Таинственный и загадочный космос волновал человечество всегда. В разные эпохи развития общества люди искусства пытались затронуть в своих произведениях мистику неизведанного. Наиболее своеобразно и оригинально тема космизма была представлена в таких направлениях, как супрематизм (направление в абстрактном искусстве с уклоном авангарда) и футуризм (движение художников-авангардистов начала XX века).

История возникновения

Космизм – слово греческое, в переводе оно звучит, как «упорядоченный мир». Это течение создано на основах эстетического направления в соединении с философской мистикой. Зародился новый взгляд в начале прошлого столетия, когда человеческая раса всерьез задумалась о полетах в неизведанный космос и победе над земным притяжением.

Позиции космизма нашли яркое отображение в живописи. Художники-последователи нового течения активно воплощали в работах собственное мнение о безграничном Космосе, Вселенной и отождествляли с неизведанным человеческую сущность. Наиболее благодатную почву и благодарных почитателей данного стиля художники-космисты нашли в России, на родине легендарного Циолковского.

Особенно успешно процветал космизм в России 1930-ых годов. Но развивающееся фантастическое направление было грубо оборвано царившими в тот период репрессиями.

Русский космизм органично произрастает из культурной идеологии Древней Руси, заложенной в матрицу универсальных ценностей. На эту особенность космизма указывает в своих работах известный религиовед и историк Роман Багдасаров. Например, в своих описаниях этого стиля, в частности в работе «Иконография космизма» Багдасаров приводит в качестве доказательной базы иконографический религиозный сюжет «Вознесение Александра Македонского». Подобная иконографика была одинаково актуальна, как для простонародья, так и древнерусской элиты.

Особенности направления

Космизм – это особенное проявление развития искусства начала XX века. Эксперты относят к основоположникам данного стиля Николая Федорова – религиозного мыслителя-футуролога. Согласно представлениям русского футуролога современному человечеству необходимо объединить усилия, чтобы достигнуть бессмертия для освоения Вселенной. Причем Федоров говорил в своих работах о бессмертии, как души человека, так и его физического тела.

Знаменитый футуролог предполагал, что к моменту достижения человечества бессмертия космическое пространство уже будет полностью освоено. И человечество переселится на другие планеты и звезды. Подобные взгляды поддерживали, развивали и иные именитости, внесшие вклад в искусство и технологию:

· Сергий Булгаков (священник, богослов, основатель Свято-Сергиевого института во Франции).

· Константин Циолковский (основоположник и создатель теоретической космонавтики).

· Павел Флоренский (религиозный философ-поэт, богослов и священник православной церкви).

Самым известным живописцем в направлении космизма стал легендарный Николай Рерих. Великий мастер работал в жанре философского («обобщенного») пейзажа. Главной особенностью

картин Рериха являлось отсутствие некой конкретики и привязки к определенной местности. На всех полотнах творца присутствует свет, отображаемый духовное состояние художника. Постоянными спутника картин становится небо. Даже изображения гор объединяются с небесной высью, а облака становятся похожими на небесные объекты.

Изображения людей на полотнах Николая Рериха завуалировано. То есть человечество не становится идейными, основными героями замысла. Все присутствующие на картинах люди изображены по бокам, как бы прячась от центральной, главной экспозиции. Но все элементы полотен объединены удивительной гармонией, символизирующей тесную связь человека и Космоса.

Приверженцы нового взгляда в искусстве относили космизм к многогранному направлению. В нем нашлось место, как строгим последователям технократических незыблемых идей, так и сторонникам эзотерики – людям с мистическим уклоном и оригинальным взглядом на бытие.

Технократический космизм

Технократическое направление новой ветки искусства базировалось на создании картин, приближенных к реальности, но вместе с тем носивших и фантастические, придуманные нотки. В основном работы космистов технократического стиля отражали мечты человечества о:

· освоении космоса;

· полетах к звездам;

· космических кораблях;

· победе над гравитацией;

· покорении загадочных планет.

Супрематический космизм

Супрематизм – еще одна разновидность космизма. Яркими приверженцами данного стиля стал известный Казимир Малевич и его последователи-ученики. Великий мастер изучал и осваивал супрематизм, как некую «модель Вселенной». Картины Казимира Малевича, заряженные духом супрематического космизма, базировались на ряде основных (программных) принципов:

1. Отсутствие горизонта и каких-либо перспектив.

2. Ритмика и особенно уверенное звучание целей, изображенных на картинах.

3. Геометризм. Картины, выдержанные в этом стиле, отличались четкостью, точно выверенными линиями, определенностью.

4. Невесомость. Геометризм уникальным образом сочетался и с общей воздушностью работ, легкостью, присущей невесомости.

Последователями Малевича и яркими приверженцами стиля супрематического космизма стали такие выдающиеся художники, как Илья Чашник, Лазарь Хидекель и Николай Суетин. Но во многих их работах супрематизм имел тонкую грань с футуристическим космизмом и практически объединялся с ним. Известная картина Чашника, выполненная в душе супрематического космизма «Красный круг на черной поверхности» стала излюбленным изображением авторов научной фантастики. Этот рисунок часто красовался на их изданных книгах.

Футуристический космизм

Не все художники объединяли космос с уверенным развитием человечества в области инновационных технологий и освоении космического пространства. На основе философских писаний Елены Блаватской и Николая Рериха зародился еще один подстиль космизма – футуристический.

Футуристический космизм нес в себе главенствующий замысел о некой таинственной, сакральной и тесной взаимосвязи души человека и Вселенной.

Носители подобных идей в 1922 г. создали свой союз под название «Амаравелла» (в переводе с древнего санскрита название звучит как «Светнесущая» или «Ростки бессмертия»). Но многие члены группы называли союз «Космистом». В творческое объединение включились русские художники-интуисты. Возглавляли группу ведущие живописцы Борис Смирнов-Русецкий и Петр Фатеев.

Художники, придерживающиеся взглядов футуристического космизма, пропитывали свои работы философской направленностью, размышляя, как:

· понять суть бытия;

· разорвать путы земного притяжения;

· заглянуть в космическое мироздание;

· возвыситься над бытием и понять таинство Вселенной.

Типичными и узнаваемыми чертами подобного творчества стало наличие в работах голубого, синего и их оттенков. Именно эта цветовая гамма ассоциируется с таинством бытия и философским познанием взаимосвязи души с Космосом. «Амаравелла» успешно существовала и развивалась. Усилиями участников были организованы выставки в Америке и крупных городах России.

Но наступившие репрессии крайне негативно отозвались на судьбах космистов того периода. Многие активные участники творческой мастерской, такие, как Александр Сардан, Вера Пшесецкая были арестованы и сгинули в сталинских лагерях. А оставшимся художникам-космистам пришлось уйти в подполье. Волшебное творчество уступила место более реальному и необходимому для упрочнения коммунизма социалистическому реализму.

Космизм современный

Интеллектуальный климат и мировоззренческие направления в России начала прошлого века базировался на основах религиозной философии. Активно использовались и взгляды, основы космизма. Они не потеряли свою актуальность и в наши современные дни. Волшебный стиль удачно вписался в напряженные поиски философов, мыслителей и представителей творческой интеллигенции для понимания тех процессов, которые формируют сознание человека нынешнего.

Приобрести картину в стиле космизма

Идеи и философия космизма нашла себя в доминантной идеологии XXI в. Можно сказать, что космизм – часть глобальной философской идеологии современного общества. Это течение не потеряло актуальности и популярности. Базисы, заложенные основоположниками космизма, успешно продолжают развиваться и находят свое отображение в работах молодых последователей этого направления.

В каталоге салона «Русская Антикварная Галерея» представлена богатая коллекция живописи и работ, выполненных в стиле космизма. Эти полотна создадут уникальную, неповторимую атмосферу любого интерьера. Принесут нотку философской возвышенности и заставят проникнуться идеями единения человека и Космоса. Сделать правильный выбор покупателю помогут наши опытные консультанты. Каталог галереи регулярно обновляется, пополняясь все новыми работами в технике космизма.

В нашем интернет-магазине вы можете приобрести как полотна старых мастеров, ярких представителей космизма, так и работы молодых современных авторов. Важным преимуществом взаимодействия с нашей галереей становится внимательный подход к интересам покупателя. Клиента порадуют и вполне доступные цены, выгодные предложения и удобная доставка, которую при желании можно заказать на дом.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Цветение»
Рисунок «Возвращение в прошлое»
Картина «Красный цветок»
Рисунок «Апрельские тучи»
Картина «Осенний лес»