Символизм

Символизм – направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX веков. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного «здравомыслия» (в философии, эстетике — позитивизма, в искусстве — натурализма), символизм, прежде всего, оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Основанный на убеждении, что мир, познаваемый человеком, является не только видимым, а в его глубине скрываются истинные ценности, которые не могут быть поняты разумом или чувствами. В случае такого понимания реальности становится невозможным выразить это на традиционном языке. Его суть может быть изображена только через символы – неоднозначные представления, которые избегают постоянной и однозначной интерпретации. Само понятие «символизм» было впервые использовано в 1886 году в манифесте, опубликованным во французской газете «Фигаро». Авторство принадлежало новой художественной группе – французским поэтам, которые использовали символы для построения плана выражения в стихах.

Особенности символизма

Тенденция к движению, которое позже было названо символизмом, можно было почувствовать в течение всего 19-го века. Кульминацией стал 1890 год, когда эти тенденции усилились. Изобразительное искусство развивалось вместе с литературой, символизм в этих направлениях выступал в роли оппозиции реализму и импрессионизму. Как литературные, так и живописные тенденции возникли из одних и тех же философских предпосылок, которые были выражены синкретически в различных работах.

В тенденции символизма самым важным был символ, посредством которого художники выражали то, что они не могли выразить словами. Символизм стал началом новой эры, он провозгласил господство духа над телом. Художники создавали произведения с очень глубокой метафорой. Они провозгласили отход от любого отражения реальности через живопись, она должна была изображать духовность, а не радовать глаз. Метафоры, зачастую непонятные (даже для самого художника – непрезентативное искусство), должны были привести к определенному состоянию сознания, которое сопровождало художника при создании произведения. Они часто представляли глубокие, субъективные мысли человека, проникающего далеко в воображение, за пределы рационального мышления и познания.

Работа символистов была выражением противодействия культу развития, науки, материализации и дегуманизации общества. Несмотря на натуралистов, символисты стремились показать психологические темы, метафизику, воспринимаемую только интуицией, эмоциями или подсознанием. Таким образом, они хотели достичь того, что недоступно через рациональное познание, за пределами реального бытия, к тому, что трансцендентно.

Символизм в живописи развивался параллельно реалистической тенденции. Он часто ссылался на библейские символы и аллегории. По мнению символистов, искусство должно в первую очередь влиять на интеллект получателя, поэтому символисты не только рисуют картины-аллегории, но и картинки-головоломки, которые действительно трудно разгадать. Символисты трактовали образ как самодействующую сущность, не зависящую от реальности. Используемые цвета и техники рисования должны были быть неким эквивалентом определенных чувств и эмоций.

Символизм в литературе

Поэты-символисты перевернули мир литературы с ног на голову. Они отрицали достижения парнассистов (группы французских поэтов, которые уделяли большое внимание формальной стороне поэзии и наиболее ценили ее описательные формы), реалистов и натуралистов. Для символистов не было реального мира, по сравнению с подсознательной сферой, интуицией или

мечтами. Поэтическое творчество было направлено на то, чтобы воздействовать на читателя через атмосферу и настроение, то есть эмоции, чувства и впечатления. Символисты не придавали особого значения интеллектуальному слою стихов, ведь они писали о том, что было неизвестно и недоступно разуму. Форма имела значение, но в отличие от парнассистов, которые ценили регулярность и симметрию, они в основном использовали белые стихотворения. Символисты исполняли музыку поэзии через звуковые свойства определенных слов.

Наиболее важными представителями символизма в поэзии были: Артур Рембо, Поль Верлен, Стефан Малларм, Шарль Бодлер, Александр Блок и Андрей Белый.

Хотя символизм наиболее сильно отметился поэзии, он также появился в других литературных жанрах. Он сыграл очень важную роль в драме, в которой вырос в плоскости импрессионизма. Благодаря ему классический сюжет был нарушен в пользу красноречивых представлений, часто неоднозначных и полных беспокойства. В прозе символизм стал не самостоятельным творческим трендом, а художественной техникой.

Символизм в изобразительном искусстве

Основные положения символистской живописи не отличались от правил в ее литературной версии. Полотна художников, связанные с этим течением, никогда не выражали темы прямо или через определенные и явные концепции. Художники-символисты не черпали из внешнего мира возможность познать чувства, а искали тайну, недоступную для человека. Что касается самого символического стиля, то он мало чем отличался от методов, используемых представителями других школ. Символисты были просто более открыты для новых типов контекстов и с большей вероятностью вводили в свои картины таинственные и трудные для расшифровки фигуры.

Лидеры символизма

Одним из ведущих представителей французской символики был Поль Серузье. Он пытался изобразить реальность определенными цветами, которые должны были отражать его эмоции и первые впечатления о представлении данных ландшафтов или объектов. По словам Серузье, живопись не должна была быть имитацией. Примером такого подхода к творчеству Серузье была его знаменитая картина «Талисман». Еще одним французским символистом был Морис Дени.

Франция была не единственным местом, где развивалась символическая живопись. Символика довольно быстро распространилась на другие европейские страны. Например, широкую известность получили работы польского художника Юзефа Мехоффера. Его картина «Странный сад» полна зашифрованных символов. Сам сад – символ рая, земли вечного счастья. Обнаженный мальчик, изображенный на картинке, олицетворяет невинность, а мать, стоящая за ним, символизирует уют и беспечность семьи и дома. Огромная стрекоза является символом лета, красоты природы.

Символистами были и одни из самых известных художников в истории искусства – Поль Гоген, Густав Климт и Эдвард Мунк. Они искали вдохновение в японском искусстве, средневековье, итальянской живописи 15-го века.

Прерафаэлиты у истоков символизма

Братство прерафаэлитов было основано в Лондоне в 1848 году студентами Королевской академии искусств. Их программа была против академического восприятия искусства. Они хотели реальной

жизни и подлинных ценностей, поэтому в своих работах обратились к прошлому, а точнее – к живописи, характерной для раннего итальянского Ренессанса. Предметы для картин были взяты в основном из Библии, легенд и литературы (преимущественно из пьес Шекспира), и их работы были, казалось бы, реалистичны. Однако прерафаэлиты всегда размещали на своих полотнах различные аллюзии или символы со скрытым содержанием. Причиной этого было убеждение, что искусство должно влиять на получателя не только совершенством формы, но и внутренним посылом.

Именно деятельность прерафаэлитов, в основном их средневекового крыла (включая Эдварда Берн-Джонса и Данте Габриэля Россетти), заложила основы для развития нового художественного направления, которым оказался символизм. В последующие годы это направление привело к появлению множества меньших течений, что также противостояло культу науки, характерному для второй половины 19-го века, и искусству, пытающемуся его догнать.

Одним из течений стала школа Понт-Авен. Художники создавали работы, полные символов и загадочных представлений. В основном они использовали методы синтеза и перегородчатости (они включали использование цветных пятен крупных размеров, в которых формы были разделены с ярко выраженными контурами). Эта школу представляли Луи Анкетен и Поль Гоген. Создание ее во многом определила судьба самого Гогена. После семейного конфликта художник искал тишины и покоя во французской деревне Понт-Авен, куда в то же время отправилось еще несколько художников. Знакомство, общение и творчество – все это стало основой для создания школы, которую позже назвали в честь этой самой деревушки – Порт-Авена. Группа прекратила свою деятельность в 1891 году, когда ее лидер отправился на Таити.

Среди наиболее важных художников, влияющих на развитие символики и тесно связанных с его истоками, стоит упомянуть Гюстава Моро и Арнольда Беклина. Работы первого были сосредоточены в основном на литературных, религиозных и мифологических темах. Это характеризовалось настроением тайны и тревоги. Наиболее важными работами этого художника являются «Орфей», «Диомед, пожираемый своими лошадьми», «Европа и бык», «Танец Саломеи», «Мистический цветок».

Арнольд Беклин чаще всего рисовал атмосферные пейзажи, в которые входили удивительные существа, полученные из мифологии (например, нимфы, русалки и т.д.). Среди его наиболее важных работ: «Остров мертвых», «Битва кентавров», «Морская идиллия» и «Автопортрет со смертью, играющей на скрипке».

Приобретайте лучшие работы символистов

Литографии Богаевского, пейзажи Гажура и Миронова – в «Русской Антикварной Галерее» представлен большой выбор работ художников-символистов. Вы можете рассчитывать на профессиональные консультации и помощь в формировании коллекции. «Русская Антикварная Галерея» – ваш гид в мире искусства.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Рисунок «Дао» Россия, 1995 год
Рисунок «Дао» Россия, 1995 год
Рисунок «Охота» СССР - Россия, 1990-е годы
Рисунок «Охота» СССР - Россия, 1990-е годы
Рисунок «Солнечное затмение» СССР - Россия, 1990-е годы
Рисунок «Солнечное затмение» СССР - Россия, 1990-е годы