Ренессанс

Фильтр

Стиль Возрождения (Ренессанс). Эпохой Ренессанса принято считать первый частичный период нового времени. Своё название «Ренессанс» этот период получил, но только в 1855-1860гг. в трудах историков Жюля Мишле и Якоба Бургхарда. На самом же деле Ренессанс появляется на фоне следующих феноменов исторического развития: изобретений и открытий; расцвета мировой торговли, развития городов и буржуазии; начала неограниченной монархической власти во Франции при Людовике ХI (1461-1483) и Франциске I (1515-1547). Термин «Ренессанс» («Возрождение») означает, не в последнюю очередь, жизненные ощущения, когда на место бога Средневековья приходит человек как мерило всех вещей. Дать единое определение понятия Ренессанса для всей Европы не представляется возможным. Ближе всего могло бы подойти определение в истории искусства как эпохи между готикой и барокко. Однако если готика была в течение 2 столетий европейским стилем, то начало и конец Ренессанса в отдельных странах настолько смещены по времени, что за всю «эпоху Ренессанса» набирается лишь 20лет, когда он одновременно существовал во всей Европе.

Термин Ренессанс (renaissence) переводится с французского как «возрождение», и именно это слово нам более знакомо еще со школьной скамьи. Это целая эпоха в мировой культуре, пришедшая на смену средневековой, и слово это по смыслу не является «возрождением после упадка», как может показаться. Возрождение в современном понимании обозначает «возрождение античности» в культуре и появилось в XIX веке благодаря труду французского историка Жюля Мишле, который так описал историю Франции XVI века. Но впервые этот термин появился у итальянского историка и художника Джорджо Вазари. В своем труде XVI века, посвященном жизни известных художников и скульпторов, он использовал слово «возрождение» (итал. rinascita) как раз в смысле «пробуждение от спячки, прорыв». Значение «возрождения античности» позже использует другой итальянский мыслитель и литератор Франческо Петрарка, и именно с него (а точнее с его награждения в 1341 году лавровым венком за литературные достижения) часто ведут отсчет наступления эпохи Ренессанса.

В общем и целом, продолжительность Ренессанса до сих пор остается спорным вопросом. В разных странах ее начало приходилось на разные года и века, точно так же неодновременно она и закончилась. В итоге датировка примерно такая: начало XIV века – последняя четверть XVI или начало XVII века. Начало эпохи приходится на Италию, а именно на Флоренцию, которую называют столицей Возрождения, именно там зарождается культурная основа нового времени. По всей остальной Европе наступление эпохи отсчитывают с XV-XVI веков.

Конец Ренессанса связывают с разными событиями. Кто-то считает финалом открытие Америки – 1492 г., начало Реформации – 1517 г., казнь Джордано Бруно – 1600 г., или конец Тридцатилетней войны – 1648 г. Однако, многие эксперты сходятся, что конец (или начало конца) Возрождения наступил с приходом Папы Римского Павла III в 1534 году. Павел III оказался реакционером и объявил войну многим культурным нововведениям, а также создал орден иезуитов и итальянскую версию испанской инквизиции.

Достижения Ренессанса

Возрождение – это для нас в первую очередь феномен культурный. В этот период мир и человеческое сознание качественно изменились и преобразились, в культуру, науку и философию хлынули новые идеи, общественные отношения в европейских странах были кардинально пересмотрены. Одним из важнейших преобразований стала идея гуманизма – движения, которое рассматривало именно человека и его личность как высшую мер ценности и критерий оценки деятельности общественных отношений и институтов. В эту эпоху происходит ранее невиданное – деятельность художников, литераторов, музыкантов, архитекторов в общественном сознании воспринимается как профессиональная. В этот период происходит отход от церковной культуры светской, гуманистической, наука и искусство теперь выходят из-под церковного контроля, появляются светские школы. В самой науке закладывается фундамент для современных теорий. Появляются такие изобретения, как телескоп, микроскоп, появляется гелиоцентрическая модель мироздания и многое другое.

Развитие искусства

Само искусство развивается семимильными шагами. Важным этапом становится объединение научных достижений с искусством. Из математики и физики приходит появление и развитие идей освещения и перспективы, из медицины – знание анатомии и физиологии человека. Совершенствуется техника живописи масляными красками, на картинах начинает присутствовать и

раскрываться интерьер, художники играют со светом, оптическими эффектами. Появляется и развивается как жанр портрет, причем портрет светский.

Революционные новшества привнес в живопись художник Томаззо Мазаччо в начале XV века. Одним из первых он применил полученные знания о перспективе и оптике. В его работах происходит то, что сейчас нами воспринимается как обыденность – свет исходит из одной точки, линии также сходятся в одной точке, появляется фон, который также играет важную роль, все изображение становится по-настоящему трехмерным. Мазаччо первым стал изображать людей твердо стоящими на земле. В средневековой и готической традиции персонажи как бы были висящими или стоящими на цыпочках, взаимодействие человека с поверхностью не отображалось. Художник Пьелло де Франческа также начал использовать приемы геометрии и перспективы, он нарушает средневековый канон изображения святых большими, чем обычные люди. На примере его работ можно увидеть, как происходит слияние науки и искусства – де Франческа был еще и математиком и даже написал несколько научных трактатов по этой дисциплине. Но больше всего это самое слияние можно проследить в творчестве трех гениев Возрождения.

Три гения Ренессанса

Для современного человека эпоха Ренессанса в первую очередь связана с такими именами как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти. Эти творцы задали такую высокую планку в искусстве, которую, возможно, никто не смог побить до сих пор. Время, когда они жили и творили, по праву считается вершиной Ренессанса. Именно эта троица максимально отошла в искусстве от средневековых канонов.

Да Винчи преуспел в конструировании пространства без искажений. В своих работах он старался сделать фон картины важной частью произведения, детализированным и разнообразным. Он одним из первых смог изобразить воздух вокруг персонажей, применив так называемую технику «сфумато». Это отчетливо видно на одной из величайших работ мастера «Мадонна в скалах». В одной из незавершенных картин да Винчи («Поклонение волхвов») видны результаты упражнений в геометрии и композиции – центральные персонажи вписаны в треугольник, второстепенные – в полукруг. Это еще сильнее подчеркивает трехмерность изображаемого, таким образом да Винчи применяет принципы геометрического расположения объектов. Особое внимание мастер также уделял анатомии – в своих работах он изображает людей с точным расположением тел и конечностей и глубокой проработкой их мимики, что для тех времен было очень редким явлением.

Рафаэль Санти был экспертом в области цвета. На пике своего творчества он довел владение им до такого совершенства, что его работы были сродни симфониям, в которых все цвета, внутренний ритм изображения, пересечения линий подчинялись одной общей гармонии, сильной и очень эмоциональной. Самым совершенным его творением, в которых на полную проявились эти способности, считается «Сикстинская мадонна», завершенная в 1513 и хранящаяся в дрезденской Галерее старых мастеров. Помимо живописи, Рафаэль известен также как архитектор. Под его началом строился собор св. Петра (), церковь св. Элигии цеха ювелиров, вилла Маргериты Австрийской (супруги Алессандро Медичи) и много других дворцов и храмов. Некоторыми исследователями считается, что его вклад в архитектурный классицизм был настолько велик, что его можно считать создателем и главным деятелем этого стиля.

Микеланджело Буонаротти сконцентрировал свое внимание на геометрии, анатомии и форме, хотя не обделал вниманием и цвет. Современному человеку он известен как автор знаменитой скульптуры «Давид», однако он также был выдающимся живописцем, архитектором и поэтом. Одной из самых известных его работа является роспись Сикстинской капеллы, над которой художник работал 4 года. Гениальность этого человека создала множество шедевров, которые считаются вершиной не только искусства Возрождения, но и искусства вообще. Известно, что до нас дошли лишь наиболее значительные его произведения, многие эскизы, зарисовки и наброски он уничтожил незадолго до своей смерти.

Северное возрождение

Идеи Возрождения попали и проросли в умы художников Европы лишь спустя столетие после того, как вовсю раскрылись в Италии. Основоположники Северного Ренессанса, братья ван Эйк, начали свою работу лишь на заре XV века в Нидерландах. Несмотря на то, что общие признаки Возрождения, такие как расцвет культуры и идей гуманизма, являются общими для всей эпохи, существуют серьезные различия между североевропейским и итальянским Возрождением. Под северной Европой в данном случае понимаются Нидерланды, Германия, Англия, Франция и Испания.

Различий североевропейского Ренессанса и итальянского довольно много. Одно из главных различий – влияние готики и церкви в искусстве северного Ренессанса, в отличие от влияния античности в итальянском. Кроме того, в философии северного Возрождения основное место также занимала церковь и ее усовершенствование, в то время, как в итальянском же, наоборот, стремились от ее влияния избавиться вообще. Также в искусствах на первый план выходит этика, в противовес Италии, в которой цвела эстетика. Внимание сосредоточено не на человеке и его природе, как в итальянском Возрождении, а на христианском сострадании и любви к ближнему, на божественной сути природы.

Русское Возрождение

На Руси в ту же самую пору, что и в Европе, возник свой Ренессанс. Однако он не был похож на европейский и тем более, итальянский в силу особенностей исторического процесса. В XIV-XV столетиях на Руси происходят изменения, связанные с окончанием татаро-монгольского ига, заключение Флорентийской унии, объединяющей Западную и Восточную церкви. Это не могло не сказаться на общем подъеме духа и уровня жизни на Руси, что повиляло и на творческих людей. Русский народ пытается быть ближе к Западу и вместе с тем сохранят свою самобытность. В искусстве это выражается в реализации лишь некоторых достижений Возрождения в творчестве знаменитых иконописцев: Андрея Рублева, Дионисия Глушицкого и литератора Епифания Премудрого. Ни о какой светскости в искусстве говорить не приходится – на Руси церковь подчиняет себе все и ее роль только усиливается.

Итоги

Общее изменение мышления и расцвет искусств привели к тому, что эпоха Возрождения – это настоящий переворот в культуре, породивший огромное количество шедевров, которые до сих пор остаются вершинами человеческого гения и дают новый импульс творцам последующих поколений. В живописи происходит поворот вектора внимания на законы природы, анатомии, перспективе, свету, в результате чего живопись становится более реалистичной, отображая

реальность гораздо точнее и искусней. Архитекторы Ренессанса черпают вдохновение из принципов и форм античности, зачастую смешивая их со средневековыми традициями архитектуры, что более характерно для северного Возрождения, чем для итальянского. А скульпторы создают произведения, которые и до сегодняшнего дня определяют культурный фасад человеческой цивилизации.

Если вы интересуетесь произведениями эпохи Возрождения, вы можете найти их в коллекции «Русской Антикварной Галереи». Кроме того, мы будем рады сотрудничеству с владельцами произведений искусства этой эпохи и готовы выкупить их на взаимовыгодных условиях.

Антикварный магазин предлагает вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Кабинет старинный резной в стиле ренессанс Западная Европа. Конец 19 века
Кабинет старинный резной в стиле ренессанс Западная Европа. Конец 19 века
Шкаф резной дубовый в стиле Ренессанс Западная Европа 17 век (с элементами реставрации 19 века)
Шкаф резной дубовый в стиле Ренессанс Западная Европа 17 век (с элементами реставрации 19 века)