Фильтр
ПЕЙЗАЖ - (франц. Paysage, от pays - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа, как первозданная, так и в той или иной степени преобразованная человеком. ПЕЙАЗАЖ может запечатлевать как реальные, так и воображаемые виды, местности, архитектурные постройки, города, а также может служить фоном в живописных, графических,
скульптурных изображениях других жанров. Элементы ПЕЙЗАЖА встречались еще в эпоху неолита в виде условного обозначения небесного свода, светил, земной поверхности. В рельефах и росписях стран Древнего Востока также содержались элементы ПЕЙЗАЖА, дополняющие собой сцены охоты, войн и рыбной ловли. В пейзажных мотивах, получивших широкое распространение в искусстве Крита ХVI - ХV вв. до н.э., впервые было достигнуто впечатление эмоционально убедительного единства флоры, фауны и природных стихий. В искусстве Средневековья ПЕЙЗАЖ практически отсутствовал, а отдельные изображения ландшафтных деталей становились лаконичных указанием на место действия. Интерес к ПЕЙЗАЖУ как к самостоятельному жанру в европейском искусстве становится заметен с ХIV века, а сам ПЕЙЗАЖ начинает осмысляться как важная часть произведения изобразительного искусства. Условные золотые и орнаментальные фоны нередко сменяются пейзажными изображениями в творчестве Джотто, А.Лоренцетти, братьев ван Эйк. Художники эпохи Возрождения занимались изучением натуры, создавали акварельные наброски и этюды, разрабатывали методы перспективного построения ПЕЙЗАЖА, возрождали представление о ПЕЙЗАЖЕ как о реальной среде обитания человека. Большой вклад в развитие ПЕЙЗАЖА как самостоятельного жанра внесли такие художники как Леонардо да Винчи, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П.Уччело, Тициан, Тинторетто в Италии, Хуго ван дер Гус и Босх в Нидерландах, А.Дюрер в Германии. К началу ХVII века появляется так называемый "идеальный" пейзаж, главная идея которого заключается в существовании разумного закона, скрытого под внешним многообразием различных проявлений природы. В искусстве классицизма окончательно формируется условная, кулисная трехплановая композиция ПЕЙЗАЖА. Наряду с этим в творчестве художников Н.Пуссена и К.Лоррена ПЕЙЗАЖ становится носителем высокого этического содержания, представляя собой два варианта "идеального" ПЕЙЗАЖА - героический и идиллический соответственно. В барочном ПЕЙЗАЖЕ, ярким представителем которого является П.П.Рубенс, главенствует стихийная мощь природы, иногда даже подавляющая человека. Голландские художники ХVII века в своих произведениях пытались отразить тесную связь природы и повседневной жизни человека, а также были родоначальниками многообразия типов ПЕЙЗАЖА и создателями жанров городского ПЕЙЗАЖА и МАРИНЫ. В ХVII веке появляется также топографический видовой пейзаж, особую популярность который получил благодаря применению камеры-обскуры, позволяющей переносить с максимальной точностью изображения на холст. Подлинного расцвета этот вид ПЕЙЗАЖА достигает в великолепных, насыщенных светом и воздухом работах Каналетто и Ф.Гварди. Видовой ПЕЙЗАЖ повлиял на становление ПЕЙЗАЖА в тех европейских странах, в которых вплоть до ХVIII века пейзажный жанр отсутствовал, в том числе в России, где родоначальниками ПЕЙЗАЖА стали графики А.Ф.Зубов, М.И.Махаев, живописцы Семен Щедрин и Федор Алексеев. Конец ХVII - первая половина ХIХ века - время господства тенденций романтизма, в том числе и в пейзажной живописи. ПЕЙЗАЖ был чрезвычайно важен для художников-романтиков, так как жизнь человеческой души сближалась в системе романтизма с жизнью природы, а возврат к природе рассматривался как средство для исправления социальных и моральных несовершенств человека. Среди ярчайших художников-пейзажистов романтического направления в живописи был У.Тернер. Красоту сельской природы, материальную ощутимость природной среды, передающуюся с помощью детально разработанных светотеневых и валерных отношений, открыли представители реалистического ПЕЙЗАЖА середины-второй половины ХIХ века (Коро, мастера барбизонской школы, Г.Курбе, Ж.Ф.Милле). В России в ХIХ веке ведущую роль играет романтический пейзаж, ярко представленный творчеством И.К.Айвазовского. Во второй половине ХIХ века силу набирает реалистическая школа ПЕЙЗАЖА (ее традиции были заложены уже в творчестве А.А.Иванова), расцвет которой тесно связан движением передвижников. Отвергая искусственность академического ПЕЙЗАЖА, русские художники напрямую обращались к образам родной природы. ХIХ век в русской живописи - это целое поколение художников, воспевающих красоту русской природы каждый по-своему: здесь монументальность и эпичность произведений И.И.Шишкина, любовь к передаче переходных, пограничных состояний природы в драматически-напряженных произведениях А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева, и позднеромантический пейзаж А.И.Куинджи, и эмоционально-лирический, иногда даже философский пейзаж В.Д.Поленова и И.И.Левитана. Значительную роль в своем творчестве отводили ПЕЙЗАЖУ художники-импрессионисты. Стремление поймать и зафиксировать на холсте изменчивую природу, обязательная работа на пленэре, эксперименты с передачей обволакивающей предметы и людей световоздушной средой - все это дало толчок к очередному развитию пейзажного жанра. На рубеже ХIХ-ХХ вв. появляется несколько направлений в изображении ПЕЙЗАЖА. Сезанн подчеркивает монументальную мощь и четкую конструктивность естественных ландшафтов, Ван Гог стремится к психологической ассоциативности пейзажных образов, художники-символисты рассматривают в своих работах идею о мистическом родстве человека и "матери-земли", в произведениях Гогена переосмысляется образ пейзажа-идиллии. Художники ХХ века, представители таких течений как кубизм и фовизм, стремятся найти в ПЕЙЗАЖЕ наиболее устойчивые его черты и тем самым избавить пейзажные образы от всего лишнего. В творчестве ряда художников ХХ века ПЕЙЗАЖ стал точкой перехода к абстрактному искусству (например, в творчестве П.Мондриана, П.Клее, В.В.Кандинского). В русском пейзаже рубежа ХIХ-ХХ вв. реалистические тенденции переплетаются с импрессионистическими (В.А.Серов, П.И.Петровичев, Л.Туржанский и др.). Для советского ПЕЙЗАЖА характерно воспевание красоты и жизнеутверждающей силы родной природы, которые соединяются с идеологическим мотивом - изображением преобразовательной деятельности советского человека. В 20-х годах зарождается явление индустриального ПЕЙЗАЖА, воспевающего достижения страны, темпы и масштабы советского строительства, а также складывается типа мемориального пейзажа. В нашем разделе ПЕЙЗАЖ Вы найдете работы как русских, так и западноевропейских художников. В данном разделе представлены работы, посвященные разным временам года, природе русского севера и средней полосы России, классические европейские ПЕЙЗАЖИ и пейзажная живопись советских художников второй волны авангарда. Мы предлагаем Вам купить предметы из раздела ПЕЙЗАЖ в нашем Комиссионном Антикварном Магазине. Раздел ПЕЙЗАЖ регулярно обновляется, следите за новыми поступлениями.
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Мелодий вечности звучание
Лесов дремучих колдовство
Картина «Овраг» Западная Европа, начало ХХ века
Овраг
Картина «Овраг» Западная Европа, начало ХХ века
Картина «Сосновый бор» Западная Европа, 1913 год
Сосновый бор
Картина «Сосновый бор» Западная Европа, 1913 год
Картина «Летний лес» СССР, 1970-е годы
Летний лес. Юрпалов
Картина «Летний лес» СССР, 1970-е годы
Гравюра «Узники» Лондон, изд. Дж и Дж. Бойдел, 1794 г.
Узники
Гравюра «Узники» Лондон, изд. Дж и Дж. Бойдел, 1794 г.
Деревня у берега реки Уаза
Раздоры. Акация. Луценко А.И.
Лето в деревне Сафохин
Картина «Моздок» СССР, 1938 год
Моздок
Картина «Моздок» СССР, 1938 год
Церковь Св. Георгия в Старой Ладоге
Весна в деревне
Картина «Дом у озера» СССР, 1960-е годы
Радимова Дом у озера
Картина «Дом у озера» СССР, 1960-е годы
Картина «Опушка» СССР, 1960-е годы
Радимова. Опушка
Картина «Опушка» СССР, 1960-е годы
На зимней дороге художник Леднев-Щукин
Акварель «На Кавказе» Россия, 1871 год
Акварель «На Кавказе» Россия, 1871 год