Мифология

Мифологический жанр живописи – поджанр исторического жанра, для которого характерно изображение образов, порожденных легендами, мифами, сказками, байками. При этом наиболее распространенный мотив – древнегреческая и древнеримская мифология. Но если во времена Древней Греции и Древнего Рима это была классическая религиозная живопись, спустя время и с появлением новых конфессий она превратилась в мифологическую.

Мифологическая живопись оставляет следы на протяжении всей истории искусства, часто ассоциируя себя с аллегорической, гротескной и исторической живописью. Одна из «черных картин» Франсиско де Гойи (1746 — 1828), в которых ночные кошмарные сцены появляются в темных тонах, возвращается к мифологии с ее трагическим и гротескным лицом: «Сатурн, пожирающий своего сына».

В более широком смысле мифологические картины могут основываться на историях, взятых из литературы. Типичными источниками являются пьесы Уильяма Шекспира, поэзия Теннисона, а также такие книги, как:

· «Илиада» и «Одиссея» Гомера (10 век до н.э.);

· Басни Эзопа (6 век до н.э.);

· «Энеида» Вергилия (70-19 до н.э.);

· «Метаморфозы» Овидия (43 г. до н.э. — 17 н.э.);

· «Тысяча и одна ночь» (1706);

· Сказки братьев Гримм (1812);

· «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэролла (1871);

· Сказки Ганса Христиана Андерсена (1837) и т.д.

Стоит отметить, что сюжеты на картинах разных стран и разных эпох могут повторяться. Это связано не только с тем, что художники обратились к одному и тому же первоисточнику. Причина еще и в том, что одни и те же типы историй можно найти в мифах из разных уголков мира. Например, греческий миф о Прометее, несущем огонь и просвещающим человечество, повторяется в китайской сказке о Фуси.

Краткий экскурс в историю

Мифологические сюжеты сформировались уже в древности. Особенно ярко это можно проследить, исследуя культурное наследие Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Верования людей, живших при этих цивилизациях, до сих пор признаются самыми популярными мотивами.

В Средние века божества и древние герои считались символами сил природы или нравственными примерами. В картинах 16-18 веков мифологические картины приобретают разные значения: выражают ностальгическое видение идеального мира и утраченного единства человека с природой, становятся инструментом политической пропаганды (прославления монархической власти), иллюстрируют философское, этическое и эстетическое содержание или восхищают эротической чувственностью.

Пик расцвета мифологических мотивов в живописи пришелся на эпоху Возрождения. Но на протяжении всей истории искусства легенды становились объектом творческих исследований, поскольку они были представлены в избытке и дарили вдохновение. Но если изначально мифологический жанр просто воспроизводил образы древнегреческих героев, то в 17 веке стали доминировать сцены, отражающие реалии жизни, затрагивающие социальные и морально-этические проблемы. В 19 и 20 столетиях жанр обогатился за счет включения кельтских, индийских и славянских легенд.

Великие представители жанра

Сандро Боттичелли – мастер, который первым популяризировал мифологию в изобразительном искусстве. Большая часть таких работ была выполнена на заказ, и в основе была именно коммерция. Интересно, что мастер старался подбирать краски и расписывать свои картины таким образом, чтобы они хорошо сочетались с классическим интерьером, были уместны рядом с любой мебелью и различными предметами быта. Среди его культовых работ – полотна «Рождение Венеры» и «Весна». Мастер также нередко обращался к тем или иным мифологическим сюжетам при росписи храмов.

Вильям-Адольф Бугро очень нежно изобразил Амура и Психею в одноименной картине. Герои произведения очень красивые, трогательно заключают друг друга в объятья. На спине Психеи крылья бабочки – символ бессмертной души. Еще одна известная мифологическая картина Бугро – «Данте и Виргилий в аду». При создании работы художник ставил перед собой очень амбициозную задачу: проиллюстрировать весь ужас и все страсти сюжетов Данте. Однако при презентации работы на мастера обрушился шквал критики.

Мифология стала основным мотивом в творчестве символиста и модерниста Михаила Врубеля. Его работа «Царевна-лебедь», созданная по мотивам сказочной поэмы Пушкина – одна из самых узнаваемых в России. Используемые мастером цвета и оттенки наполняют картину деликатностью, легкостью и изяществом. Автор попытался передать миг, когда белоснежная птица перевоплощается в прекрасную принцессу, и стоит признать, что эту задачу он выполнил с блеском. С момента создания и по сегодняшний день волшебный эффект его от картин не теряет силу.

Иероним Босх был чрезвычайно изобретателен, создавая фантастические, почти готические кошмарные видения. Его работы полностью контрастировали с религиозным искусством итальянского Ренессанса, в котором человек управлял рациональной вселенной. Художник нередко вдохновлялся мифологическими историями. Его знаменитый триптих «Сад земных наслаждений» можно отнести к мифологическому жанру. На центральной панели работы изображены группы маленьких обнаженных фигур, которые предаются разным видам физической активности. Они едут на животных, купаются в прудах и ручьях, перевоплощаются в гигантских птиц. В работе более 1000 фигур, каждая из которых очень индивидуальна и вовлечена в свои действия. Почти все детали — эротические символы, взятые из фольклора. Босх определенно намеревался представлять не невинность, а развращенность, «Сад земных наслаждений» показывает, что сладострастие — главная причина гибели человека.

Рубенс, выдающийся художник своего времени в Северной Европе и один из самых больших старых мастеров в стиле барокко, тоже обращался к мифологическому жанру. В числе таких работ: «Венера оплакивает смерть Адониса», «Калидонская охота», «Меркурий и Аргус», «Нимфы, заполняющие рог изобилия», «Падение Фаэтона», «Венера у зеркала», «Диана, возвращающаяся с охоты», «Рождение Млечного пути», «Суд Париса». Последняя работа, вероятно, было создана под вдохновением от изучения «Илиады» Гомера.

Джорджоне написал всего несколько полотен в жанре мифологии. Среди них очень популярна «Спящая Венера», которую художник так и не смог завершить. Причина прозаична: в процессе написания полотна художника поразила чума, и вскоре он умер. До сих пор ведутся споры о том, кто закончил холст. Еще одно известное изображение мастера — «Юдифь». Эта тема была поднята и другими живописцами, но только Джорджоне изобразил ее на холсте как скромную, уточненную, полную спокойной силы и степенности.

Тициан был учеником Джорджоне и создал немало произведений с мифологическими сюжетами. По одной из версий, именно он дописал «Спящую Венеру». В числе ключевых работ мастера – «Венера Урбинская», на которой изображена беззастенчиво эротичная, соблазнительная и чувственная богиня любви. Еще одна культовая работа – «Похищение Европы», иллюстрирующая миф о похищении богини Зевсом (В Древнем Риме – Юпитером), который принял образ быка. Удивительно, как мастеру удалось создать полотно с не просто яркими, а почти люминесцентными цветами.

Виктор Васнецов – художник, который возродил любимые русские сказки. Его картины нравятся не только взрослым, но и детям. Сюжеты всегда связаны с изображением героев произведений славянского и русского фольклора, любимых и известных с детства. Кроме того, мастеру удавалось передавать в своих произведениях всю красоту и разнообразие русской природы. Некоторые сказочные персонажи Васнецова не используются ни в каких других формах искусства, но все равно остаются узнаваемыми с первого взгляда. Работы мастера передают естественную и невинную женскую красоту, подлинную храбрость, мужскую героическую силу.

Красота и магия мифического жанра заключается в том, что он интересен сам по себе, он способен пробуждать воображение не только у пишущего художника, но и, непосредственно, у зрителя. В «Русской Антикварной Галерее» можно приобрести именно такие работы. Каталог постоянно обновляется и пополняется новыми картинами, гравюрами и миниатюрами. Звоните, и опытные искусствоведы-консультанты помогут выбрать произведение, которое станет достойным украшением вашей коллекции и грамотной инвестицией в искусство.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Русалки» Россия, 2000 год
Картина «Русалки» Россия, 2000 год
Гравюра «Мифологический сюжет» Западная Европа. Середина 19 века
Гравюра «Мифологический сюжет» Западная Европа. Середина 19 века