Гжельский экспериментальный керамический завод

Фильтр

Гжельский экспериментальный керамический завод, расположено в Гжели, в с. Речицы (Раменский район) - в самом центре русской народной керамики. Оно является одним из самых значительных предприятий страны, связанных с развитием традиционной керамической культуры. Распоряжение о создании завода, называвшегося с момента основания "Гжельский керамический

завод "Всекохудожник", датировано 1929 годом. Однако история этого производства насчитывает более ста семидесяти лет. Территориально современное предприятие находится на месте бывшего завода братьев Фартальных, основавших его в 1830 году в селе Речицы, крупнейшем и самом знаменитом селе Гжели. С самого начала этот завод выступал среди других заводов региона, специализировавшихся на выпуске фарфора, как ведущее предприятие по выпуску разнообразной керамической майоликово-фаянсовой посуды, скульптуры, изделий "под бронзу" (сорт фаянса). Вплоть до начала 10-х годов ХХ века завод сохранял хорошее качество своей глубоко традиционной продукции. На его производственной базе, в определенной мере разоренной после революции, особенно в период политики экспроприации, и был создан завод "Всекохудожник", использовавший сохранившиеся местные людские кадры.

Еще в начале 1920-х годов завод функционировал и как учебная база, здесь находились керамические мастерские ВХУТЕМАСа, где студенты проходили производственную практику и даже создавали майоликовую продукцию, которая шла на экспорт. Это был и старый дореволюционный ассортимент ("Богатыри" Б. Ланге, аптечная посуда, изразцы) и новая советская тематическая скульптура. Также на территории завода в 1925-26 годах работала Гжельская керамическая школа, выпускавшая мастеров-керамистов, гончаров, формовщиков и живописцев для гжельских артелей. В ней преподавал знаменитый мастер-керамист, уроженец Гжели, преподаватель Императорского Строгановского училища Г.В. Монахов. Именно он стал одним из ве-дущих специалистов завода "Всекохудожник". На заводе Монахов делал вазы с кристаллическими и потечными глазурями, дающими разнообразные живописные эффекты. В 1930-е годы завод оказался в центре работ по созданию новой традиции. Он был определен главным предприятием по изготовлению архитектурного декора, скульптуры и изделий для Дворца Советов и стал в эти годы ведущим предприятием страны, восстанавливавшим утраченную связь и лучшие керамические традиции искусства России нач. ХХ века. Благодаря Монахову и приглашенному им крупнейшему отечественному искусствоведу-ученому в области народной керамики А.Б. Салтыкову, работавшему на заводе с 1934 года, здесь было налажены производство керамики с кристаллическими глазурями и техника восстановительного обжига. Поиски по возрождению майолики шли в 30-е годы уже не по старой гжельской, оборвавшейся линии, а путем переноса сюда техники майоликового производства дореволюционного Строгановского училища и Абрамцевской мастерской. Произведенная Салтыковым работа по созданию керамических облицовочных материалов, применявшихся в новой архитектуре и метро, открыла новые возможности в развитии современного монументального искусства, продолжавшие традиции керамического декора, распространенные в русском искусстве с XVI века. Изучая принципы народной живописи, Салтыков возродил прием росписи "свободной кистью". Сочетание традиционных форм изделий гжельских мастеров, применение широкой палитры цветных глазурей и народной росписи дало отличный результат. В ХХ веке здесь начало развиваться новое керамическое искусство, оформившееся к концу ХХ столетия в такую же сложившуюся традицию, как и старое искусство Гжели XVIII-XIX веков. В довоенные, отчасти в военные и послевоенные годы здесь работали, с одной стороны, талантливые керамисты, пользовавшиеся авторитетом в профессиональной среде Я.Я. Коорт и С.Ю. Демидовский, известнейшие советские скульпторы-анималисты: И.Ефимов, В. Ватагин, А. Сотников, М. Кожин; с другой - местные династийные мастера, окончившие Гжельскую керамическую школу ученики Г.Монахова и также преподававшего здесь Т.А.Жадина: Н.И.Рябушкин, И.А. Мару-лин, В.Т. Жадин, И. Бобров и др. Т.А. Жадин (1861-1935) после Монахова был одной из самых заметных фигур, связанных с созданием завода Всекохудожник и местным художественным образованием. В дореволюционные годы он также преподавал в Строгановском училище, с 1912 по 1923 работал в московских керамических объединениях: в "Мураве", в "Бутырках" у Мамонтова, он награжден серебряной медалью на Промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896), участвовал во Всемирной художественнно-промышленной выставки в Париже (1900), Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве (1923). Его сын В.Т. Жадин (1901-1936) также в 1920-е гг. работал в мастерской в Бутырках. На заводе им были созданы майоликовые скульптуры "Девушка с виноградом", "Жница" и написана книга "Как делать изразцы". Следует отметить, что в Речицах на протяжении 1920-30-х годов многие кустари изготовляли печные изразцы. Придя на завод "Всекохудожник" они продолжали развивать эту семейную традицию. В 1937 году в связи с реконструкцией завод был подчинен Роскультторгу. Про-дукция делилась на две части: политскульптуру, выполненную в терракоте и майолике, и керамические художественные изделия: мелкую пластику, шкатулки, чернильницы. В военное и послевоенное время завод продолжал разрабатывать изразцы. В 1946 году главным художником завода Д.В.Горловым была выполнена серия изразцов "Петухи". В 1950 году завод переименован в Завод московского товарищества художников. В 1952 году в связи с организацией Художественного фонда, предприятие было подчинено Фонду и стало называться "Гжельским керамическим заводом Худфонда РСФСР".
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Скульптурная композиция «Петух» СССР, третья четверть 20 века
Петух Гжель
Скульптура «Охотник с лисой» СССР, середина ХХ века
Охотник с лисой
Скульптура «Охотник с лисой» СССР, середина ХХ века
Скульптурная композиция «Пеликан» СССР, третья четверть ХХ века
Гжель Пеликан
Скульптурная композиция «Пеликан» СССР, третья четверть ХХ века
Статуэтка «Вышивальщица» СССР, Гжель, третья четверть ХХ век
вышивальщица Гжель
Статуэтка «Вышивальщица» СССР, Гжель, третья четверть ХХ век