Рянгина С.В.

Фильтр

Рянгина Серафима Васильевна (1891 — 1955 гг.) — русский и советский художник. Серафима Васильевна Рянгина родилась в Петербурге 13 февраля 1891 года. Увлечение рисованием привело юную гимназистку в популярную школу-студию на Литейном проспекте, основателем которой был художник, преподаватель Рисовальной школы Общества поощрения художеств, профессор Академии художеств Ян Францевич Ционглинский (1858-1913). В студии стоял роль, на котором Я.Ф.Ционглинский, любивший музыку, во время занятий наизусть играл произведения Р.Вагнера, Л.Бетховена, Ф.Шопена и Ф.Листа. Художник считал, что музыка способствует восприятию самых тонких красочных оттенков. Ян Францевич сыграл немаловажную роль в становлении таких будущих художников-авангардистов как М.Матюшин и П.Филонов.

Одна из основополагающих характеристик творчества Рянгиной — любовь к повествовательности и талант художника-жанриста проявились еще в детстве. Сама художница в своей автобиографии вспоминает, как детстве любила рисовать жизнь городского дома «в разрезе» — интерьеры комнат, в каждой из которых происходило свое собственное, особенное событие: «Я долго находила наслаждение в этой игре — быстро разделять лист и погружаться в мир маленьких людей, живущих быстро и хлопотливо».
В 1921 году, выдержав большой конкурс, Серафима Васильевна поступает в Академию художеств. Серди ее педагогов были ярчайшие представители русского реалистического искусства — передвижники П.Е.Мясоедов, И.И.Творожников, В.В.Беляев. Но любимым педагогом был художник Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943 гг.), известный своей «неоклассической» ориентацией. Там же, в Академии, Рянгина познакомилась со своим будущим мужем, оказавшим огромное влияние на ее творчество, Степаном Михайловичем Карповым (1890-1929), уроженцем Оренбурга.
В 1923 году супруги переезжают из Оренбурга в Москву и работают в своего рода студии на Бауманской улице, где также работали братья Яковлевы, Василий и Борис. Серафима Васильевна и ее муж были активными членами Ассоциации художников революционной России (АХРР) с первых дней ее создания. После переезда в Москву Степан Михайлович занял руководящее положение в АХРР.
В конце 1920-х годов художница переходит от изображения чисто бытовых нарезок из жизни к большим работам, посвященным новым героям молодой страны Советов — людям труда. Художница рассказывает о пробудившемся стремлении к творчеству, знаниям («Рабочий-изобретатель», 1929; «Красноармейская студия ИЗО», 1928; «В новую жизнь», 1930), об интересе к искусству («В мастерской художника. Новый зритель», 1927). В этих работах мы находим традиционную для жанровой картины повествовательность всех деталей и аксессуаров. Рянгина часто использует высокую точку зрения, дающую неожиданные ракурсы и масштабы — это напоминает приемы кинематографа того времени.
В 1930-е годы Серафима Васильевна, как и многие другие художники, увлеченные размахом индустриального строительства в стране, ездила на новостройки, работала над индустриальным пейзажем, создавала образы строителей социализма. В 1926 году в Самарканд, в 1927 — Италия и Германия, в 1929 в Баку, 1930 и 1933 годы командировки на Кавказ и в Дагестан; в 1938 — Карелия.
Центральная работа «Все выше!» 1934 года родилась в одну из таких поездок. В связи с выставкой, посвященной железнодорожному транспорту, Серафима Васильевна поехала на Кавказ, на Сурамский перевал, где строилась электрическая железная дорога. В картине «Все выше!» художнице удалось создать романтизированный, обобщенный образ. В этой работе она использует свой излюбленный прием — высоко взятую точку зрения, дающую сильные ракурсы. С огромной высоты мачты в горах, по которой поднимаются монтеры, юноша и девушка, открывается вид освещенных солнцем гор и долины, где белеют домики, движется поезд. Композиция напоминает кинокадры тех лет. Даже образ девушки близок типажу Любови Орловой — признанному идеалу женской красоты того времени. Счастье вдохновенного, свободного труда, смелость дерзаний — все слилось в одну замечательную гармонию, говорящую о величии и героизме советской эпохи, о юности страны
Работала Рянгина и в военные годы. Сохранились ее графические листы, посвященные Москве, и картина «Подруги», рассказывающая о девушках-фронтовичках и ставшая популярной на долгие годы.
В последние годы жизни интересы художницы сосредоточиваются на композиционном жанровом портрете. На своих полотнах она запечатлела ряд советских художников в обстановке их творческих мастерских: «В мастерской скульптора» 1947, «Беседа» 1947, «Дружба» 1949, «В мастерской художника Ю. И. Пименова» 1955. Поздние работы Серафимы Васильевны органично входят в общую картину советской живописи 1950-х годов, в которой главное — неторопливый, обстоятельный рассказ — то, к чему всегда тяготела художница.
Незадолго до смерти, в 1955 году, Серафиме Васильевне Рянгиной было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР
Умерла Серафима Васильевна 16 июня 1955 года в Москве. Погребена на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.

Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ