Пуантилизм

Пуантилизм – течение в живописи (синоним – дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).

19 век ознаменовался появлением новых трендов в искусстве. Живописцы немало экспериментировали с цветом и техникой, искали нестандартные формы самовыражения. Итогом таких экспериментов стало рождение нового направления, которое назвали пуантилизм. Корень термина родом из французского языка и переводятся как «точка» (как и пуанты балерин). Выбор на это слово пал неслучайно: визуальная техника пуантилизма представляет собой очень специфический «точечный» стиль.

Краткий экскурс в историю

Французские художники проводили целый ряд исследований в сфере теории цвета и цветовой психологии. Они пытались подобрать методики, которые позволяют донести эмоциональное послание творца небанальным образом.

Теория известного химика Юджина Шевреля о том, как разные цвета взаимодействуют друг с другом, и учение физика Огдена Руда о смешивании цветов дала толчок экспериментам. Параллельно в творческой среде проходило немало дискуссий о психологии оттенков и цветов, их символике и влиянии на психическое и эмоциональное состояние того или иного человека. Научные исследования послужили стимулом к тому, что художники начали переосмысливать свои рабочие техники. Они пытались передать мгновенное, яркое впечатление от движения различных природных объектов и элементов. Классические методики лишали шанса решить эту задачу в полной мере. В результате долгих поисков и многочисленных экспериментов в 1885 году рождается пуантилизм.

В процессе формирования техники использовались современные достижения оптики, научные исследования, например, разложение луча белого света на спектральные цвета (отдельные цвета радуги). Применялась теория одновременного цветового контраста, разработанная Мишелем Эженом Шевроулем в 1839 году. Джеймс Клерк Максвелл, Герман фон Гельмгольц и Огден Руд также внесли важный вклад в оптику. Помимо этого, художники руководствовались открытиями в области визуальной физиологии и психологии.

Техника пуантилизма состояла в том, чтобы разбить цветовой участок на основные цвета солнечного спектра. Использовались небольшие нерегулярные пятна чистых красок – без смешивания красок на палитре, наносимых короткими прикосновениями кисти. При взгляде с расстояния эти точки сливались в однородные цветные плоскости. Это позволило добиться значительной яркости и интенсивности цвета.

Кто изобрел пуантилизм?

Отцом пуантилизма принято считать Жоржа Сера. Он изучал традиционные визуальные техники и отверг импрессионизм как стиль, базирующийся на субъективных реакциях отдельного художника, в пользу более научного метода. Художник пытался найти свой индивидуальный почерк и постоянно изучал труды ученых по оптике.

Жорж Сера был убежден, что художник не должен следовать мгновенным порывам души и полагаться на одно лишь вдохновение. Этот подход хорош, но так контролировать производительность просто невозможно. По его мнению, живописец должен создавать работы в соответствии со знаниями в сфере физики, оптики, психологии, с пониманием того, какой психоэмоциональный эффект окажет картина. Сера не только создавал картины, но и занимался

научными исследованиями, сформировал теорию хромолюминаризма, а чуть позже описал и сам метод рисования точками.

В 1884-1886 живописец создал огромное полотно, которое произвело неизгладимое впечатление на зрителей – «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Размер работы – 2Х3 метра, расчет был на разницу в восприятии изображения в зависимости от расстояния. Полотно стало эталоном пуантилизма.

Главным последователем и учеником Жоржа Сера стал Пол Синьяк. Художник-пейзажист был вдохновлен научным методом, и вскоре после смерти Сера стал ведущим представителем неоимпрессионистского движения. В дополнение к масляной живописи и акварели он также создал ряд литографий и набросков пером и тушью, составленных из крошечных, кропотливо выложенных точек. Репродукции его работ заполонили все журналы и открытки – настолько декоративными и необычными они были.

Синьяк был ярым сторонником молодых художников в движении постимпрессионизма и был первым, кто купил картину у Анри Матисса. Синьяк не только демонстрировал своими работами идеальный пуантилизм, но и издал серьезный научный труд, который стал практически азбукой для художников, развивающихся в стиле неоимпрессионизма.

Техника пуантилизма используется только в живописи?

Точечная техника широко использовалась для создания сложных переплетов и обложек книг ручной работы в 17 веке. Метод также был актуален для украшения металлических доспехов и огнестрельного оружия ручной работы.

Пуантилизм также относится к стилю музыки 20-го века. Отличительная особенность – нелинейная последовательность звуков, музыка сформирована из отдельных частиц, «точек». Такая звуковая структура подобна живописной версии пуантилизма. Этот тип музыки также известен как пунктуализм.

Есть версия, что неоимпрессионисты только упорядочили, систематизировали и популяризировали пуантилизм. Например, Рендел Уайтт, антрополог из Америки утверждает, что технику использовали еще в доисторическую эпоху: люди, жившие 38 тысяч лет назад, изображали мамонтов, лошадей и другие объекты с помощью точек. В настоящее время следы пуантилизма можно обнаружить в современном искусстве, моде и татуировках.

Чем примечателен пуантилизм?

Главное отличие пуантилизма от классических техник – краски не смешивают на палитре, а наносят на полотно мелкими мазками. Рука художника двигается легко, это похоже на нежное трепетание крыльев бабочки: кисть лишь на секунду касается поверхности, и тут же отрывается. По уровню сложности и декоративности пуантилизм очень близок к мозаичному искусству. И чем мельче точки, чем их больше, тем четче выглядит изображение, аналогично пикселям на экране ноутбука.

Методика аналогична процессу печати, который применяется в работе некоторых цветных принтеров. В процессе печати на бумагу (холст) наносятся маленькие точки голубого, красного, желтого и черного цвета. Точки достаточно плотно прилегают друг к другу, и создается ощущение

однородности изображения. Стоит отметить, что изображения, созданные в технике пуантилизма, кажутся намного ярче, чем работы, для которых использовалось стандартное смешение цветов. Эксперты утверждают, что есть 2 причины создания такого эффекта. Во-первых, цвета ярче из-за того, что пигменты сохраняют первоначальный цвет и глубину, не смешиваются друг с другом. Во-вторых, потому что между нанесенными точками может частично проглядывать белый-холст основа, что дает большую контрастность, воздушность и яркость.

Синьяк уделял особое внимание не только самой технике нанесения, но и подбору цветов для картины в стиле пуантилизм. Он говорил, что процесс похож на создание музыкальной композиции. При создании симфонии композитор учитывает звук каждого инструмента, так и художник должен понимать, какое влияние окажет на общее восприятие каждая точка.

Что касается инструментов, художники-пуантилисты нередко используют специальные кисти для разграничения текстуры. Пишут картины преимущественно масляными красками. Допускается возможность применения любых материалов и инструментов, но масла более предпочтительны из-за их густоты, склонности не стекать и не «кровоточить».

Кто из известных художников применял технику пуантилизма?

Винсент Ван Гог жил в Париже с 1886 по 1888 год, знал Сера и Синьяка, и имел небольшой опыт пуантилизма. Однажды после посещения студии Сера он заявил, что испытал «откровение цвета». Некоторые из его картин того парижского периода, например, «Автопортрет 1887 года», отражают эту стилистику. Однако вскоре техника была заброшена: Ван Гог обладал слишком мятежным духом и беспокойным нравом для следования строгим регламентам пуантилизма.

Другим известным художником, который перенял методику, стал Камиль Писсарро. Отвернувшись от стиля импрессионизма, который сделал его популярным, он исследовал пуантилизм как способ показать новые грани своего таланта. Один парижский критик назвал его «мастером, который постоянно и мужественно приспосабливается к новым теориям».

Чарльз Ангранд тоже экспериментировал с пуантилизмом. Он комбинировал мелкие точки краски с широкими мазками.

Французский неоимпрессионист Максимилиан Люс применял технику пуантилизма во многих своих работах. Самой популярной стала серия картин Нотр-Дама.

Тео Ван Риссельбергх создал несколько картин в точечной технике. Самая известная из всех таких работ – портрет его жены и дочери. Позже в своей карьере он вернулся к более широким мазкам.

Где купить работы художников-пуантилистов?

В антикварном магазине «Русская Антикварная Галерея» можно ознакомиться с работами, выполненными в технике пуантилизм. Оценить мастерство художников можно, изучив каталог картин на официальном сайте (раздел «изобразительное искусство»), или посетив салон

«Русская Антикварная Галерея» ведет свою деятельность с 1998 года. За время работы был накоплен уникальный опыт в сфере продажи, покупки, экспертизы и оценки антиквариата. Наши

специалисты ведут научно-исследовательскую деятельность по установлению авторства работ, созданию коллекций, инвестиций в раритетные произведения и современные художественные работы. Вы можете рассчитывать на профессиональную консультацию и помощь в подборе и анализе предметов искусства.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Дорога в лесу» Западная Европа, начало ХХ века
Картина «Дорога в лесу» Западная Европа, начало ХХ века
Натюрморт в стиле Пуантилизма Западная Европа. Начало 20 века
Натюрморт в стиле Пуантилизма Западная Европа. Начало 20 века