Маркетри стиль

Маркетри – техника декора мебели наборным деревом. В России особого расцвета и совершенства достигла в 1760-90-е гг. Именно в этот период мебель, исполненная в техника маркетри стала восприниматься как произведение искусства и стала неотъемлемой частью парадных интерьеров. Набор исполнялся из тонких фанерных кусочков ценных пород дерева, наклеенных на каркасную основу по предварительно расчерченному рисунку (marquer – расчерчивать, чертить).

В работе использовались такие экзотические породы, как розовое дерево, сандал, лимонное дерево, эбеновое (черное), табачное, самшит, клен, различные сорта ореха и т.д. Нередко дерево подкрашивалось в необходимый оттенок. Также для достижения большей живописности и объемности, рисунок дополнительно гравировался и выжигался; отдельные вкрапления перламутра, слоновой кости и поделочных камней вносили дополнительные цветовые нюансы. В качестве изобразительной основы мастера широко использовали гравюры с различными городскими видами или городскими фантазиями, цветочные композиции (букеты) и даже фигуративные сюжетные композиции. Самыми распространенными типами мебели, украшенными с технике маркетри, являются всевозможные ломберные (игральные) столики, столики-бобики. Стиль декора подобной мебели менялся со стилем эпохи – предметы середины XVIII в. имеют рокайльные мотивы, к концу XVIII в. утверждается классицизм, появляются строгие симметричные орнаменты, вазоны, тема руин, строгие букеты, ленты и т.д.

Маркетри – техника по созданию художественных композиций из кусочков разных пород дерева. Богатство цветовой палитры и особенности текстуры природных материалов позволяют художникам оформлять полотна с уникальным рисунком, глубиной и перспективой. Холстом и красками для мастера деревянной мозаики служит шпон – однослойная пластина толщиной в 2-3 мм. В технике маркетри ремесленники творят картины, панно, шкатулки, оформляют музыкальные инструменты, мебель, детали интерьера.

Примером простого маркетри массового производства являются сохранившиеся у многих дома с советских времен деревянные картины с оленями, натюрморты, простые пейзажи, в которых использованы несколько пород деревьев. «Бедным родственником» маркетри шутливо называют натуральный паркет с геометрическими узорами. Однако и в древности, и сегодня произведения маркетри ценны не доступностью, а авторским исполнением, эксклюзивностью, ручной работой и причисляются к предметам роскоши.

Французское слово marquéterie переводится как «размеченный, расчерченный». По мнению ряда искусствоведов, истоки маркетри следует искать в цивилизациях Древнего Востока. В древнем Египте рисунки в этой технике размещались внутри пирамид, на стенах и саркофагах фараонов. В изделиях использовалось вставки кедра и черного дерева. Инкрустации на основе дерева и мрамора были обнаружены в Галикарнасе во дворце царя Мавсола, находка датируется 350 годом до нашей эры.

Широкое распространение маркетри получает в Древней Греции и Риме. В период античности ее применяли во внутренней отделке помещений и при декорировании мебели. Однако после падения Римской империи искусство создания наборных картин из дерева потеряло былую востребованность, сохранившись лишь в отдельных локациях.

Приемы маркетри

Искусство создания шедевров маркетри начиналось с принципа интарсии.

Средневековая итальянская техника tarsia certosina («интарсия кропотливая») была действительно длительным и трудоемким процессом: в деревянной основе вырезались углубления, куда следовало вставить подогнанные по размеру детали из кроны более ценных пород, отличающихся фактурой и оттенками. Каждый элемент создавался вручную ножом, стамеской и долотом.

В эпоху Возрождения в Тоскане появляется новый метод – tarsia geometrica. Части рисунка не вставлялись в основу, а собирались отдельно. Геометрические детали складывались в сложный узор, уже готовый «пазл» наклеивали на деревянную пластину. Для придания ровной поверхности заготовку держали под прессом.

Гамма картин маркетри включала белое, черное, розовое, лимонное деревья. В работах применялись дуб, можжевельник, вишня, орех, береза, кипарис – более ста различных пород.

Выдающиеся мастера маркетри

Ренессанс вернул интерес к маркетри, угасший в средневековье. Во Флоренции была основана целая школа этого направления, ее возглавил Франческо ди Джованни ди Маттео. Учениками и хранителями традиций, переданных мастером, стали Гильяно и Бенедетто да Майано, Баччо и

Пьеро Понтелли, Доминико да Прато. И сегодня шедевры этих художников ценятся коллекционерами и выставляются в музеях.

Несмотря на богатую историю создания деревянной мозаики, титул изобретателя маркетри присваивают Бенедетто да Майано. Мастер усовершенствовал приемы воплощения геометрических композиций, сумел внести в эскизы эффекты живописи и показать перспективы. Его филигранные работы превзошли все предыдущие творения в отражении объема и фантастических сюжетов через тонированные кусочки деревьев. В его честь один из стилей маркетри назвали «dammaianesque».

Художники Ренессанса научились преображать естественные цвета древесины, расширив палитру. Для большей глубины заготовки замачивали в краске, травили кислотами, морили, тонировали, наносили гравировку.

На волне технической революции был усовершенствован станок для производства пиленого шпона, что помогло совершить прорыв в масштабировании ремесла. Благодаря открытию пластинки получались легче и быстрее, стали намного тоньше, чем раньше. Даже изъяны, сучки на полотне умело обыгрывались для придания уникальности творениям. Маркетри стало ценным и легко узнаваемым видом искусства.

Мировую известность получил французский художник-краснодеревщик Андре Шарль де Буль. В композиции маркетри, кроме деревянных элементов, мастер добавил кусочки слоновой кости, металла, панциря черепахи. На смену строгим испанским линиями француз ввел растительный орнамент, быстро вошедший в моду.

Германию в технике маркетри прославил Давид Ренген. Художник воплощал свои идеи, не ограничиваясь облицовкой мебели. Его деревянные панно конкурировали по изяществу с полотнами живописцев.

Элитные, эксклюзивные предметы декора пришлись по вкусу высшим слоям общества, в том числе королевским особам. Например, стол Людовика XIV украшало маркетри шпона разных пород на основе из черного дерева. В композиции использованы вставки из латуни, меди, тонированного рога, черепашьего панциря.

К середине семнадцатого века искусство маркетри покоряет все страны Европы, его высший расцвет приходится на век Просвещения.

История развития маркетри в России

В Российскую империю техника маркетри приходит в XVIII веке. Петр Великий положил начало школе мебельных мастеров, в которой столярам надлежало уметь работать с деревянными наборами в европейском стиле. Императрица Екатерина II поддержала использование маркетри в декоративном убранстве, так, отделка Зимнего дворца соответствовала духу апартаментов государей Западной Европы. Деревянную мебель в новой резиденции императрицы украшали изысканные орнаменты и картины наборной мозаики.

Под покровительством Екатерины II в Петербурге функционировали несколько гильдий иностранных мастеров-ремесленников, самая большая объединяла около 90 человек. Однако

краснодеревщиков, владеющих маркетри, среди изготовителей мебели было не так много. Главным поставщиком изделий для императорского двора был художник Мейер, приглашенный в Россию из Дании.

Среди местных мастеров-краснодеревщиков следуют выделить Никифора Васильева. Васильев творил в собственном стиле, ярком и самобытном, не придерживаясь скучных канонов. Он использовал в оформлении растительный орнамент, отдавал предпочтение изображениям памятников архитектуры и пейзажам. Имя мастера было на слуху, и элита общества заказывала мебель у Васильева не только для собственных покоев, но и в качестве подарка великой императрице.

В истории искусства маркетри каждый художник вносил что-то свое, обогащая технику интересными приемами, эффектами.

Современное маркетри

Сегодня создать эксклюзивную картину в технике маркетри гораздо легче: на смену ручному труду пришли лазерные станки, позволяющие вырезать детали с абсолютной точностью, воплощать любые задумки. Тем не менее, деревянные предметы с маркетри не утратили налета принадлежности к элитному искусству благодаря теплоте натуральных материалов и авторским эскизам.

В начале нового тысячелетия маркетри вновь вошел в моду, дизайн помещений заиграл новыми красками, но не стал демократичнее. Европейские коллекции предметов мебели, шкафов, тумб выпускаются ограниченным тиражом для немногих, выставляются в арт-галереях. Здесь дизайн граничит с высоким искусством. В то же время небольшие мастерские краснодеревщиков принимают заказы на изготовление маркетри по эскизам клиентов.

В традициях прошлого и сейчас в технике маркетри применяются разные материалы – вставки из латуни, панциря черепахи, кости, рога, смальты и перламутра. Мебель в технике маркетри может относиться к различным стилям: рококо, барокко, классицизму, модернизму. Искусные рисунки удачно смотрятся при декорировании дверей, комодов, шкафов, кроватей. Облицовка отлично подчеркивает красоту стола, футляра для письменных принадлежностей, шкатулки для фамильных ценностей.

Маркетри в живописи

Утилитарная функция маркетри в руках художников превращалась в отдельное направление искусства, в том числе и в живописи. В эпоху Возрождения эскизы для маркетри рисовал Боттичелли.

В плеяде современных художников маркетри можно выделить Сюзанну Цирилл из Аргентины. Крошечными мазками шпона ей удается передать трогательные сцены отношений матери и младенца, живые эмоции, струящуюся ткань.

Среди работ наших соотечественниц особняком стоят картины Татьяны Гончаровой, которая в каждом произведении использует фрагменты около 70 пород деревьев. Для придания оттенков

используется затемнение методом обжига шпона раскаленным кварцевым песком. Наборные комплекты Гончаровой создают у зрителя ощущение 3D объема.

Виталий Шевченко черпает сюжеты картин в произведениях Шолохова, Библии. В Канаде, США, Японии и Корее ценятся работы Виктора Гинчука – изящные, с ноткой легкой иронии.

Где приобрести антикварные предметы в технике маркетри?

Антикварный магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает вниманию частных коллекционеров и ценителей антиквариата широкий выбор эксклюзивных предметов интерьера в технике маркетри. В каталоге представлены изделия зарубежных и русских мастеров: шкафы, комоды, столы, дамское бюро. Посмотреть их можно на официальном сайте либо посетить магазин, чтобы оценить работы вживую.

Деревянная мебель ручной работы обладает особой энергетикой, благотворно влияет на пространство и человека, что подтверждает дендротерапия.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ