Древний мир
Точной даты начала истории городской живописи никто не знает. На греческом острове Санторини была обнаружена загадочная фреска (известна как «Фреска шествия кораблей»), на которой изображено путешествие на лодке между двумя укрепленными городами. Нечто подобное происходит в «Городской фреске», на которой продемонстрирован вид с высоты прибрежного города. Она была найдена в 1997 году в Риме, и ее можно считать первым полноценным городским пейзажем в истории живописи. Стена под фреской датируется началом 1 в. н.э.
Городской пейзаж в Средневековье
В средние века частичные изображения городов можно найти в качестве фона во многих религиозных рукописях. В конце 13 и начале 14 века западное искусство начало возрождаться. Амброджо Лоренцетти в 1335 году создал фреску, известную как «Город у моря» (Пинакотека, Сиена). Обычно именно эта работа считается первым настоящим городским пейзажем в истории западного искусства. Но еще более примечательна его «Аллегория хорошего правительства» (1338-40), которая с ее многочисленными хроматическими плоскостями, лишенными перспективы, словно предвосхищает некоторые картины авангарда начала 20 века.
Интерес к городской живописи, начатый Лоренцетти, не создал непрерывной традиции в Италии, хотя маленькие, но яркие городские пейзажи появляются в качестве фона в некоторых работах известных художников эпохи. Не было и традиции городской живописи в северной Европе, хотя, как это случилось в Италии, многие из наиболее влиятельных художников эпохи включали красивые изображения городов в качестве фона во многих своих картинах (например, Альбрехт Альтдорфер в захватывающей «Битве при Иссе»,1529). В Германии самые значимые эксперименты в городских пейзажах в эпоху Возрождения были выполнены типографами и граверами.
В очень подробной «Мадонне канцлера Ролина» Ян ван Эйк показывает потрясающе детальное изображение речного города, возможно, это Лион (Франция). Но, несмотря на качество этого изображения, городскому пейзажу не отводится главная роль на полотне.
Создание городского пейзажа: школа Делфта
Прекрасный город Делфт в западной Голландии вызывал особое восхищение среди художников конца Ренессанса. Он появлялся в работах Хендрика Корнелиса Врума и Эгберта ван дер Пула.
В 1654 году «Делфтская школа» достигла своего апогея. Самый выдающийся художник этой школы – Йоханнес Вермеер (1632-1675). Его нельзя назвать плодовитым мастером: на его счету всего 3е работ. Но среди них есть 2 городских пейзажа, которые можно считать одними из самых важных из когда-либо написанных.
Первый – знаменитый «Вид Делфта», который Марсель Пруст считал «самой красивой картиной в мире». Невероятная точность, с которой художник рисовал архитектуру Делфта, заставила многих
критиков предположить использование камеры-обскуры, хотя этот факт не подтвердился. Менее известная, чем предыдущая, картина «Маленькая улочка» сочетает в себе заметную асимметрию и акцент на повседневной жизни.
Джованни Каналетто и венецианская школа ведутистов
В начале 18 века среди богатых британских бизнесменов было принято совершать поездки в крупные итальянские города, включая Венецию. Такие путешествия называли «Гранд Тур». Желая вновь почувствовать всю магию венецианского света и архитектуры, путешественники приобрели вид на «Город каналов», нарисованный местными художниками. Это способствовало формированию нового жанра живописи, который назвали «ведута».
Самым популярным художником, работающем в этом жанре, стал Джованни Каналетто. В 2010 году в Национальной галерее Лондона была выставка, которая наглядно показала мастерство гения. Как говорили современники, он мог «заставить солнце светить в своих картинах». Талант привел Каналетто в Англию, где он стал еще успешнее и богаче.
Импрессионизм
Во второй половине 19-го века под руководством Наполеона III Париж стал самым современным и мощным европейским мегаполисом своего времени. Город превратился в одну из любимых живописных тем для художников-импрессионистов. От Эдуарда Мане до Гюстава Кайботта, от Пьера Огюста Ренуара до Камиля Писсарро, новый Париж был выбран в качестве главного источника вдохновения многими великими художниками эпохи.
В дополнение к общим видам города, включая знаменитую «Парижскую улицу в дождливую погоду» Гюстава Кайботта и захватывающий «Бульвар Монмартр ночью» Камиля Писсарро, художников-импрессионистов также привлекали новаторские элементы современного города, особенно связанные с железнодорожным миром. Вокзалы стали центральной частью импрессионистской «иконографии», особенно почетное место занял вокзал Сен-Лазар.
Американская городская живопись
Джеймс Эбботт Мак-Нейл Уистлер (1834-1903), пожалуй, самый выдающийся американский художник 19 века. Его ночные виды американских и европейских городов достигли своего апогея в сенсационном «Ноктюрне в черном и золотом: падающая ракета» (1874, Детройтский институт искусств). После Уистлера наиболее заметным художником в этом жанре стал Чайлд Хассам (1859–1935), один из самых ярких представителей американского импрессионизма. Его картины с «флагами» до сих пор воспринимают как одни из самых легко узнаваемых сюжетов в американской живописи. Картина Хассама «Проспект под дождем» находится в Белом доме США.
Пик популярности городской живописи был достигнут с появлением «Школы Ашкана», группы американских художников-реалистов, сосредоточенных на изображении повседневной жизни в начале 19-го века в Нью-Йорке. Первым лидером этого поколения художников был Роберт Анри, создатель таких культовых произведений, как «Снег в Нью-Йорке» (1902, Национальная галерея искусств, Вашингтон). За ним последовали художники Эверетт Шинн и Джон Френч Слоан.
Городской пейзаж и авангард
Среди всех художников-кубистов Фернан Леже – тот, кто посвятил большую часть своего творчества городской живописи. «Город» (1919, Музей искусств, Филадельфия), стал самой значимой его работой, и одним из лучших городских пейзажей за всю историю.
Многие художники из так называемой «Парижской школы» также создали свои уникальные видения французской столицы. От красочных работ Рауля Дюфи («Улица, украшенная флагами», 1906 г.) до очень личной работы Марка Шагала «Париж из окна» (1913).
На пути к абстракции заметна фигура Пита Мондриана, который после эмиграции в США показал свое оригинальное видение Нью-Йорка в картине «Буги-вуги на Бродвее» (1942-43, Нью-Йорк, MOMA).
В Россию жанр пришел гораздо позже. Если в Европе расцвет городского пейзажа пришелся на 17-18 век, то в нашей стране интерес к нему возник только во второй половине 19 века. Основоположником стал Федор Алексеев, который стажировался в Венеции и там ознакомился с мастерством Каналетто. В раннем творчестве Алексеева можно легко уловить нотки венецианских традиций.
Художник запечатлел Москву, Санкт-Петербург, и Минск, который в те годы входил в состав Российской империи. Со временем Алексеев стал преподавать, у него появились ученики, которые создавали новые работы в его стилистике.
К середине 19 века на смену классицизму в городском пейзаже пришел романтизм. Самые яркие работы в таком стиле можно найти у Максима Воробьева и Ивана Айвазовского. После революции ведущими художниками, работающими в жанре городского пейзажа, стали Николай Крымов, Константин Юон, Аристарх Лентулов и другие.
Также этот жанр был популярен у советских художников, многие которые воодушевленные видами советских городов отображали их на картинах, передавая эпоху и дух советского времени.
В «Русской Антикварной Галерее» вы можете приобрести великолепные работы, созданные в жанре городского пейзажа. Величественные здания, изящные изображения садово-паркового искусства, романтичные светящиеся фонари и бездонное небо: каждый элемент задает общую канву красоты и эстетики. Картины не только станут достоянием коллекции, но и прекрасно впишутся в любой интерьер. Опытные консультанты – эксперты в области искусства, и с удовольствием помогут в подборе произведения, которое идеально подойдет именно вам.
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.