Агитационный жанр в живописи
После большевистского переворота в 1917 году художники-авангардисты ожидали, что новое правительство, оппозиционное буржуазии, обеспечит им хорошие условия для развития. Однако ожидания не оправдались: чиновники вскоре пришли к необходимости жесткой цензуры и рассматривали живопись как инструмент агитации.
В результате растущего конфликта многие художники, такие как Марк Шагал, Хаим Сутин и Василий Кандинский отправился на запад. Другие сформировали подпольные группы. В 1932 году произошло открытое столкновение партийных властей с мятежными художниками.
Впервые термин «социалистический реализм» появился 23 мая 1932 года в «Литературной газете». Он был внедрен в связи с акцией, направленной на то, чтобы заставить группы писателей «РАПП» (Российская ассоциация пролетарских писателей) и «Авангард» отказаться от нетрадиционного творчества.
Программа соцреализма, несмотря на усилия по созданию единой теории, была противоречивой и неоднозначной. Она основывалась на отдельных элементах реализма XIX века, опыте академического творчества и коммунистической идеологии.
Другие направления в искусстве, особенно авангардные и экспериментальные, подвергались уничтожениям. Художники, отказавшиеся соблюдать каноны соцреализма, подвергались репрессиям.
Особенности жанра
В изобразительном искусстве произведения соцреализма характеризуются специфической иконографией (портреты лидеров, сцены боевых сражений, совместной работы и семейной жизни) и академической заботой о правильном воспроизведении реальности. Основными представителями соцреализма в советском искусстве были художники из кружков консервативного искусства, трактовавшие достижения художественного авангарда как опасные эксперименты.
В живописи и скульптуре соцреализм характеризовался ограниченными темами: портретами лидеров, изображениями работы и жизни людей, батальными сценами. Основной особенностью формы была забота о реалистичной визуализации, которая соответствовала разговорной картине мира рабочего класса. Искусство соцреализма формально относится к классицизму, а тематически ближе к народному. Воссоздание реальности не было главной целью с точки зрения клиента, то есть государства, цель была апологетической и пропагандистской. Несмотря на это, сохранились многие произведения с высокой художественной ценностью. Позднее социалистический реализм попытался обогатиться за счет черт постимпрессионизма и кубизма.
Фигура идеологического лидера была ключевой в социалистическом реалистическом искусстве. Не менее важной темой было построение социализма и в будущем коммунизма, представленного как
идеальная система и пик развития человечества. Цивилизация и технический прогресс считались неотделимыми от социализма: трактор, лампочка и радио стали символами этой идеологии.
Социалистический реализм должен был быть понят широкими массами, ведь произведение искусства рассматривалось как важный и эффективный инструмент пропаганды. Его задачей было воспитывать граждан в духе идеологии и мотивировать их на борьбу, работу и учебу. С точки зрения формы и стиля искусство соцреалистов имитировало образцы реализма и академизма XIX века, придерживалось правил, установленных этими направлениями, и не признавало независимый творческий поиск.
Символом соцреализма в скульптуре является «Работник и колхозница» Веры Мухиной (1937). В архитектуре социалистический реализм характеризовался монументальным масштабированием городских комплексов и отдельных зданий и использованием свободно интерпретируемых форм исторических деталей (Московский университет им. Ломоносова — Л. Руднев, 1949; станции московского метро, с 1935 г.).
Агитационный жанр в литературе
Формула соцреализма действовала в советской литературе и литературной критике со времени выступления М. Горького на съезде писателей 1934 года. Законодатели этого метода ссылались на модели прозы реализма XIX века и социалистической поэзии. Модель литературы социалистического реализма, помимо директив общего характера, содержала постулаты: типичный художественный образ, идеологическая мотивация развития сюжета, революционный романтизм.
Официальная критика признала Максима Горького, как автора романа «Мать», предшественником литературы социалистического реализма. Представителями жанра также признавали Бориса Полевого, Михаила Шолохова, Александра Фадеева и т.д. Проза и поэзия социалистического реализма, подчиненная ритуалу коммунистической пропаганды, характеризовалась крайней унификацией художественных средств, деиндивидуализацией.
Агитационный жанр в музыке
Музыка влияет на чувства, благодаря чему становится важным элементом пропаганды, но ее политическая «легитимность» определялась в первую очередь текстом. Музыка соцреалистов должна была быть, прежде всего, доступной по стилю и национальной по содержанию. Из-за неуловимости внемузыкального контента музыка могла нести контент, насыщенный коммунистической пропагандой, только в сочетании с другими видами искусства.
Это было возможно в таких жанрах, как песня, кантата (Кантата к 20-летию Октября Сергея Прокофьева), опера, балет, музыка фильма («Марш Энтузиастов» Исаака Дунаевского). Творцы занимались историческими и революционными темами, прославляли вождей революции, достижения советского государства, борьбу за мир, труд. Был создан новый жанр: массовая песня — популярная, простая песня, относящаяся в музыкальном слое к традиции русской народной песни. В роли авторов выступали Александр Александров, Исаак Дунаевский, Матвей Блантер, Василий Соловьев-Седой и т.д.
Агитационный жанр в кино
Кинематографисты советской монтажной школы, такие как Всеволод Пудовкин, Сергей Эйзенштейн или Александр Довженко, были вынуждены в тридцатые годы отказаться от экспериментальной стилистики.
Некоторые элементы социалистического реализма в советском кино были видны уже до 1934 года, но первым фильмом, который являлся образцом нового стиля, стал «Чапаев» (режиссеры Сергей и Георгий Васильевы). В рамках социалистического реализма были предприняты попытки показать приключения отдельных героев с использованием марксистской диалектики.
Агитационный жанр как инструмент изобразительного искусства
Социалистический реализм имел несколько характерных черт. В нем доминировали два понятия – «народность» и «партийность». Согласно первому, произведение должно быть написано простым языком, понятным каждому, без стилистических экспериментов или авангардных средств выражения, использованных писателями в 1920-х годах. Герои произведений должны были быть патриотичными. Задача художника состояла в том, чтобы создать своих героев как праведных и честных персонажей, убежденных в своем деле. При этом иностранцы должны были изображаться как люди с искаженными характерами, коварными, презренными и стремящимися к собственной выгоде. Согласно концепции партийности, творец не может отходить от официальной линии партии, но в то же время должен поддерживать атмосферу оптимизма и нацеленность на будущий результат революционных обновлений.
В качестве яркого примера жанра можно указать работу Дейнеки «Стахановцы». На картине колонны демонстрантов в белых нарядах со счастливыми лицами шествуют по направлению, которое задал Ленин. Отдельное внимание стоит уделить плакатам: агитационные послания в такой форме можно смело назвать целым подстилем жанра со своими характерными чертами.
Плакаты и картины в стилистике агитационного жанра можно приобрести в «Русской Антикварной Галерее». Эти произведения станут достойным украшением любой коллекции. Наряду с декоративными, культурными и инвестиционными ценностями, они хранят в себе дух ушедшей советской эпохи и отображают целый исторический пласт
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.