Метафизический синтетизм

В начале 20 века в обиходе итальянских художников появился термин «метафизическая живопись». Эстетика этого направления базируется на контрасте между мечтой и реалистичным изображением: так, вполне обыденный повседневный предмет может оказаться в необычных обстоятельствах. Это усиливало эффект ирреальности и способствовало выходу за рамки шаблонного восприятия мира. Метафизический синтетизм, в свою очередь, шагнул еще дальше. В этом направлении причудливо сочетаются реальность и оккультные течения, материализм и мистика. Сам термин был введен художником и скульптором Михаилом Шемякиным около полусотни лет назад. Культовый живописец объясняет рождение метафизического синтетизма так: он и группа его единомышленников пытались привнести в современное искусство черты африканских, океанийских и доколумбовых американских культов, они стремились к синтезу. Так родился термин «синтетизм». А поскольку все эти течения были культовыми и носили оккультный характер, отсюда и приставка «метафизический». Метафизический синтетизм как стиль живописи еще недостаточно хорошо изучен искусствоведами. Некоторые ценители красоты и эстетики и вовсе утверждают, что Михаил Шемякин просто стремиться запутать и случайных зрителей, и опытных коллекционеров. Но следует признать: картины и скульптуры в стиле метафизический синтетизм – это всегда неподражаемо «шемякинские» работы. Экспозиции легко узнаваемы, а проекты творца априори успешны.

Создатель стиля – человек со сложной судьбой

Михаил Шемякин рано лишился родителей. Детство было несладким, да и юность великого художника была непростой. Сначала его исключили из Ленинградской академии художеств за «формализм», а фактически, за пренебрежение соцреализмом. А после – заключили в психбольницу. Подлинной причиной стал тот самый злополучный «метафизический синтетизм». Изобретение стиля принесло ему мировую славу, но обошлось чередой мытарств.

Шемякин зарабатывал на хлеб как чернорабочий, скитался, некоторое время жил в монастыре. Он был диссидентом и нонконформистом, дерзил КГБ и общался с подозрительными иностранцами (а в то время для СССР все заграничные гости были подозрительными). За это его наказывали и подвергали гонениям. И кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы благодаря вмешательству французского правительства он не сумел эмигрировать в Париж. Именно во Франции его талант прогремел на весь мир.

Борьба за индивидуализм и другие жизненные драмы нашли свое отражение в творчестве Шемякина. Во многих его работах в том или ином виде прослеживаются черты ванитас – изображается смерть в том или ином ее виде (черепа, скелеты, трупы). Он видит фантастическое в обыденном и обыденное в фантастическом. «Искусство должно быть суровым, а красивое не есть красота» – две ключевые прописные истины авторства Делакруа стали фундаментом школы метафизического синтетизма.

Особенности метафизического синтетизма

Само слово «метафизика» переводится с латыни как «то, что следует после физики». В общем смысле это направление философии, исследующее первоначальную природу бытия. Вскоре под

метафизикой стали понимать объекты и явления, лежащие все материального, физического мира: экстрасенсорику, провидение, оккультизм. Метафизика опирается не на конкретные факты, которые можно как-то аргументировать, не на гипотезы, которые можно доказать или опровергнуть, а на абстрактные умозрительные заключения.

Изучая манифест школы метафизического синтетизма, можно сделать вывод, что один из главных принципов последователей – переработка приемов и техник множества предыдущих направлений в искусстве с целью отображения важных духовных ценностей (веры, надежды, любви, милосердия). При этом за основу, как правило, берутся метафизические, оккультные течения и приемы.

Несмотря на наличие параллелей с сюрреализмом, метафизический синтетизм все же совершенно иное искусство. Как правило, при создании своих работ сюрреалисты обращаются к подсознательному и находят образы во снах, фантазиях, медитациях. Представители метафизического синтетизма напротив, берут за основу сознательную работу с архетипами. Процесс их творчества содержит больше логики и аналитики, хоть и не исключает работу подсознания и не отрицает сюрреализм как направление живописи.

Творчество Шемякина и его последователей также нельзя ставить в один ряд с творчеством Босха, хотя тот внес весомый вклад и в современное искусство, и непосредственно, в метафизический синтетизм. Несмотря на то, что творцы используют похожие приемы, Босх делает персонажей своих картин обособленными, герметичными. Он будто идеализирует райские кущи и отказывает грешникам в спасении.

Изучая работы, выполненные в стиле метафизический синтетизм, можно прийти к выводу, что корни стиля берут свое начало от постмодерна. Однако сейчас этот жанр преимущественно несет изобличающую, сатирическую, и в чем-то даже разрушительную функцию, отрицая созидание. Созидательная роль неплохо дается сторонникам футуризма. Метафизическому синтетизму удается причудливым образом соединить в себе обе функции: и футуристическое созидание, и постмодернистское разрушение.

Соединение противоположностей, порой взаимоисключающих – один из ключевых принципов шемякинской эстетики. В его искусстве всегда прослеживается присутствие двух тенденций, которые борются друг с другом, и в этой борьбе образуют единое целое. Одна представлена четкими и твердыми линиями, другая напоминает то, что Кандинский охарактеризовал как «размытости». Такой подход создает неуловимый, «танцевальный» характер, когда штрихи, формы и смыслы словно сливаются и перетекают одно в другое. В 60-е преобладала первая тенденция, к началу двухтысячных под влиянием восточного искусства работы обретают все больше «размытостей».

Методология и философия метафизического синтетизма

Задача всех представителей метафизического синтетизма – символизация красоты. Поскольку в основе стиля сочетание несочетаемого, синтез различных стилей, эпох и культур, необходимы специальные технологии. В эссе «Метафизический синтетизм» сказано, что художники изучают следующие способы символизации стилей:

· Стихийно-органический. Например, влияние византийского стиля на русский обусловлено определенными историческими событиями, процесс был естественным и неизбежным. Два вполне самостоятельных стиля перенимали черты друг друга, но все же органически разделились. Россия выступала в роли носительницы принимающего женского начала, древнерусское искусство воспринимало мужское духовное начало Византии.

· Метафизико-синтетический. Художник обращается к стилям прошедших эпох, осознавая их метафизику. Он подвергает жанры метафизическим метаморфозам и берет на себя ответственность за происходящее. Например, он может объединять низшие стихийно-демонические стили (например, искусство африканских племен) с христианскими основами европейского искусства. Художник может синтезировать идеи, лежащие в основе мексиканского культа смерти, с молитвенным творчеством теургии.

· Эклектический. Эта форма символизации схожа с предыдущей. Художник допускает введение чуждых стилистических элементов в единую и органичную концепцию. Например, он может включить детали китайского искусства в работу, отображающую идеологию французского рококо.

Высшая цель искусства в рамках метафизического синтетизма – теургическое создание иконы. Художники должны стремиться стать иконописцами, неустанно трудиться над совершенствованием своего таланта и жить верой в Бога. Шемякин говорит о том, что натуралист способен копировать, живописец – анализировать, а иконописец – преображать. Такое преображение должно стать миссией.

Обыденность, превращенная в искусство

Метафизический синтетизм – направление молодое, оно продолжает расти и менять формы. В 2004 году Михаил Шемякин представил серию работ, созданных на основе капель воды. Он увидел в каплях, оставшихся на поверхности раковины, причудливые фантастические образы: гномов, русалок, которыб и других мифических существ. С тех пор он брал с собой в ванную комнату альбом и зарисовывал интересные композиции.

В 2008 году Шемякин был вдохновлен новой гранью жизни: мусором. Взгляд художника выхватывал образы из обыденности, из того, мимо чего мы проходим каждый день, видим, но не замечаем. Так, брошенный на землю окурок превратился в рисунок «Искалеченный», а обрывок газеты стал «Уличной актрисой». Шемякин видит в ненужных бумажках сказочных персонажей и фиксирует этот талант на бумаге. Первая серия таких работ увидела свет под названием «Тротуары Парижа».

Где купить работы в стиле метафизический синтетизм

В «Русской Антикварной Галерее» собрана коллекция эксклюзивных литографий, картин и эскизов, созданных руками признанных гениев прошлого и настоящего. В каталоге, помимо прочего, представлены работы основоположников того или иного направления, в том числе цветные литографии Михаила Шемякина.

Антикварный магазин «Русская Антикварная Галерея» функционирует с 1998 года. За время работы был накоплен уникальный опыт в сфере продажи, покупки, экспертизы раритетов, создания и управления коллекциями, инвестиций в антикварные и современные художественные работы. Вы можете рассчитывать на профессиональные консультации, учтивость специалистов и стремление решить именно вашу задачу быстро, эффективно и недорого.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.