Кинетическое искусство

Кинетическое искусство — (от греческого Kineticos – “приводящий в движение”) – течение в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся объектов, в основе которого лежит идея движения формы. Под динамикой объекта понимается не просто его физическое перемещение, а любое его изменение, трансформация, словом, любая форма “жизни” произведения, в то время как его созерцает зритель. Всем известное выражение философа Фридриха Шеллинга, что «архитектура – это застывшая музыка», потеряло свой фундаментальный, неоспоримый смысл к середине XX столетия. Художники того периода стали все больше тяготеть к необычной архитектуре – кинетической скульптуре. Новые гениальные задумки было уже сложно отнести к прекрасной «застывшим» нотам. Элементы кинетических скульптур взаимодействуют, перемещаясь по замысловатым, причудливыми траекториям, создавая «музыку ожившую», завораживающую и увлекающую зрителя.

История создания

Предшественниками уникального стиля эксперты считают импрессионистов – художников-бунтовщиков, восставших против стабильной классики и отказавшихся от привычных изображений. Революционные художники активно исследовали эффект пространства и движения в картинах:

· естественность поз людей;

· переливы цветовой гаммы;

· дрожание воздушных масс.

Основоположниками кинетического искусства явились Эдгар Дега и Клод Моне. Именно в их работах отслеживаются первые предпосылки кинетики в живописи.

Кинетическое искусство – инновационное направление, созданное в прошлом столетии. Этот стиль стал революционным, изменившим стандартные застывшие формы живописи и скульптуры. Объекты нового стиля разрешили произведениям двигаться во время наблюдения за ними зрителя. Кинетическое искусство смогло разрушить привычный стереотип и открыть новую эпоху – ту, где произведения искусства могут звучать, двигаться и даже полностью разрушать себя.

Первооткрыватели

Продолжили изучать эффект движения и представители других направлений: дадаисты, конструктивисты и сюрреалисты. К первой работе, ставшей протокинетической, эксперты относят создание Наума Габо под названием «Стоящая волна» (1918-1919 гг.). Произведение представляло собой закрепленную пластинку из железа, приводимую в активность маленьким моторчиком. Форма, вращаясь по оси, рождала трехмерный визуальный эффект.

Однако многие знатоки записывают в «отцы» кинетизма и французского художника, известного шахматиста и теоретика искусств Марселя Дюшана. В частности, его знаменитое «Велосипедное колесо» (1913 г.). Скульптура представляла собой стандартное колесо от велосипеда, укрепленное на табурете. Дюшан впервые разработал и оригинальную электрооптическую машинку – «Вращающиеся диски из стекла» (1920 г.) и другое знаменитое произведение «Вращающаяся полусфера» (1925 г.).

К основоположникам нового веяния относят и иных мастеров:

1. Ласло-Мохой-Надя: «Световой модулятор» (1934 г.).

2. Николя Шоффера: знаменитые кинетические города.

3. Александра Колдера: ряд необычных подвесных проектов из проволоки.

Отличие кинетизма от оп-арта

Оп-арт – направление в искусстве, базируемое на создании визуальных иллюзий. Первые произведения стиля оп-арт принадлежат второй половине XIX в. Впервые о нем заговорили после представления на оценку зрителей произведений профессора из Германии Томпсона. Ученый при помощи черно-белых концентрических окружностей создавал у зрителей оптический эффект с иллюзорным движением.

Основа оп-арта – геометрическая абстракция модернисткой традиции. А так как оптические эффекты рождают ощущение движения, то оп-арт является одной из составляющих кинетического искусства.

Главным вдохновителем и приверженцем оп-арта является график и скульптор Виктор Вазарели (Франция). Но оба эти термина: «кинетическое искусство» и «оп-арт» приживались долго. Они вошли в обиход деятелей искусства, критиков и простых почитателей лишь после 60-ых годов прошлого века. Хотя еще в 20-ые годы XX в. Наум Габо обсуждал в описаниях особую «кинетическую ритмику».

Мода на кинетическое искусство

Все активно заговорили о новом веянии после успешно проведенной в Париже выставки «Движение» (1955 г.). Именно тогда кинетизм заслуженно получает официальное обоснование и даже обзаводится личным манифестом. Участниками выставки стали ведущие художники – создатели и творцы кинетизма:

1. Поль Бюри (Бельгия).

2. Яков Адам (Израиль).

3. Жан Тенгли (Швейцария).

4. Хесус Рафаэль Сото (Венесуэла).

Хозяйка парижской художественной галереи называет их «Великими четырьмя мушкетерами». Еще один художник, принимающий участие в инновационной выставке – Виктор Вазарели, придумывает манифест. Текст используют для буклета и распечатывают на бумаге желтого цвета. Этот документ впоследствии войдет в историю под названием «Желтый Манифест».

Выставка «Движение» имела бешеный успех и произвела настоящий фурор, как у обычных зрителей, так и у ведущих критиков. Все работы, представленные там, отличались яркостью, впечатляющими задумками. Они стали необычными и запоминающимися. Зрители были покорены как громоздкими созданиями Жана Тенгли, так и воздушными иллюзорными формами, созданными Вазарели.

Кинетическое искусство в СССР

В закрытой от мира стране кинетическое искусство не просто было, но и активно развивалось. Стоит вспомнить легендарный филь Колейчука «Кин-дза-дза» и его знаменитые гравицапы. Вячеслав Колейчук создал и иные, не менее оригинальные кинетические композиции. Но первые идеи кинетизма в СССР нашли воплощения в работах русского художника, дизайнера и графика

Владимира Татлина. Опыт Татлина с контррельефами помог ему проектировать абстракцию из простых, подручных материалов.

Первой в СССР скульптурой кинетизма стало создание Татлина «Памятник III Интернационала» (1920 г.).

Развитием искусства и созданием эффектов кинетизма успешно занималась группа «Движение», в состав которой входило более 30 участников. Основателем группы стал Лев Нусберг. Главным смыслом направления работы художников-кинетистов стало трактовка движения, как общего изменения, развития и взаимопроникновения всего, что может двигаться, затрагивая биологический и эстетический смысл.

Современное кинетическое искусство

Период забвения. Кинетизм буквально за 10-12 лет преодолел путь от инновационного авангардного течения до общепризнанного успешного направления искусства. Проводимые выставки («Отзывчивый глаз», «Движение-2») стали настоящими блокбастерами искусства, но критики единодушно сошлись во мнении, что это направление уже поднадоело и предрекали к 70-ым годам прошлого столетия полное забвение кинетизма.

Второй расцвет. Но кинетизм не умер, а нашел свою вторую жизнь. Он растворился в мире современного дизайна, уличного оформления и рекламы. Популярными стали знаменитые модули Колдера – ими охотно украшали детские комнаты, спальни и гостиные. Именно такой мобиль можно увидеть в знаменитом российском фильме «Служебный роман» у Самохвалова – одного из героев картины.

Кинетизм XXI века

Осенью 2013 г. в Америке в музее MIT была проведена грандиозная выставка «5 000 движущихся частей», посвященная кинетизму. Зрителям были показанные работы ведущих деятелей этого направления: Такиса, Артура Гэнсона, Рафаэля Лозано-Еммера, Энн Лилли, Джона Дугласа-Пауэрса и иных современных художников-кинетиков. Наиболее известными творцами современного кинетизма являются:

1. Тео Янсен. Скульптор и художник из Нидерландов. Янсен возводит огромные массивные сооружения, напоминающие скелетированных животных. И его конструкции под воздействием ветра могут перемещаться. Обладающие пропеллерами, крыльями и парусами, удивительные кинетические создания живут волшебной жизнью на песчаном побережье страны.

2. Энтони Хоу. Американский скульптор, использующий для оживления своих творений силу ветра. Его конструкции напоминают научное оборудование фантастических фильмов, завораживающих и гипнотизирующих.

Уникальные графические элементы, мистические зеркальные лабиринты, звуковые и световые шоу – такие вещи, представляющие кинетизм, теперь можно встретить практически во всех направлениях рекламы и дизайна. Современное художественное творчество уже не укладывается в обычные холсты, краски и кисточки. Это уникальные композиции с использованием механизмов, визуально-оптических эффектов, звуков и игры света.

Приобрести предмет интерьера кинетического искусства

Интерьерные объекты в стиле кинетизма – модное направление современного дизайна. Уникальные дизайнерские замыслы могут не просто полностью изменить стилистику дома, но и дополнить его оригинальными нюансами, подарив жизнь, движение стандартному статичному пространству. Использование современных текстур, абстрактных и геометрических форм, уникальных орнаментов и изящных принтов рождает особенную эстетическую атмосферу.

И познакомиться с ней, а также подобрать подходящий аксессуар для дома можно в салоне «Русская Антикварная Галерея». Опытные сотрудники – консультанты магазина охотно расскажут об истории той или иной вещи, а также помогут с оптимальным выбором, учитывая пристрастия и желания заказчика. К достоинствам работы с нашим онлайн-магазином можно отнести:

· доступную ценовую политику;

· внимательный лояльный подход к клиентам;

· выгодные условия покупки заинтересовавшей вещи;

· удобство в ее получении: можно заказать доставку на дом.

Наш каталог регулярно обновляется. На суд заказчиков выставляются все новые произведения этого вида искусства. В нашем салоне представлены работы стиля кинетизм как зарубежных, так и российских авторов. А используя удобную систему поиска, любой покупатель может без труда подобрать для себя именно тот объект искусства, в котором он заинтересован.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Удав» СССР, 1983 год
Картина «Удав» СССР, 1983 год
Картина «Свеча» СССР, 1982 год
Картина «Свеча» СССР, 1982 год
Картина «В окне» Россия, 2001 год
Картина «В окне» Россия, 2001 год
Картина «Леший» СССР, 1989 год
Картина «Леший» СССР, 1989 год