Константин Егорович Маковский родился 20 июня 1839 года в Москве в семье потомственного, но небогатого дворянина Егора Ивановича Маковского, служащего московской дворцовой конторы. Его предки, выходцы из Польши, осели в Москве еще при Екатерине II. Мать К.Е. Маковского, Любовь Корнелиевна (Корнеевна), была дочерью фабриканта музыкальных инструментов Корнелиуса Моленхауэра, немца из Померании. Константин Егорович был их старшим ребенком. Из родившихся в семье детей выжили, помимо Константина, еще двое сыновей — Владимир и Николай, в будущем тоже художники, — и две дочери — Александра, впоследствии известная художница-пейзажистка, и Мария, выбравшая карьеру певицы. Художником станет Александр, сын Владимира Егоровича, в мастерской И.Е. Репина будет учиться Елена Константиновна, а Сергей Константинович получит известность как выдающийся художественный критик, издатель популярного в 1910-х годах журнала «Аполлон».
В Москве в 1840-е годы дом Маковских слыл своеобразным культурным центром. Мать Маковского обладала прекрасным звонким сопрано. Она выступала с лучшими певцами своего времени. Любови Корнелиевне пророчили славу певицы, но она предпочла ей замужество и семейное счастье. Очень одаренными музыкально оказались и все дети Маковских.
В доме у Маковских бывали люди искусства: А.Н. Островский, В.В. Самойлов, В.А. Каратыгин, С.К. Зарянко, В.А. Тропинин, Карл и Александр Брюлловы.
Константин Маковский унаследовал таланты и матери, и отца. Музыка была его второй стихией, но все же профессией стала живопись. Рисовать он начал с четырех лет. Когда ребенок стал старше, отец взялся за обучение сына, давая копировать гравюры из домашнего собрания.
Учёба
В октябре 1851 года двенадцатилетний мальчик смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В первой половине 1850-х годов в Училище действовал старый метод обучения: в трех первых классах ученики занимались копированием с оригиналов, рисованием с антиков и лишь в четвертом приступали к собственно живописи. Все изменилось, когда в 1856 году инспектором училища стал С.К. Зарянко. Он предложил новый метод, основанный на системе его учителя А.Г. Венецианова. Этот метод заключался, прежде всего, в глубоком изучении натуры. «Культ натуры» оказался привит и Маковскому, хотя преобразования случились в последние годы его пребывания в Училище.
Хорошей традицией для лучших учеников Московского училища было стремление продолжить обучение в Петербургской Академии художеств, являвшейся следующей ступенью на пути овладения мастерством. Еще числясь в Училище, Маковский получил от Академии серебряную медаль за этюд с натуры. Это укрепило его в намерении попытать счастья в Петербурге, куда он и отправился осенью 1857 года.
Переезд в Петербург
К моменту переезда в Петербург у него уже созрело и укрепилось решение посвятить себя исторической живописи, традиционно считавшейся наиболее высоким родом творчества.
В апреле 1858 года Маковский получил малую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в декабре того же года ему присудили серебряную медаль первого достоинства за этюд с натуры. В сентябре 1860 года на академической выставке экспонировалась его работа «Исцеление Иисусом Христом слепых после изгнания из храма торжников», а через год — «Харон перевозит души через реку Стикс». Обе были исполнены по заданной академической программе.
Маковский отказывается от написания картины по исторической программе и получает разрешение представить другой эскиз — «по конкурсу народных сцен». 15 ноября 1861 года Совет Академии утвердил тему «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова», выбранную Маковским19. За полотно, созданное на эту тему, он в августе 1862 года получил малую золотую медаль, а уже в октябре его внесли в список допущенных до конкурса на большую золотую медаль. Но в нем Маковский, как впрочем никто из его соучеников, участия не принимал, ограничившись получением звания классного художника второй степени по исторической и портретной живописи с присвоением чина XII класса. 1863 год знаменателен для истории Академии художеств тем, что четырнадцать ее лучших учащихся, претендентов на медаль, демонстративно вышли из стен взрастившего их учебного заведения. Причиной разрыва с Академией послужил отказ конкурентов писать картину на заданную тему из скандинавской мифологии, воспринятую учениками как архинесовременную. Это событие имело свое продолжение…
Участие в товариществах и союзах художников
В 1870 году Маковский участвовал в работе над проектом устава Товарищества передвижных художественных выставок, стал членом-учредителем Товарищества, а в январе 1872 года выбыл из его состава как не представивший, в соответствии с уставом, свои работы на первую передвижную выставку. В 1879 году вновь вступил в члены Товарищества, а в 1884 опять выбыл.
Маковский оказался единственным участником «бунта 14-ти», дожившим до его 50-летнего юбилея.
Несмотря на участие в «бунте 14-ти», а затем сотрудничество, хотя и непостоянное, с Товариществом передвижных художественных выставок, живописец чувствовал себя теснее связанным все же с академическими кругами. Противостояние официальной власти оказалось не в его характере: не ссорясь с начальством, спокойнее ощущать себя независимым. Да и Академия была заинтересована в союзе с талантливыми выпускниками. А Маковский, безусловно, обладал талантом, известность и популярность пришли к нему еще в пору обучения в Академии, он мог немало способствовать прославлению своей alma mater. Художник постоянно участвовал в академических выставках. В 1867 году за представленные на них ряд портретов, картины «Бедные дети» и «Селедочница» он получил звание академика, а в 1869 году за работы «Наставление матери», «Разговоры по хозяйству», «Не по силам ноша», «Семейный портрет» и «Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» его утвердили профессором. Когда в 1874 году было основано Общество выставок художественных произведений, опекаемое Академией (в противовес Товариществу передвижников), Маковский принял участие в его первой выставке.
Семья
В ноябре 1866 года художник женился на артистке драматической труппы Императорских театров в Санкт-Петербурге Елене Тимофеевне Бурковой (сценическая фамилия Черкасова), внебрачной дочери графа В.А. Адлерберга. Это был счастливый брак людей, имеющих общие интересы и духовные запросы. Она неплохо рисовала и, подобно мужу, страстно увлекалась музыкой. Композиторы, певцы, пианисты любили бывать в доме молодой четы. Особым уважением у них пользовались члены содружества «Могучая кучка». Исполненный Маковским портрет Цезаря Кюи в мундире, живой и выразительный, говорит о том, что художник хорошо знал этого человека — композитора и музыкального критика, окончившего Военно-инженерную академию и получившего впоследствии звание инженер-генерала.
Семейное счастье Маковского длилось недолго. Елена Тимофеевна заболела туберкулезом и в марте 1873 года умерла.
Поездки Маковского на восток и в Африку
В связи с болезнью жены художником была предпринята первая поездка на Восток, в Каир; через год состоялась еще одна, результатом которой явилось написание картины «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1875). Ее второй вариант — «Перенесение священного ковра в Каире» (1876) — был приобретен императором за десять тысяч рублей. В 1876 году Маковский в третий раз едет в Африку: снова в Египет, а также в Алжир и Абиссинию. Восточные этюды, нарядные по колориту и яркие по жизненной убедительности образов, выразительности национальных типажей, послужили ценнейшим подсобным материалом для ряда картин из восточного быта.
Поездки по Европе со второй женой
В 1875 году Маковский вступил во второй брак. Юлию Павловну Леткову он встретил в 1874 году на балу в Морском корпусе. Тридцатипятилетний профессор живописи влюбился с первого взгляда. Юная красавица («ангел неизреченной красоты», по словам И.Е. Репина) приехала в Петербург зимой 1874 года поступать в консерваторию. Она имела лирическое сопрано красивого тембра, художник был покорен ее музыкальностью. Сам Константин Маковский, обладавший удивительным бархатистым баритоном, пел, как настоящий артист, и даже выступил на профессиональной сцене в опере «Травиата». Впоследствии Юлия Павловна называла мужа «человеком-песней». В январе следующего года, по достижении невестой шестнадцатилетнего возраста, была сыграна свадьба.
Весной молодая пара едет в Париж, где общается с кружком русских художников, в который входили А.П. Боголюбов, А.А. Харламов, Ю.Я. Леман, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, И.П. Похитонов и другие. Наискосок от дома, где молодожены снимали квартиру, на rue de Bruxelles находилась вилла Полины Виардо, знаменитой певицы, в доме у которой жил И.С. Тургенев. Музыкально одаренные Маковские посещали салон Виардо, там устраивались вечера, даже маскарады.
Художник много путешествует, часто и легко перемещается из Парижа в Петербург, из Петербурга в Париж. Он совершает также продолжительные поездки по российской глубинке (Тамбовская, Саратовская, Тверская губернии), а летом 1877 года около трех месяцев проводит на Балканах, делает зарисовки, двигаясь вслед за наступающей русской армией по Сербии и Болгарии
Награды и работа в Петербурге
В Петербурге Маковский часто меняет местожительство и мастерские. Унаследовав от своего отца страсть к собирательству, он приобретает старинные предметы быта, украшения, одежду, которые затем использует в своих картинах, так что помещения, где он работает, напоминают музей. Знаменитый портрет Алексевича «За самоваром» (начало 1880-х) находится в Государственной Третьяковской галерее. Там же висит и картина «В мастерской художника» (1881), где как раз изображены помещение и предметы, которые описаны Сергеем Маковским, а также он сам — четырехлетний малыш, который, вскарабкавшись на старинное кресло, покрытое нарядной, расшитой узорами тканью, тайком тянется к блюду с фруктами. Огромный рыжий пес мирно дремлет на роскошном ковре, охраняя «маленького вора».
После смерти Маковского его вдова устроила аукцион, где в течение одиннадцати (!) дней было распродано 1100 «номеров», составлявших богатую и ценную антикварную коллекцию художника, собранную с любовью и знанием дела. В период, когда Маковский работал над большими полотнами из древнерусского быта, он имел обыкновение для вдохновения осуществлять постановку «живых картин», как бы репетирующих композицию будущей картины. Маковский слыл блестящим организатором подобных зрелищ. В качестве бутафорского реквизита использовались вещи из его коллекции.
Целый ряд портретов художник связал с театрально-карнавальным действом, к чему, возможно, его и подтолкнула постановка «живых картин». Так, в парадном портрете В.А. Морозовой (1884) платье цвета бледной морской волны, украшенное золотисто-кружевной отделкой «а 1а XVII век», накинутая на плечи шубка глубокого винно-красного тона, старинная форма кресла вызывают ассоциации с парадными портретами западноевропейских классиков, однако, симпатичное, но не породистое лицо модели находится в некотором противоречии с пышным окружением. Зато «Портрет мужчины в бархатном костюме» (1882) полностью выдерживает стилистику. Бархатный костюм темно-красного (особенно любимого Маковским) цвета, шляпа с перьями необыкновенно идут этому горбоносому «гранду» с темной, как смоль, бородой, в которой начинают проступать красиво оттеняющие ее, отливающие голубизной седые волосы.
В 1878 году Маковский был пожалован кавалером ордена Св. Анны III степени. Тогда же он дебютировал в парижском Салоне и вскоре завоевал право показывать полотна «вне жюри». В 1885 году на Всемирной выставке в Антверпене, где выставлялось его полотно «Боярский свадебный пир XVII столетия» (1883), он получил высшую награду жюри, а в 1889 году на Всемирной выставке в Париже за картины «Смерть Иоанна Грозного» (1888), «Суд Париса» (конец 1880-х), «Демон и Тамара» (1889) был удостоен большой золотой медали. Французское правительство отметило организационную деятельность Маковского в комиссии распорядителей выставки, наградив его кавалерским крестом ордена Почетного Легиона.
Третий брак Маковского
К.Е. Маковский в 1898 году развелся с Юлией Павловной и вступил в третий брак — с Марией Алексеевной Матавтиной, которая к тому времени уже родила художнику троих детей.
В 1910 году вместе с новой семьей художник торжественно отметил пятидесятилетний юбилей своей творческой деятельности, тогда же он получил и чин действительного статского советника.
Еще в 1902 году К.Е. Маковский составил завещание, по которому все права и имущество переходили М.А. Матавтиной-Маковской. После его смерти, в результате проведенного вдовой аукциона было выручено 285 тысяч рублей, а весной 1916 года она приобрела имение за 350 тысяч, в котором намеревалась устроить фамильный склеп. Туда Матавтина собиралась перевезти прах супруга, к тому времени покоившийся на Никольском кладбище Александре-Невской лавры. Революция помешала этим планам…
К.Е Маковский о себе
Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству. Маковский К.Е. Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей.
Маковский К.Е.
Теперь, оглядываясь на прошлое, есть чем вспомнить молодость … У меня в мастерской собиралось все, что только было в Петербурге выдающегося и блестящего. Я … успел написать несметное количество картин, декоративных панно и портретов.
Маковский К.Е.
Известные художники о Константин Егоровиче Маковском
Маковский имеет пропасть работ — портреты, но слишком шикарит, впрочем, у него такая публика — все князья, да бароны.
Из письма П.П. Джогина И.И. Шишкину
…был истинной душою общества, как среди художников, так и в великосветских кругах и в кругах денежных тузов. Он никогда не терялся и всегда приковывал к себе внимание.
Клевер Ю.Ю.
Если кто из художников был популярен на Руси — то это именно он. На него, быть может, не молились, его не называли богом, но его все любили, и любили самые его недостатки — то самое, что сближало художника со своим временем.
Бенуа А.Н.
Темы и серии в творчестве Маковского К.Е
— Исторические сюжеты
— Восток
— Крестьянские «жанры»
— Бытовые сценки
— Натюрморт
— Императорская семья
— Семья. Жены. Дети
— Обнаженная натура
— «Наследник» Брюллова
— Женский портрет
— Детский портрет
— Мужской портрет
— Женские «головки»
— Портрет-тип
— Иллюстрации
— Панно-картины
— Русские «боярышни»
— Боярский быт
В каких музеях представлены картины Маковского К.Е
Частное собрание
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
ГТГ, Москва
Нац. худ. музей Республики Беларусь, Минск
Бурятский респ. худ. музей, Улан-Удэ
Иркутский худ. музей
Нижегородский гос. худ. музей
Астраханская обл. картинная галерея
Гос. музей ис-тв Грузии, Тбилиси
Омский обл. музей изобр. искусств
Рыбинский ист.-худ. музей-зап-к
Северо-Осетинский респ. худ. музей, Владикавказ
Волгоградский музей изобр. ис-тв
Гос. музей истории религии, СПб
Дагестанский музей из. ис-в, Махачкала
Красноярский худ. музей им. В.И.Сурикова
Рязанский обл. худ. музей
Самарский худ.музей
Санкт-Петербургский гос.музей театр-го и муз-го ис-ва
Серпуховский худ.-ист. музей
Тверская обл. картинная галерея
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Гос. муз. объединение «Худ. культура Русского Севера», Архангельск
Гос. музей ис-в Республики Казахстан, Алматы
Днепропетровский худ. музей
Мордовский республ. музей из-х ис-тв им. С.Д.Эрьзи, Саранск
Нац. худ. музей Республики Саха, Якутск
Новгородский гос. объедин. музей-заповедник
Пензенская обл. картинная галерея им. К. А. Савицкого
Плесский гос. ист.-арх. и худ. музей-заповедник
Региональный гос. фонд поколений Ханты-Мансийского авт. округа
Севастопольский худ. музей
Сумский художественный музей
Херсонкий обл. худ. музей им. А.А.Шовкуненко
Алтайский музей из. иск-в, Барнаул
Бердянский худ. музей имени И.И. Бродского
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Вологодская обл. картинная галерея
Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург
Горловский худ. музей
Гос. Исторический музей, Москва
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Гос. музей из-х ис-в респ. Калмыкия, Элиста
Гос. музей-зап-к Ростовский Кремль
Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина
Гос. худ. музей иск-тв Узбекистана, Ташкент
Гос. худ.-арх. музей, Ораниенбаум
Дальневосточный худ. музей, Хабаровск
Донецкий обл. худ. музей
Кисловодский худ. музей им. Н.Я.Ярошенко
Козьмодемъянский худ-ист. музей им. А.В.Григорьева
Костромской гос. объединенный худ. музей
Краснодарский краевой худ. музей
Львовская гос. картинная галерея
Мемориальный музей-усадьба Н.А.Ярошенко, Кисловодск
Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
Музей Хилвуд, Вашингтон
Музей из-х ис-тв Республики Карелия, Петрозаводск
Музей-квартира Н.А.Некрасова, СПб
Музей-усадьба «Останкино», Москва
Нац. галерея респ-ки Коми, Сыктывкар
Пермская худ. галерея
Полтавский обл. худ. музей
Приморская краевая картинная галерея, Владивосток
Ростовский обл. музей изобр. ис-в
Саратовский худ. музей
Ставропольский музей из. ис-в
Таганрогская картинная галерея
Тульский обл. худ. музей
Тюменский музей из-х ис-в
Ульяновский худ. музей
Харьковский худ. музей
Художественный музей, Череповец
Чувашский гос. худ. музей, Чебоксары
Ярославский худ. музей
Маковский К.Е (1839 — 1915) — купить картину, графику, художника
Художник Маковский Константин Егорович — представлен живописными картинами, рисунками, акварелями, офортами, гравюрами в каталоге антиквариат. Вы можете купить старинную картину художника предварительно ознакомившись с представленным ассортиментом. антиквариата антиквариата
Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску и сохранению произведений искусства, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют большую редкость. Купить антикварную живопись сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
На нашем сайте в разделе энциклопедия вы найдёте сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах, наградах и галерею работ представленных на нашем сайте, на котором, вы всегда можете выбрать и купить картину, известного автора из алфавитного списка, а также отсортировать по стоимости и размерам. Также мы всегда поможем, оценить живопись, продать картину и оценить картину интересующих вас авторов!
В нашем каталоге, вы всегда найдёте новые поступлениями, и сможете быстро выбрать и купить антиквариат по приемлемым ценам. Дополнительно на интернет площадке оказывается услуга оценка антиквариата у экспертов с искусствоведческим образованием!