Шинуазри

В переводе с французского шинуазри означает «китайщина». Это стилевое направление, имеющее ответвление рококо с приемами древнекитайского искусства. Стилю шинуазри присуща роскошь и экзотика, он активно развивается в живописи, архитектуре, интерьере и моде.

История появления

Чтобы разобраться, как стилю шинуазри был присвоен неординарный вид, необходимо детальнее углубиться в историю его возникновения. В начале XVII века благодаря торговым сообществам в страны Европы начали завозить весьма оригинальные и диковинные вещи. Сердца европейцев покорили китайские шелка, фарфор, предметы мебели и прочие расписные изделия. Единственной проблемой, препятствующей насладиться обладанием роскошных вещей, была их запредельная стоимость, поэтому позволить себе покупку диковинки могли лишь очень богатые люди. Это выглядело несправедливо по отношению к бедным, поэтому европейские мастера пытались произвести на свет аналогичные товары, привезенные из Китая. Тот период и стал моментом зарождения стиля шинуазри.

Элементы стиля

Шинуазри – стилевое направление, которому присуща экзотика и изобилие. К причудливым китайским мотивам добавилась помпезная классика, результатом их смешения и стало появление нового стиля.

Элементы, присущие шинуазри:

· обои с шелкографией и ярким рисунком;

· белый или синий фарфор;

· мебель, предметы интерьера и аксессуары с золотой инкрустацией, оформленные в форме пагоды;

· табуретки бочкообразной формы;

· китайские статуэтки и ширмы;

· насыщенные цвета, такие как зеленый, желтый, розовый и пр.

Шинаузри напоминает стиль прошлых столетий, однако нельзя его так воспринимать, ведь он лишь имитирует характерные особенности исторической эпохи. В то время как европейцы начали производство китайских товаров, пытаясь сделать «подделку», ими была допущена масса нестыковок. Например, на тканных полотнах драконы могли изображаться вместе с персонажами пасторального мира, а рядом с культовыми сооружениями соседствовали хищники и слоны.

Умельцы, занимающиеся изготовлением мебели, делали ее в стиле «китайщины», в особенности им нравились пагоды и бамбуковые стебли, используемые при изготовлении столов, стульев и кроватей. Томас Чиппендейл – известный дизайнер прошлого века, создавал мебель в стиле шинуазри, которая востребована до сих пор.

В разные периоды истории была неодинаковой и мода. Пышные вычурные туалеты сменяли скромные наряды, пафосность уступала место простоте и скромности. Сравнивая стили разных эпох, в них отслеживается кое-что общее – это следование стилю шинуазри. С конца XVII в. жителей европейских стран охватило всеобщее увлечение китайскими предметами и всем, что

производится в Китае. Вначале это увлечение касалось посуды и кухонных принадлежностей, затем настал черед предметов декора и одежды. Подъем шинуазри продолжался вплоть до начала 20 века.

В каких областях применяется?

В период продолжающейся «китайской лихорадки» стиль всецело охватил декоративно-прикладное искусство. В особенности подъем был замечен в таких странах, как Англия, Франция, Германия. Повышенным спросом у аристократов пользовались разные аксессуары, такие как:

· веера;

· зонты с различными узорами;

· статуэтки и вазы из фарфора;

· передвижные ширмы и пр.

Псевдокитайский стиль еще на этапе зарождения был взят за основу при оформлении гостиных залов и спален. Из Китая ввозились разные товары, отличия которых были только в количестве нанесенного лака и в декоре. При попытках импортировать лак из-за границы, результат не увенчался успехом, так как доставка занимала много времени. Европейские мебельщики, делающие «подделки», пытались наладить собственное производство лака, расширяя цветовую гамму и дополняя имеющиеся цвета другими, более насыщенными оттенками.

В период расцвета стиля рококо мода на использование псевдокитайского стиля затронула и интерьер. Вначале изменились узоры на тканях, став более насыщенными, с присутствием сюжетных сцен и растительных мотивов. Что касается женских нарядов, в них изменился силуэт, появились платья с рукавами, окаймленными кружевами. Особенно такой моде следовали французы, англичане же признали стильными шляпки, изготовленные из соломы.

Интересные факты о шинуазри

· Chinoiserie в период с XVII по XVIII вв. являлся любимым стилем для подражания среди лиц высшего общества. Увлечение аристократов перешло на китайский фарфор, появление которого приходится на конец XVII в. В тот период на королевских столах стояла золотая и серебряная посуда, которая не так быстро отмывалась, как столовые приборы и тарелки, изготовленные китайскими умельцами. В 1708 г. в Германии (город Мейсен) была открыта первая в Европе фабрика по изготовлению посуды из фарфора, которая выглядела аналогично китайским образцам.

· Популярность стиля шинуазри нарастала с развитием торговых отношений Китая со странами Восточной Европы. Торговля набрала обороты до такой степени, что трюмы зарубежных кораблей были доверху забиты товарами из Китая и Индии. Середина XIX в. славится тем, что Ост-Индская компания взяла на себя все соглашения и обязательства, касающиеся торговли.

· Шинуазри положило начало утонченной культуры чаепития. Чай, выращенный на плантациях Китая, считался дорогостоящим удовольствием, доступным только для аристократов. Дамы были в восторге от ритуала заваривания напитка.

· Фарфор из Китая – проявление эстетического вкуса и стиля. Дамы из высшего общества в XIX в. жаждали заполучить для себя не просто единичные экземпляры, а целые коллекции посуды из китайского фарфора.

· Стилевое направление под названием шинуазри считается ответвлением стиля рококо. Одному и другому стилю присущ избыточный декор, много позолоты, разной резьбы. В живописи на картинах отображались мотивы беспечного досуга. В то время было модным подражание шинуазри при изготовлении мебели и предметов интерьера. В богатых домах были резные шкафы и комоды, на которых отображались рисунки драконов и культовых сооружений.

· Марко Поло – 1-й европеец, сделавший описание китайского сада в своей книге.

· Аристократы носили дома халаты, пошитые в китайском стиле. Так как в одежде стиль отразиться не мог, то джентльмены надевали дома баньяны, выполненные из дорогих тканей. В качестве дополнительного элемента одежды надевали жилет либо тюрбан.

· Возрождение интереса к шинуазри и рококо в 1920-30-х годах ХХ в. Платья женщин были простого кроя, украшены орнаментами в китайском стиле. Модным было использование тканей ярких оттенков, ширм, китайских шариков.

Шинуазри в современном интерьере

Для создания шинуазри в интерьере, важно выбрать немного основных деталей, совсем не обязательно целиком украшать дом предметами в псевдокитайском стиле. Полет фантазии широкий, можно дополнить интерьер такими деталями, как обои с шелкографией, мебель с геометрическими формами, статуэтки восточного стиля.

Весьма оригинально выглядят китайские ширмы из черных или коричневых пород деревьев. Они добавляют в интерьер шик, при этом выполняют практичную роль: маскируют потайную коморку либо личные вещи от глаз пришедших гостей и посторонних людей. Помимо этого, предназначение ширмы – разделение комнаты на сектора, что позволяет дизайнерскому решению выглядеть более завершенным.

Еще одна немаловажная деталь – обои с шелкографией, напоминающие декоративное панно, используемое в качестве настенной картины. На шелковую основу наносятся узоры с животными и растениями, все это дополняется вышивкой. Этот прием должен быть использован только на одной стене, а не во всей комнате, в противном случае, комната будет выглядеть вызывающе.

Что касается фарфора, то ему следует уделить особое внимание, ведь этот вид керамики ассоциируют с Востоком. Найти фарфор бело-синего цвета очень сложно, так как высокая себестоимость не позволяла бы вывозить его за границу страны. При рассмотрении китайского фарфора, как декоративного элемента, можно приобрести для себя более доступный вариант.

Что касается мебели в стиле шунуазри, здесь вспоминается известный дизайнер Томас Чиппендейл, который делал мебель по восточным мотивам. Бешеной популярностью по настоящее время пользуются им созданные стулья и зеркала с узорами.

Направление «шинуазри» можно считать благородным и по-своему изящным. Отдавая дань традициям Китая и роскошью, с которой мастера изобретают разные предметы, современное жилище превращается в уютное местечко, где хочется побывать снова и снова.

Купить предметы в стиле шинуазри

Антикварный магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает вниманию частных коллекционеров и ценителей стиля шинуазри полный каталог мебели, посуды и предметов декора, обладающих культурной ценностью. Каждому покупателю предоставляется хорошая возможность создать интерьер собственного дома или квартиры в псевдокитайском стиле.

Воспользовавшись каталогом, представленным на официальном сайте, вы сможете выбрать нужный товар, и уже через пару дней мы доставим вам его на дом. Вы убедитесь, что в интернет-магазине «Русская Антикварная Галерея» удастся отыскать лучшее решение для оформления вашей квартиры или дома, а также подобрать довольно необычный подарок на любой праздник.

Антикварный магазин предлагает вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Скульптура бога удачи Фу Сина Европа, первая половина XX в.
Скульптура бога удачи Фу Сина Европа, первая половина XX в.
Скульптура бога долголетия Шоу Сина Европа, первая половина 20 века
Скульптура бога долголетия Шоу Сина Европа, первая половина 20 века
Скульптура бога процветания Лу Сина Европа, первая половина 20 века
Скульптура бога процветания Лу Сина Европа, первая половина 20 века