Поленов В.Д

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) — замечательный художник русской школы пленэрной живописи. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор. Если вам необходимо оценить картины художника Поленова, купить оригинальные картины то мы мы поможем в подборе картины Поленова Василия Дмитриевича с гарантией подлинности.

Биография Поленова В.Д

Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец — Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, — был известным археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии в имение бабушки В.Н. Воейковой. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых. Наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей — П.П. Чистяковым — стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, будучи еще студентом Академии художеств.
Но от учебы у Чистякова до выбора профессии художника путь был еще очень далекий. После долгих колебаний в 1863 году Поленов, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но с интересом слушает лекции по предметам, которые отсутствуют в университетском курсе, — анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.

Учёба в академии художеств

Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. В 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.
Летом 1867 года Поленов едет во Францию, посещает там Всемирную выставку, где был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Впечатления от этой выставки впоследствии лягут в основу диссертации на тему «О значении искусства в его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент», которую он защитит в университете.

Какими наградами и медалями награждён художник

В 1869 году Поленов получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья» и право конкурировать на большую золотую медаль, заданную для конкурса тему «Воскрешение дочери Иаира» он готовит вместе с Репиным. Они вместе получили большие золотые медали и право на заграничные пенсионерские поездки. В этом же 1871 году Поленов заканчивает университет — сдает выпускные экзамены и представляет диссертацию.

Пенсионерские поездки

Пенсионерский период (1872-1876) сыграл в творческом развитии Василия Дмитриевича очень важную роль. Несмотря на возраст (за границу он уехал двадцати семи лет), он еще не сложился как художник. Уже это делало его более «открытым» заграничным влияниям. Он продолжал интенсивно учиться, посещает многочисленные галереи, музеи, частные коллекции.
Он посещает Германию, Францию, Италию где наиболее сильное впечатление на него произвела Венеция. После венеции он приезжает в Рим, где знакомиться с семьей Мамонтовых.
По совету Боголюбова, Поленов выезжает на север Франции — в Нормандию, к морю, в маленький городок Вель. За полтора месяца Поленов написал массу превосходных этюдов. Среди них — «Белая лошадка, Нормандия», «Старые ворота», «Вель», несколько «Отливов», «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».
Период пенсионерской командировки помог понять, что не историческая живопись является его настоящей стихией и итогом его исканий за границей, безраздельно обратили его творчество к пейзажу.
Вместе с определением своего места в искусстве пришло убеждение в том, что плодотворным может быть творчество только на родине, тогда и пришла настоятельная потребность как можно скорее вернуться в Россию.
Но поселиться в Москве сразу же по возвращении из-за границы не удалось. Волна энтузиазма, охватившего русское общество в связи с началом борьбы сербов за освобождение от турецкого гнета, увлекла и Поленова и побудила его отправиться добровольцем в сентябре 1876 года на сербско-турецкий фронт. За участие в боях и проявленную храбрость Василий Дмитриевич был награжден черногорской медалью «За храбрость» и сербским золотым орденом «Таковский крест». Свои военные впечатления художник передал в рисунках, исполненных для журнала «Пчела». Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий. В большинстве своем это либо видовые рисунки, либо этнографические, либо бытовые.

Переезд в Москву

В конце 1876 года художник возвращается в Петербург, а уже в марте 1877 года переселяется в Москву. Где он совместно со своим другом Р.С. Левицким снимает квартиру в Трубниковском переулке. К этому периоду творчества относится этюд со Спаса-на-Песках (как его называл сам Поленов, запечатлевший вид из окон своей мастерской). Впоследствии на основании этого этюда была написана его наиболее прославленная картина «Московский дворик». Параллельно с этим он начал работать над этюдами к картине «Пострижение негодной царевны», замысел которой возник у него еще в Петербурге (в начале 1877 г.). Замысел этот не был осуществлен, но зато в связи с ним было создано несколько чудесных этюдов кремлевских соборов и теремов, принадлежащих к числу лучших творений художника первого года его жизни в России по возвращении из-за границы («Золотая Царицына палата. Окно», «Верхнее золотое крыльцо», «Успенский собор. Южные врата», «Теремной дворец», Выход из покоев на золотое крыльцо»).
Мастерство пленэрной живописи, проявленное Поленовым в кремлевских этюдах, это пейзажное восприятие архитектуры позволило художнику несколькими месяцами позже создать замечательный пейзажный образ старой Москвы — «Московский дворик».
«Московский дворик» — первая картина которая экспонировалась у передвижников, делу которых он давно сочувствовал. К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает на выставку такую «незначительную» вещь, как «Московский дворик», написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. Однако он заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, что она окажется в числе жемчужин русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского пейзажа.
В дальнейшем Василию Дмитриевичу предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за «Московским двориком» произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства — картинах «Бабушкин сад» и «Заросший пруд».
Картина «Бабушкин сад» была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал «Бабушкин сад» в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся «свежестью тонов» живопись.
Слияние человека с природой, это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое раздумье над сценкой, запечатленной художником.
В написанной два года спустя картине «Старая мельница» (1880, Серпуховской историко-художественный музей) решается та же тема.
Высокое мастерство художника — колориста обнаруживает картина «Заросший пруд», которая почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Картина «Заросший пруд» завершала собой определенный этап творчества, знаменовала наступление творческой зрелости. В круг русских пейзажистов вошел еще один очень талантливый мастер, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. На его картинах, и прежде всего картинах конца 70-х — начала 80-х годов воспиталось младшее поколение художников-передвижников.

Путешествие в Египет

Вскоре после смерти сестры Поленов, узнав, что князь С.С. Абамелек-Лазарев и А.В. Прахов собираются предпринять путешествие в Египет, Сирию и Палестину, просил разрешения у Прахова присоединиться к ним и получил согласие. Путешествие началось в ноябре 1881 года и окончилось весной 1882 года. Лето 1882 года Поленов проводил уже в Абрамцеве. За время путешествия он посетил Константинополь, Александрию, Каир, от Каира поднялся на пароходе вверх по Нилу до Ассуана, невдалеке от которого находится священный остров Филе с храмом Изиды, и, вернувшись в Каир, отбыл на поезде в Порт-Саид; оттуда морем добрался до Бейрута — порт в Сирии — и направился в Иерусалим; на обратном пути художник побывал в Греции. Своеобразным отчетом художника о путешествии, о всех увиденных и поразивших его достопримечательностях явились этюды, исполненные во время поездки. Они были показаны на Передвижной выставке 1885 года и прямо с выставки приобретены Третьяковым. Художественной общественностью восточные этюды Поленова 1881-1882 годов были восприняты как новое слово в живописи. И действительно, яркие, чистые краски Востока произвели настоящий переворот в живописи художника обратив его к открытому интенсивному цвету.
Путешествие на Восток дало ему богатый запас наблюдений, познакомило его с природой и архитектурой Палестины, с жизнью восточных городов, с обычаями, обликом и одеждой их жителей. Все это, несомненно, помогло в дальнейшем ему представить евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом. И в этом смысле восточное путешествие сыграло свою роль в создании картины.
Василий Дмитриевич совершает вторичную поездку, на этот раз в Италию, где он надеялся найти подходящую натуру и написать для картины необходимые этюды. Художник поселился в Риме и провел там зиму 1883/84 и весну 1884 года. В 1882 году художник женился на Н.В. Якунчиковой — двоюродной сестре Е.Г. Мамонтовой. Заграничное путешествие 1883/84 года и было совершено вместе с ней.

Картина Поленова В.Д «Христос и Грешница»

В начале 80-х годов художник впервые представил себе свою тему в ее полном охвате. Карандашный эскиз 1883 года (ГТГ) и явился ее подробной разработкой. Дальнейшая кристаллизация замысла наглядно видна в масляном эскизе 1885 года (ГТГ). В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), «который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью». Сама картина, по сведениям Е.В. Сахаровой, писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете С.И. Мамонтова (в его доме на Садово-Спасской). Экспонирована картина была на XV Передвижной выставке 1887 года. Александр III, осматривавший выставку до ее открытия, приобрел полотно Поленова для своей коллекции, опередив в этом Третьякова, который вел с художником переговоры о покупке картины.
Приобретение картины «Христос и грешница» Александром III разрешило все сомнения цензора Никитина относительно возможности оставления картины на выставке, возбужденные в последнем слишком «низменно» реальной трактовкой евангельского сюжета и не каноническим изображением Христа.
Пейзажной живописью в эпоху 80-х годов Поленову удавалось заниматься только урывками — полотно «Христос и грешница» в течение долгих лет поглощало все внимание художника, поэтому большая часть пейзажей 80-х годов была создана либо в начале этого периода, до увлечения работой над картиной, либо в конце его, по ее завершении.

Русская деревня в пейзажах В.Д Поленова

Развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться «на природе», Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение «Бехово» в бывшем Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа «Борок». Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать во многом способствовал успешности этих поисков.
Среди пейзажей Поленова этого периода заметное место занимают изображения русской деревни («Зима. Имоченцы», 1880; «Деревенский пейзаж с мостиком», 1880-е гг.; «Северная деревня» — впервые появилась на Передвижной выставке в Москве в 1889 г). Вместе с обращением к сельскому пейзажу тема русской деревни естественно вошла в его творчество, но она не приобрела для художника того принципиального значения, не была насыщена тем остро критическим социальным содержанием, какое имела у Перова, Васильева и других его предшественников.
Первые картины он с изображением русской деревни исполнены в том же пейзажно-бытовом жанре, что и картины «Московский дворик», «Бабушкин сад». Постепенно, по мере приближения к 90-м годам, люди начинают исчезать из его пейзажей, но последние некоторое время все еще носят на себе следы их повседневной жизни и деятельности, и только в эпоху 90-900-х годов «чистая», нетронутая природа окончательно утверждается в пейзажной живописи. Вместе с этим, естественно, обрывается и тема русской деревни.

Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды.
Но самым любимым временем года в эту пору все-таки является золотая осень. Ее красоту он сумел передать, как никто другой в русском искусстве. Вслед за картиной «Осень в Абрамцеве» он создает большое полотно, которое так и называет — «Золотая осень».

Со второй половины 90-х годов занятия пейзажной живописью все больше начинают отходить на второй план, вытесняемые новым серьезным замыслом — его циклом картин из жизни Христа.
Мысль о создании этого цикла, по-видимому, зародилась у Поленова еще в период его работы над картиной «Христос и грешница».
Новое произведение, посвященное Христу, появилось вскоре после создания полотна «Христос и грешница». Это была картина «На Генисаретском озере», или, как он её называл — «Христос идет по берегу озера» (Третьяковская галерея).
Тип Христа в картине тот же, что и в полотне «Христос и грешница». Но здесь он дан не в процессе общения с людьми, а наедине с самим собой, своими думами, в общении с природой. Продолжая работать над циклом картин «Из жизни Христа» для пополнения материала» (по сведениям Е. В. Сахаровой) едет осенью 1894 года в Рим. Там он проводит зиму 1894/95 года и пишет картину «Среди учителей», задуманную еще в 1884 году.

Второе путешествие на Восток

Второе путешествие на Восток было предпринято в 1899 году. Путь лежал через Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. В Иерусалиме был снаряжен караван на Тивериаду, Тир, Сидон, Бейрут. Бейрут был конечным пунктом путешествия.
На обратном пути Поленов из Константинополя проехал в Вену и оттуда в Москву. Все путешествие заняло около трех месяцев.
Посетив места, которые евангельская легенда связывает с именем Христа, Он собрал большой этюдный материал для своего евангельского цикла.
Написание картин шло успешно. В 1909 году огромный труд по созданию цикла «Из жизни Христа» был завершен. Произведения были показаны публике сначала в Петербурге (февраль — март 1909 г., 58 картин), затем в Москве и в Твери (в мае 1909 г., 64 картины). Серия «Из жизни Христа» состояли из небольших по размеру эскизов, разбитых в соответствии с евангельской легендой на циклы: 1. Детство и юность. 2. У Иордана. 3. В Галилее. 4. Вне Галилеи. 5. В Иерусалиме. 6. Последние дни. Картины посвященные Христу, которые были написаны до того, как он начал работать над циклом в целом («Христос и грешница», «На Генисаретском озере» и «Среди учителей»), вошли в него уменьшенными повторениями.
Как и в прежних своих картинах на евангельские темы, Василий Дмитриевич рассматривает Христа как реально существовавшую историческую личность и потому совершенно не изображает в своем цикле «Из жизни Христа» приписываемых ему чудес. При этом он стремится запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать Христа, природу, которая его окружала, людей, которые вставали на его пути. «Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события», — писал Поленов о своем цикле Л. Толстому.
Работой над пейзажем и картинами «Из жизни Христа» не исчерпываются занятия Поленова этих лет. Беззаветно преданный искусству, он старался служить ему во всех его видах и проявлениях.
Особый раздел творчества художника составляет его деятельность в театре. Увлечение его театром и работа над оформлением спектаклей начались буквально с первых шагов его самостоятельного творчества. Большую роль в этом увлечении играла его дружба с С.И. Мамонтовым, страстным любителем театра, но и не будь Мамонтова, Он в своей деятельности художника неизбежно должен был прийти к работе в области театрально-декорационного искусства, где было оформлено довольно значительная часть постановок Мамонтовского кружка и Мамонтовской частной оперы. В 1915 году по его проекту для секции народных театров был построен дом с декорационными и костюмерными мастерскими и театральным залом. По единодушному решению членов секции он был назван «Домом имени В.Д. Поленова». Деятельность в секции носила самый разносторонний характер. Над проведением в жизнь этих своих идей он трудился в секции вплоть до Октябрьской революции. После революции он продолжил свое дело в Борке, организовав там среди крестьян ряд театральных кружков. Секция же и после революции долгое время продолжала носить название «Дома театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова».

Преподавательская деятельность Поленова В.Д

Есть еще одна область общественной деятельности, в которую Поленовым был внесен большой и значительный вклад. Это — его преподавательская работа или, вернее, воспитание им молодого поколения художников, ибо преподаванием основ профессионального мастерства не исчерпывается роль его как педагога-наставника. Из его мастерской вышли такие замечательные колористы, как К. Коровин, Левитан, Архипов, Головин и ряд других.
Последние годы жизни художник провел в Борке, где продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки.
Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.

Музеи где представлены картины Поленова В.Д

ГТГ, Москва
Гос. ист.-худ. и природ. музей-заповедник В.Д.Поленова
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево
Частное собрание
Киевский гос. музей русского искусства
Краснодарский краевой худ. музей
Костромской гос. объединенный худ. музей
Нижегородский гос. худ. музей
Плесский гос. ист.-арх. и худ. музей-заповедник
Самарский худ.музей
Астраханская обл. картинная галерея
Вологодская обл. картинная галерея
Воронежский обл. худ. музей
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Гос. музей-зап-к Ростовский Кремль
Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина
Музей из-х ис-тв Республики Карелия, Петрозаводск
Саратовский худ. музей
Севастопольский худ. музей
Ульяновский худ. музей
Харьковский худ. музей
Челябинская обл. картинная галерея
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Гос. худ. музей им. М.В.Нестерова, Уфа
Иркутский худ. музей
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Курская гос. картинная галерея
Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
Музей личных коллекций ГМИИ
Нижнетагильский худ. музей из-х ис-тв
Омский обл. музей изобр. искусств
Пензенская обл. картинная галерея им. К. А. Савицкого
Ростовский обл. музей изобр. ис-в
Рязанский обл. худ. музей
Серпуховский худ.-ист. музей
Ставропольский музей из. ис-в
Таганрогская картинная галерея
Томский обл. худ. музей
Тульский обл. худ. музей
Тюменский музей из-х ис-в
Чувашский гос. худ. музей, Чебоксары
Ярославский худ. музей

Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927) — купить картину, рисунок, акварель художника

Поленов Василий Дмитриевич — представлен живописными картинами, офортами, гравюрами в каталоге антиквариат. Вы можете купить старинную картину художника Поленова В.Д предварительно ознакомившись с представленным ассортиментом.

Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Коллекционные предметы Графика 19-20 века Русская живопись Акварель
Картина «Берег моря» Россия, первая четверть ХХ века
Картина «Берег моря» Россия, первая четверть ХХ века
Старинная картина «Пейзаж. Ока» Россия. Первая четверть 20-го века
Старинная картина «Пейзаж. Ока» Россия. Первая четверть 20-го века