Зубов Фёдор Евтихиевич

Фильтр
Выдающийся иконописец XVII в., представитель стиля барокко, сумевший, работая в рамках традиционного канона, создать подлинно живописные образы большой внутренней выразительности.

3убов родился в Соликамске, на Урале; работать начинал в Великом Устюге. В XVII столетии иконописцы стали подписывать свои работы, и 3убов к имени своему непременно добавлял «усолец».

В основе
творческой манеры Зубова - каллиграфический, утонченно орнаментальный стиль устюжских иконописцев с их особым пристрастием к декоративному «узорочью» («Никола поясной со Спасом и Богоматерью», сер. XVII в., Великоустюжский краеведческий музей). Сочетание миниатюрной тонкости письма, стилистических приемов барокко (объемной материальности форм, ритмичной динамики движений, эмоциональной выразительности образов) и интенсивной звучности красок делают работы 3убов чрезвычайно эффектными («Огненное восхождение пророка Ильи», 1672, церковь Ильи Пророка в Ярославле; «Рождество Богородицы», 1680-е, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева).
3убов вводит в одно произведение несколько сюжетов, среди которых один — главный, а остальные — второстепенные, но трактованные тщательно, со всей полнотой художественной и содержательной убедительности. Вот как поэтически описана одним из исследователей XIX века ранняя работа 3убов —- икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (около 1650, ГТГ): «... Там вьется священная река Иордан, там растут деревья, листья которых щиплют олени; львы пьют там из реки, из той же реки черпает воду святой пустынножитель, и олень мирно лежит рядом с ним. Золотые сосны вычерчивают свои силуэты на темном фоне лесной чащи, и над верхушками их дымится настоящее небо». На примере этого произведения 3убова видно, как в недрах иконописи зарождался будущий живописный пейзаж.

Мастерство 3убова снискало ему при жизни заслуженное признание. Он получал ответственные заказы и был участником важнейших живописных проектов своего времени: «знаменил» иконы для Успенского собора Московского Кремля (1653); написал значительную часть иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле (1660); готовил эскизы для росписей московского Архангельского собора (1670-е); работал в Новодевичьем, Донском и Новоспасском монастырях Москвы над иконами и росписями соборов (1680-е); в 1662 г. по специальной царской грамоте был призван в Оружейную палату «к государеву иконному делу» и после смерти Симона Ушакова возглавил в ней иконную мастерскую (1686). Для Архангельского собора 3убов исполнил настенную парсуну Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых — один из первых русских портретов.

В росписях Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря проявил поистине энциклопедическую образованность и свободное владение исторической иконографией, развернув монументальное повествование о событиях русской истории.

Свободное обращение к различным жанрам, безусловно, черта художественного сознания нового времени. Лучшей работой 3убов бесспорно является знаменитая икона «Смоленской Богоматери» для Смоленского собора Новодевичьего монастыря (около 1670). В этом произведении, исполненном в традиционном иконописном стиле с предельным лаконизмом выразительных средств, есть и подлинное жизнеподобие изображения, и то удивительное сочетание гордого величия Небесной Царицы и трепетной незащищенности земной женщины, которое придал образу Богоматери Андрей Рублев.

Зубов Фёдор Евтихиевич

творческой манеры Зубова - каллиграфический, утонченно орнаментальный стиль устюжских иконописцев с их особым пристрастием к декоративному «узорочью» («Никола поясной со Спасом и Богоматерью», сер. XVII в., Великоустюжский краеведческий музей). Сочетание миниатюрной тонкости письма, стилистических приемов барокко (объемной материальности форм, ритмичной динамики движений, эмоциональной выразительности образов) и интенсивной звучности красок делают работы 3убов чрезвычайно эффектными («Огненное восхождение пророка Ильи», 1672, церковь Ильи Пророка в Ярославле; «Рождество Богородицы», 1680-е, Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева).
3убов вводит в одно произведение несколько сюжетов, среди которых один — главный, а остальные — второстепенные, но трактованные тщательно, со всей полнотой художественной и содержательной убедительности. Вот как поэтически описана одним из исследователей XIX века ранняя работа 3убов —- икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (около 1650, ГТГ): «... Там вьется священная река Иордан, там растут деревья, листья которых щиплют олени; львы пьют там из реки, из той же реки черпает воду святой пустынножитель, и олень мирно лежит рядом с ним. Золотые сосны вычерчивают свои силуэты на темном фоне лесной чащи, и над верхушками их дымится настоящее небо». На примере этого произведения 3убова видно, как в недрах иконописи зарождался будущий живописный пейзаж.

Мастерство 3убова снискало ему при жизни заслуженное признание. Он получал ответственные заказы и был участником важнейших живописных проектов своего времени: «знаменил» иконы для Успенского собора Московского Кремля (1653); написал значительную часть иконостаса церкви Ильи Пророка в Ярославле (1660); готовил эскизы для росписей московского Архангельского собора (1670-е); работал в Новодевичьем, Донском и Новоспасском монастырях Москвы над иконами и росписями соборов (1680-е); в 1662 г. по специальной царской грамоте был призван в Оружейную палату «к государеву иконному делу» и после смерти Симона Ушакова возглавил в ней иконную мастерскую (1686). Для Архангельского собора 3убов исполнил настенную парсуну Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых — один из первых русских портретов.

В росписях Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря проявил поистине энциклопедическую образованность и свободное владение исторической иконографией, развернув монументальное повествование о событиях русской истории.

Свободное обращение к различным жанрам, безусловно, черта художественного сознания нового времени. Лучшей работой 3убов бесспорно является знаменитая икона «Смоленской Богоматери» для Смоленского собора Новодевичьего монастыря (около 1670). В этом произведении, исполненном в традиционном иконописном стиле с предельным лаконизмом выразительных средств, есть и подлинное жизнеподобие изображения, и то удивительное сочетание гордого величия Небесной Царицы и трепетной незащищенности земной женщины, которое придал образу Богоматери Андрей Рублев.

Зубов Фёдор Евтихиевич



Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.
ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Нет работ!