Абстрактное искусство

Абстракционизм (абстрактное искусство) – направление нефигуративной живописи в изобразительном искусстве, объединяющее широкий круг западноевропейских, русских и американских художников XX века. Родоначальником абстрактного искусства в живописи является Василий Кандинский. Также к стилю примыкает геометрический абстракционизм (супрематизм) – Казимир Малевич и его школа, лучизм – Михаил Ларионов, конструктивизм – Любовь Попова, Александр Родченко и более поздние направления, например, абстрактный экспрессионизм – Джексон Поллок. Абстракционизм, также называемый «беспредметным искусством», «геометрической абстракцией», представляет собой достаточно широкое и «размытое» понятие, которое подходит для описания скульптурной композиции, отображающей невозможные сцены и объекты. Абстрактное искусство не имеет четкого определения либо основных черт.

История развития

Первыми работами в данном стиле можно считать доисторическую наскальную живопись, представленную геометрическими орнаментами, обнаруженную в Южной Африке. Возраст этих рисунков – порядки 70 тыс. лет. Во времена позднего палеолита искусство было широко представлено абстрактными изображениями, отражающими религиозные верования той эпохи. Подобные символы можно встретить в каждой мировой культуре.

До конца XIX столетия в живописи прослеживается тенденция сохранения принятых канонов классического реализма в сочетании с академизмом. Их ключевое направление характеризуется стремлением отобразить, передать объект как можно более точно и реалистично. Ближе к ХХ веку ситуация меняется. Главенство строгого академического стиля было нарушено взрывным импрессионизмом. До первой трети нового столетия сформировались направления, которые затем переросли в течения абстрактной живописи. Мастерами, работающими в данном жанре, были выработаны новые, характерные приемы работы.

Европейский абстракционизм стал развиваться с появлением супрематизма и футуризма, напрямую связанных с деятельностью Малевича и Кандинского. Импрессионизм был первым течением, в котором нашел проявление отказ от строгих традиций академизма. Работы К. Моне считаются первыми попытками выделения абстракционизма в отдельное направление. Огромное влияние на формирование жанра в конце XIX-начале ХХ века оказал стиль арт-нуво.

Главными канонами абстракционизма становятся цвет и форма. На них смещается основной акцент, каноны в отношении реалистичности картины остаются в прошлом. Немецкий экспрессионизм закрепил данный базис в качестве краеугольного камня. Идейной основой абстракционизма становится книга Кандинского «О духовном в искусстве». По мнению известного художника, картина не может анализироваться интеллектуально, ее следует воспринимать эмоционально, чувствовать цвета. Кандинский был сверхчувствителен к цвету, в силу чего в своих работах он уделял главное внимание оттенкам, цветопередаче. По его словам, при попытках воспринимать абстрактную живопись с чувственной стороны творение художника никогда не станет банальной декорацией. Философия всего направления, как считал Кандинский, заключена в работах Блаватской, Штейнера.

По середину XX столетия новые веяния современного искусства рождались в Париже. После окончания военных действий центральную доминанту занял Нью-Йорк.

Разновидности абстракционизма

По мере развития абстракционизма стали зарождаться новые направления данного стиля:

· Лучизм. Зародился на заре XX ст. Главные черты – игра со спектром цветов, переосмысленная светопередача. Стержнем работ художников, создающих картины в данном направлении, стала идея, что видимые человеком предметы являются восприятием органами зрения лучей, исходящих от светового источника.

· Супрематизм. Широкое развитие получил на заре XX ст. Основателем течения считается К. Малевич. Базисом композиции становятся геометрические фигуры, линии, яркие, насыщенные оттенки и асимметрия. Направление стало демонстрацией особенностей русского авангарда, проявляемого в творениях Пуни, Поповой, Родченко и др.

· Для русского супрематизма характерно значительное влияние достижений античного и византийского периода.

· Неопластицизм. Ответвление абстракционизма, появившееся в Нидерландах в первых десятилетиях XX ст. Ключевыми элементами изображения становятся разные по размеру и цветовой гамме квадраты, прямоугольники. Одним из известнейших представителей течения является Модриан.

· Орфизм. Французское ответвление, появившееся в начале XX ст. Главным стремлением художников-орфистов стала связь живописи с музыкой, оттенки (цвета) передаются с помощью законов музыкальных ритмов. Орфизму свойственна асимметричность, криволинейность, контрастность.

· Ташизм. Западноевропейское и американское направление середины ХХ в. Характерной особенностью направления является отказ от воссоздания реальных образов, картины создавались с использованием ярких цветовых пятен, бесформенных мазков и линий. Ташизм стал прямым воплощением спонтанности, выполненной без определенного плана.

· Абстрактный экспрессионизм. Представители течения, получившего распространение в целом ряде стран, отрицали четкую геометрию. На картинах преобладали точки, штрихи, прямые, кривые. Экспрессионизм строится на эмоциях, передаче мимолетных чувств, в силу чего в работах преобладают исключительно яркие краски.

· Оп-арт. Один из подвидов авангарда, известный под названием «оптического искусства». Его характерная особенность заключается в использовании оптических иллюзий, цикличных геометрических узоров, монохромных изображений. Движение не имело особой популярности, в силу чего в 70-х гг. прошлого века трансформировалось, слившись с иными направлениями.

Дальнейшее развитие постмодернизма стало причиной распада течения на местные школы, это произошло в середине прошлого века.

Особенности

Ключевой стержень абстракции заключается в утверждении важности формальных атрибутов живописи, которые по значимости приравниваются к форме, цвету, изобразительным характеристикам объекта.

Классификация позволяет обозначить следующие виды абстрактной живописи:

Криволинейная

Связана с кельтскими мотивами, широко использующими абстрактные атрибуты: линии, узоры, символы, имеющие определенный смысл. Кельтский орнамент присутствовал во многих культурах в течение прежних веков. Также мотивы прослеживаются и в западноевропейской культуре. XIX-XX ст. даже отметились появлением движения, агитирующего за восстановление кельтской культуры как элемента стиля модерн. Абстрактные узоры, имеющие преимущественно криволинейные формы, присутствуют также в исламском искусстве.

Цветовая

Наблюдается в трудах Моне, Тернера. Посредством цветов они успешно сепарируют искусство с реальностью. Ярким краскам придается большее значение, нежели реалистичности изображаемого объекта. Типичным примером направления выступает стиль пэчворк. Как отдельное течение цветовая абстракция оформилась в середине XX столетия благодаря трудам Ротко.

Геометрическая

Разновидность интеллектуальной абстракции, сформировавшейся на рубеже XX ст. Его ранней формой принято считать аналитический кубизм, не принимающий линейную перспективу и иллюзию глубины пространства, сконцентрированный на плоскостном изображении объектов. Данная разновидность абстракции также называется беспредметным искусством.

Эмоциональная

Направление, представляющее собой сочетание нескольких стилей, уходящее в натурализм. Желание художников передать объект натурально и реалистично достигается благодаря свету и оттенкам, выбранным для написания полотен. В противоположность геометрической абстракции, выступающей против академизма и природности, данное направление нередко уводит в натурализм. Эмоциональная абстракция сформировалась под влиянием органической абстракции, а также сюрреализма.

Жестикуляционная

Разновидность абстрактного экспрессионизма. Основной упор при написании полотна делался не на его содержании, а на способе его создания. Написанные в данном стиле полотна имеют характерную особенность нанесения краски – мазки наносятся быстро и прерывисто.

Минималистская

Абстракция, предпринимающая попытки вернуться к истокам авангарда. Ключевые характеристики работ – отражение форм, цветов предметов в общем, без отражения их внутреннего содержания.

Купить картину в абстрактном стиле

В наши дни течение абстракционизма не утрачивает актуальности, продолжая свое развитие в виде новых ответвлений. Оно придает особое значение цветам и форме изображаемых объектов. Базисы, заложенные в свое время самим Кандинским, продолжают развиваться в трудах более молодых представителей направления.

Абстрактное искусство XX столетия ознаменовало собой окончание эпохи преобладания натурализма, реалистичности и академизма в живописи. Именно оно подвигло многих

живописцев, работающих в данном жанре, на смелые эксперименты относительно форм, цветов, перспективы.

Работы современных авторов, созданные в стиле абстрактного искусства, делают обстановку динамичной и неповторимой. Онлайн-магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает купить картины, созданные яркими представителями абстракционизма, а также современными авторами.

В нашем каталоге представлены работы, выполненные в разных техниках и направлениях стиля. Опытные консультанты ответят на все ваши вопросы относительно данного направления в живописи, а также помогут подобрать работы, отвечающие всем вашим запросам. Среди преимуществ сотрудничества с нами – доступные цены на полотна известных авторов, выгодные условия продажи, а также постоянно пополнение каталога новыми работами.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Девушка с зелеными яблоками»
Картина «В гостях у дамы»
Картина «Гости Бабы Нюры» Россия, 2000-е годы
Картина «Гости Бабы Нюры»
Картина «Гости Бабы Нюры» Россия, 2000-е годы
Картина «Домик лоцмана»
Картина «Рыбы» Россия, 2018 год
Картина «Рыбы»
Картина «Рыбы» Россия, 2018 год
Картина «Встреча» Россия, 2015 год
Картина «Встреча»
Картина «Встреча» Россия, 2015 год
Картина «Натюрморт с тыквой»
Картина «Натюрморт с арбузом»