История создания
Предшественниками уникального стиля эксперты считают импрессионистов – художников-бунтовщиков, восставших против стабильной классики и отказавшихся от привычных изображений. Революционные художники активно исследовали эффект пространства и движения в картинах:
· естественность поз людей;
· переливы цветовой гаммы;
· дрожание воздушных масс.
Основоположниками кинетического искусства явились Эдгар Дега и Клод Моне. Именно в их работах отслеживаются первые предпосылки кинетики в живописи.
Кинетическое искусство – инновационное направление, созданное в прошлом столетии. Этот стиль стал революционным, изменившим стандартные застывшие формы живописи и скульптуры. Объекты нового стиля разрешили произведениям двигаться во время наблюдения за ними зрителя. Кинетическое искусство смогло разрушить привычный стереотип и открыть новую эпоху – ту, где произведения искусства могут звучать, двигаться и даже полностью разрушать себя.
Первооткрыватели
Продолжили изучать эффект движения и представители других направлений: дадаисты, конструктивисты и сюрреалисты. К первой работе, ставшей протокинетической, эксперты относят создание Наума Габо под названием «Стоящая волна» (1918-1919 гг.). Произведение представляло собой закрепленную пластинку из железа, приводимую в активность маленьким моторчиком. Форма, вращаясь по оси, рождала трехмерный визуальный эффект.
Однако многие знатоки записывают в «отцы» кинетизма и французского художника, известного шахматиста и теоретика искусств Марселя Дюшана. В частности, его знаменитое «Велосипедное колесо» (1913 г.). Скульптура представляла собой стандартное колесо от велосипеда, укрепленное на табурете. Дюшан впервые разработал и оригинальную электрооптическую машинку – «Вращающиеся диски из стекла» (1920 г.) и другое знаменитое произведение «Вращающаяся полусфера» (1925 г.).
К основоположникам нового веяния относят и иных мастеров:
1. Ласло-Мохой-Надя: «Световой модулятор» (1934 г.).
2. Николя Шоффера: знаменитые кинетические города.
3. Александра Колдера: ряд необычных подвесных проектов из проволоки.
Отличие кинетизма от оп-арта
Оп-арт – направление в искусстве, базируемое на создании визуальных иллюзий. Первые произведения стиля оп-арт принадлежат второй половине XIX в. Впервые о нем заговорили после представления на оценку зрителей произведений профессора из Германии Томпсона. Ученый при помощи черно-белых концентрических окружностей создавал у зрителей оптический эффект с иллюзорным движением.
Основа оп-арта – геометрическая абстракция модернисткой традиции. А так как оптические эффекты рождают ощущение движения, то оп-арт является одной из составляющих кинетического искусства.
Главным вдохновителем и приверженцем оп-арта является график и скульптор Виктор Вазарели (Франция). Но оба эти термина: «кинетическое искусство» и «оп-арт» приживались долго. Они вошли в обиход деятелей искусства, критиков и простых почитателей лишь после 60-ых годов прошлого века. Хотя еще в 20-ые годы XX в. Наум Габо обсуждал в описаниях особую «кинетическую ритмику».
Мода на кинетическое искусство
Все активно заговорили о новом веянии после успешно проведенной в Париже выставки «Движение» (1955 г.). Именно тогда кинетизм заслуженно получает официальное обоснование и даже обзаводится личным манифестом. Участниками выставки стали ведущие художники – создатели и творцы кинетизма:
1. Поль Бюри (Бельгия).
2. Яков Адам (Израиль).
3. Жан Тенгли (Швейцария).
4. Хесус Рафаэль Сото (Венесуэла).
Хозяйка парижской художественной галереи называет их «Великими четырьмя мушкетерами». Еще один художник, принимающий участие в инновационной выставке – Виктор Вазарели, придумывает манифест. Текст используют для буклета и распечатывают на бумаге желтого цвета. Этот документ впоследствии войдет в историю под названием «Желтый Манифест».
Выставка «Движение» имела бешеный успех и произвела настоящий фурор, как у обычных зрителей, так и у ведущих критиков. Все работы, представленные там, отличались яркостью, впечатляющими задумками. Они стали необычными и запоминающимися. Зрители были покорены как громоздкими созданиями Жана Тенгли, так и воздушными иллюзорными формами, созданными Вазарели.
Кинетическое искусство в СССР
В закрытой от мира стране кинетическое искусство не просто было, но и активно развивалось. Стоит вспомнить легендарный филь Колейчука «Кин-дза-дза» и его знаменитые гравицапы. Вячеслав Колейчук создал и иные, не менее оригинальные кинетические композиции. Но первые идеи кинетизма в СССР нашли воплощения в работах русского художника, дизайнера и графика
Владимира Татлина. Опыт Татлина с контррельефами помог ему проектировать абстракцию из простых, подручных материалов.
Первой в СССР скульптурой кинетизма стало создание Татлина «Памятник III Интернационала» (1920 г.).
Развитием искусства и созданием эффектов кинетизма успешно занималась группа «Движение», в состав которой входило более 30 участников. Основателем группы стал Лев Нусберг. Главным смыслом направления работы художников-кинетистов стало трактовка движения, как общего изменения, развития и взаимопроникновения всего, что может двигаться, затрагивая биологический и эстетический смысл.
Современное кинетическое искусство
Период забвения. Кинетизм буквально за 10-12 лет преодолел путь от инновационного авангардного течения до общепризнанного успешного направления искусства. Проводимые выставки («Отзывчивый глаз», «Движение-2») стали настоящими блокбастерами искусства, но критики единодушно сошлись во мнении, что это направление уже поднадоело и предрекали к 70-ым годам прошлого столетия полное забвение кинетизма.
Второй расцвет. Но кинетизм не умер, а нашел свою вторую жизнь. Он растворился в мире современного дизайна, уличного оформления и рекламы. Популярными стали знаменитые модули Колдера – ими охотно украшали детские комнаты, спальни и гостиные. Именно такой мобиль можно увидеть в знаменитом российском фильме «Служебный роман» у Самохвалова – одного из героев картины.
Кинетизм XXI века
Осенью 2013 г. в Америке в музее MIT была проведена грандиозная выставка «5 000 движущихся частей», посвященная кинетизму. Зрителям были показанные работы ведущих деятелей этого направления: Такиса, Артура Гэнсона, Рафаэля Лозано-Еммера, Энн Лилли, Джона Дугласа-Пауэрса и иных современных художников-кинетиков. Наиболее известными творцами современного кинетизма являются:
1. Тео Янсен. Скульптор и художник из Нидерландов. Янсен возводит огромные массивные сооружения, напоминающие скелетированных животных. И его конструкции под воздействием ветра могут перемещаться. Обладающие пропеллерами, крыльями и парусами, удивительные кинетические создания живут волшебной жизнью на песчаном побережье страны.
2. Энтони Хоу. Американский скульптор, использующий для оживления своих творений силу ветра. Его конструкции напоминают научное оборудование фантастических фильмов, завораживающих и гипнотизирующих.
Уникальные графические элементы, мистические зеркальные лабиринты, звуковые и световые шоу – такие вещи, представляющие кинетизм, теперь можно встретить практически во всех направлениях рекламы и дизайна. Современное художественное творчество уже не укладывается в обычные холсты, краски и кисточки. Это уникальные композиции с использованием механизмов, визуально-оптических эффектов, звуков и игры света.
Приобрести предмет интерьера кинетического искусства
Интерьерные объекты в стиле кинетизма – модное направление современного дизайна. Уникальные дизайнерские замыслы могут не просто полностью изменить стилистику дома, но и дополнить его оригинальными нюансами, подарив жизнь, движение стандартному статичному пространству. Использование современных текстур, абстрактных и геометрических форм, уникальных орнаментов и изящных принтов рождает особенную эстетическую атмосферу.
И познакомиться с ней, а также подобрать подходящий аксессуар для дома можно в салоне «Русская Антикварная Галерея». Опытные сотрудники – консультанты магазина охотно расскажут об истории той или иной вещи, а также помогут с оптимальным выбором, учитывая пристрастия и желания заказчика. К достоинствам работы с нашим онлайн-магазином можно отнести:
· доступную ценовую политику;
· внимательный лояльный подход к клиентам;
· выгодные условия покупки заинтересовавшей вещи;
· удобство в ее получении: можно заказать доставку на дом.
Наш каталог регулярно обновляется. На суд заказчиков выставляются все новые произведения этого вида искусства. В нашем салоне представлены работы стиля кинетизм как зарубежных, так и российских авторов. А используя удобную систему поиска, любой покупатель может без труда подобрать для себя именно тот объект искусства, в котором он заинтересован.
Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.