которые затем переросли в течения абстрактной живописи. Мастерами, работающими в данном жанре, были выработаны новые, характерные приемы работы.

Европейский абстракционизм стал развиваться с появлением супрематизма и футуризма, напрямую связанных с деятельностью Малевича и Кандинского. Импрессионизм был первым течением, в котором нашел проявление отказ от строгих традиций академизма. Работы К. Моне считаются первыми попытками выделения абстракционизма в отдельное направление. Огромное влияние на формирование жанра в конце XIX-начале ХХ века оказал стиль арт-нуво.

Главными канонами абстракционизма становятся цвет и форма. На них смещается основной акцент, каноны в отношении реалистичности картины остаются в прошлом. Немецкий экспрессионизм закрепил данный базис в качестве краеугольного камня. Идейной основой абстракционизма становится книга Кандинского «О духовном в искусстве». По мнению известного художника, картина не может анализироваться интеллектуально, ее следует воспринимать эмоционально, чувствовать цвета. Кандинский был сверхчувствителен к цвету, в силу чего в своих работах он уделял главное внимание оттенкам, цветопередаче. По его словам, при попытках воспринимать абстрактную живопись с чувственной стороны творение художника никогда не станет банальной декорацией. Философия всего направления, как считал Кандинский, заключена в работах Блаватской, Штейнера.

По середину XX столетия новые веяния современного искусства рождались в Париже. После окончания военных действий центральную доминанту занял Нью-Йорк.

Разновидности абстракционизма

По мере развития абстракционизма стали зарождаться новые направления данного стиля:

· Лучизм. Зародился на заре XX ст. Главные черты – игра со спектром цветов, переосмысленная светопередача. Стержнем работ художников, создающих картины в данном направлении, стала идея, что видимые человеком предметы являются восприятием органами зрения лучей, исходящих от светового источника.

· Супрематизм. Широкое развитие получил на заре XX ст. Основателем течения считается К. Малевич. Базисом композиции становятся геометрические фигуры, линии, яркие, насыщенные оттенки и асимметрия. Направление стало демонстрацией особенностей русского авангарда, проявляемого в творениях Пуни, Поповой, Родченко и др.

· Для русского супрематизма характерно значительное влияние достижений античного и византийского периода.

· Неопластицизм. Ответвление абстракционизма, появившееся в Нидерландах в первых десятилетиях XX ст. Ключевыми элементами изображения становятся разные по размеру и цветовой гамме квадраты, прямоугольники. Одним из известнейших представителей течения является Модриан.

· Орфизм. Французское ответвление, появившееся в начале XX ст. Главным стремлением художников-орфистов стала связь живописи с музыкой, оттенки (цвета) передаются с помощью законов музыкальных ритмов. Орфизму свойственна асимметричность, криволинейность, контрастность.

· Ташизм. Западноевропейское и американское направление середины ХХ в. Характерной особенностью направления является отказ от воссоздания реальных образов, картины создавались с использованием ярких цветовых пятен, бесформенных мазков и линий. Ташизм стал прямым воплощением спонтанности, выполненной без определенного плана.

· Абстрактный экспрессионизм. Представители течения, получившего распространение в целом ряде стран, отрицали четкую геометрию. На картинах преобладали точки, штрихи, прямые, кривые. Экспрессионизм строится на эмоциях, передаче мимолетных чувств, в силу чего в работах преобладают исключительно яркие краски.

· Оп-арт. Один из подвидов авангарда, известный под названием «оптического искусства». Его характерная особенность заключается в использовании оптических иллюзий, цикличных геометрических узоров, монохромных изображений. Движение не имело особой популярности, в силу чего в 70-х гг. прошлого века трансформировалось, слившись с иными направлениями.

Дальнейшее развитие постмодернизма стало причиной распада течения на местные школы, это произошло в середине прошлого века.

Особенности

Ключевой стержень абстракции заключается в утверждении важности формальных атрибутов живописи, которые по значимости приравниваются к форме, цвету, изобразительным характеристикам объекта.

Классификация позволяет обозначить следующие виды абстрактной живописи:

Криволинейная

Связана с кельтскими мотивами, широко использующими абстрактные атрибуты: линии, узоры, символы, имеющие определенный смысл. Кельтский орнамент присутствовал во многих культурах в течение прежних веков. Также мотивы прослеживаются и в западноевропейской культуре. XIX-XX ст. даже отметились появлением движения, агитирующего за восстановление кельтской культуры как элемента стиля модерн. Абстрактные узоры, имеющие преимущественно криволинейные формы, присутствуют также в исламском искусстве.

Цветовая

Наблюдается в трудах Моне, Тернера. Посредством цветов они успешно сепарируют искусство с реальностью. Ярким краскам придается большее значение, нежели реалистичности изображаемого объекта. Типичным примером направления выступает стиль пэчворк. Как отдельное течение цветовая абстракция оформилась в середине XX столетия благодаря трудам Ротко.

Геометрическая

Разновидность интеллектуальной абстракции, сформировавшейся на рубеже XX ст. Его ранней формой принято считать аналитический кубизм, не принимающий линейную перспективу и иллюзию глубины пространства, сконцентрированный на плоскостном изображении объектов. Данная разновидность абстракции также называется беспредметным искусством.

Эмоциональная

Направление, представляющее собой сочетание нескольких стилей, уходящее в натурализм. Желание художников передать объект натурально и реалистично достигается благодаря свету и оттенкам, выбранным для написания полотен. В противоположность геометрической абстракции, выступающей против академизма и природности, данное направление нередко уводит в натурализм. Эмоциональная абстракция сформировалась под влиянием органической абстракции, а также сюрреализма.

Жестикуляционная

Разновидность абстрактного экспрессионизма. Основной упор при написании полотна делался не на его содержании, а на способе его создания. Написанные в данном стиле полотна имеют характерную особенность нанесения краски – мазки наносятся быстро и прерывисто.

Минималистская

Абстракция, предпринимающая попытки вернуться к истокам авангарда. Ключевые характеристики работ – отражение форм, цветов предметов в общем, без отражения их внутреннего содержания.

Купить картину в абстрактном стиле

В наши дни течение абстракционизма не утрачивает актуальности, продолжая свое развитие в виде новых ответвлений. Оно придает особое значение цветам и форме изображаемых объектов. Базисы, заложенные в свое время самим Кандинским, продолжают развиваться в трудах более молодых представителей направления.

Абстрактное искусство XX столетия ознаменовало собой окончание эпохи преобладания натурализма, реалистичности и академизма в живописи. Именно оно подвигло многих

живописцев, работающих в данном жанре, на смелые эксперименты относительно форм, цветов, перспективы.

Работы современных авторов, созданные в стиле абстрактного искусства, делают обстановку динамичной и неповторимой. Онлайн-магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает купить картины, созданные яркими представителями абстракционизма, а также современными авторами.

В нашем каталоге представлены работы, выполненные в разных техниках и направлениях стиля. Опытные консультанты ответят на все ваши вопросы относительно данного направления в живописи, а также помогут подобрать работы, отвечающие всем вашим запросам. Среди преимуществ сотрудничества с нами – доступные цены на полотна известных авторов, выгодные условия продажи, а также постоянно пополнение каталога новыми работами.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Рыба» Россия, 2013 год
Картина «Рыба» Россия, 2013 год
Картина «Пикник» Россия, 2012 год
Картина «Пикник» Россия, 2012 год
Картина «Вторжение» Россия, 2015 год
Картина «Вторжение» Россия, 2015 год
Картина «Ожидание II» Россия, 2007 год
Картина «Ожидание II» Россия, 2007 год
Картина «Ожидание» Россия, 2007 год
Картина «Ожидание» Россия, 2007 год
Картина «Вторая дама» Россия, 2010 год.
Картина «Вторая дама» Россия, 2010 год.
Картина «Гости Бабы Нюры» Россия, 2000-е годы
Картина «Гости Бабы Нюры» Россия, 2000-е годы
Картина «Рыбы» Россия, 2018 год
Картина «Рыбы» Россия, 2018 год