Сама атмосфера в родительском доме, в котором бывали химик Д. И. Менделеев, востоковед К. Ф. Голстунский, историк Н. И. Костомаров, известный живописец и график М. О. Микшеин, была пронизана художественными и научными интересами, что, безусловно, оказало огромное влияние на развитие личности молодого человека.
Окончательно стать художником Рерих решил еще учась в гимназии К. И. Мая. Первым его учителем рисования был М. О. Микшеин.
После окончания гимназии Рерих учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, слушал лекции на историко-филологическом факультете и, несмотря на недовольство отца, посещал классы Академии художеств (1893 — 97). Учителем Николая Константиновича в Академии Художеств был А. И. Куинджи, сыгравший огромную роль в жизни Рериха. “Мощный Куинджи был не только великим художником, но так же был великим учителем жизни” — вспоминал Рерих. Он считал художественному содержанию образа должны быть подчинены и композиция картины и техника исполнения.
Рерих с детских лет интересовался археологией. В студенческие годы он стал членом Российского Археологического общества и ежегодно выступал на его собраниях с отчетами о проведенных им раскопках. В 1899 — 1904 гг. он занимался изучением славянских и угро-финских древностей. Художник уже в это время мечтал о возрождении монументальной живописи — он хотел написать “Начало Руси”, подробно толкующее об этой эпохе. Темы из древнерусской жизни предстают в его картинах в виде красочных символов-обобщений: “Укушуйник”, “Пскович”, “Иван-царевич наезжает на убогую избушку” (1894), “Гонец. Восста род на род” (1897). “Город строят” (1902) и др. Истоки художественного метода Рериха — в неразрывной связи с природой. Соединив археологию с искусством, Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов.
В 1895 году Рерих знакомиться с музыкальным и художественным критиком, специалистом в области древней культуры стран Востока В. В. Стасовым, личность которого оказала огромное влияние на творчество Рериха. Знакомство со Стасовым укрепило возрастающий интерес молодого художника к Востоку. У Стасова Рерих знакомиться с кумиром молодежи того времени, философом В. С. Соловьевым, мировоззрение которого было пронизано идеей нравственного самоусовершенствования, провозглашенной Л. Н. Толстым, и было близко художнику.
В 1898 году Рерих окончил университет и поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и помощником редактора нового журнала “Художественная промышленность”, в котором он публиковал свои статьи о задачах творчества.
В 1900 — 1901 гг. Рерих совершенствовался в живописи в студии исторического живописца академического направления Фернана Кормона в Париже. Кормону очень нравились русские эскизы Рериха и он поддержал молодого художника в его стремлениях в искусстве.
Рерих считал своим духовным учителем известного французского художника-монументалиста Пюви де Шавана, который оказал большое влияние на стилистическую манеру художника. Одной из первых работ, начатых Рерихом в Париже, была картина “Идолы” 1901 г., в работе над которой проявились новые черты его творчества: стремление к декоративности цветовых отношений и обобщенности форм. Его картины “Иноземные гости” и “Заморские гости”, написанные в начале 1900-х гг., это стилизация славянской древности. Рерих — яркий представитель стиля модерн, которому присущи декоративность, изысканные живописные эффекты, преобладание растительных орнаментов.
В 1901 году Рерих вернулся в Россию и 28 октября женился на Е. И. Шапошниковой. В этом же году он становится Секретарем общества поощрения художеств. В это время он пишет такие картины как “Город. Утро”, “Городок”, “Городок зимой” и др., в которых использует традиции народного творчества. Произведения, выполненные в 1900 — 1902 гг. были показаны на академической весенней выставке в Петербурге и выставке “Мира искусства” в Москве, а в 1903 г. — на выставках “Мир искусства” “Современное искусств” в Петербурге.
В 1904 году Рерих увлекся прикладным искусством и оформлением интерьеров. В конце XIX века этот вид творчества был особенно популярен. Для церкви в Талашкине Смоленской губернии, имении меценатки и художницы М. К. Тенишевой, Рерих разработал три панно для интерьера комнаты, выполненные в духе искусства народов севера: “Охота”, “Пляски” и “Олени”. Дальнейшая деятельность художника в Талашкине продолжалась в стиле модерн.
После выставки “Мира искусства” в 1902 г., на которой были представлены четыре его картины, Рерих сближается с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым, эстетические позиции которых импонировали ему. Начинается его сотрудничество с “Миром искусства”.
В 1903 году Рерих становится участником только что образованного “Союза русских художников”.
В 1903 — 1904 гг. Рерих совершает поездку по старинным русским городам, результатом которой стала серия “архитектурных пейзажей”: картина “Смоленск. Крыльцо женского монастыря” (1903), этюды “Ростов Великий” и “Вознесенский монастырь в Угличе” и т.д.. В 1904 г. он работает над эскизом для мозаики “Александр Невский поражает ярла Биргера”, колористическая гамма которого отличается декоративностью и красотой.
Рериху убыли близки просветительские цели символистов. Он был убежден в высоком предназначении художника и искусства. В 1904 году художник сотрудничает с брюсовским журналом “Весы”, для которого пишет две статьи о задачах искусства. Рерих полностью оформил августовский номер “Весов” за 1905 г., создав обложку “Царь”, заставку “После грозы” и виньетки. В этом же номере — его иллюстрации к “Принцессе Мален” М. Меттерлинка, сказка и рисунки на индийскую тему “Девассари Абунту с птицами” и “Девассари Абунту превращается в камень”.
В 1905 году художник принимает участие в оформлении фасада дома Общества “Россия” на большой Морской улице Петербурге. В этом же году художник снова обращается к разработке принципов монументального искусства (“Славяне на Днепре”), работает над эскизом стенописи “Сокровище ангелов”, занявшим особое место в творчестве художника. Эта картина, ставшая первой работой Рериха на тему индийских легенд, была представлена на выставке “Мира искусства” в 1911 г. и сопровождалась в каталоге словами автора: “За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на камень опирается”.
Весной 1905 г. в Праге состоялась первая выставка Рериха за рубежом. Впоследствии эта выставка экспонировалась в Вене, Венеции, Мюнхене, Берлине, Дюссельдорфе, на “Осеннем салоне” в Париже и имела большой успех.
С 1906 года Рерих перешел к работе с темперой, которая больше всего подходила для декоративно-прикладной живописи. В это время художник путешествовал по Италии и Швейцарии, выразив свои впечатления в целой серии рисунков и этюдов; участвовал в международных выставках в Венеции, Вене, Берлине, Париже, благодаря которым его творчество стало широко известно за рубежом.
По возвращении в Петербург Рерих был назначен директором художественной школы при Обществе поощрения художников, в должности которого он находился до 1918 г.
В 1906 г. Рерих вместе со своим другом мозаичистом В. А. Фроловым создал свое первое произведение в мозаике “Бой”, в котором выразил понимание единства всего сущего.
С 1906 по 1914 гг. художник активно работает в сфере монументально-декоративной живописи. Художнику посчастливилось сотрудничать с крупнейшими архитекторами — А. В. Щусевым, В. А. Покровским. В 1906 — 1908 гг. Рерих, выполняет мозаику “Спас и князья святые” для южного портала Троицкого собора Почаевской Лавры Тернопольской губернии (архитектор А. В. Щусев). Художником была выполнена частичная роспись пяти церквей и более 30-ти эскизов для них, однако наиболее значительные его произведения в этой области — росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском (1911 — 1914); панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве (1915 — 1916) не сохранились. Интересен эскиз “Царица Небесная над рекой жизни”, выполненный для церкви Покрова Богоматери в селе Пархомовка Киевской губернии, который является синтезом разных религиозно-философских систем, основанный художником на знании мифологий Индии и Тибета, мифологий язычества и христианства.
В 1909 году Рерих оформил издание пьес М. Метерлинка. В этом же году Рерих выполнил, а в 1912 г. повторил картину “Небесный бой”, покоряющую одухотворенностью и динамичностью созданного образа. В этой картине воплотились мировоззренческая и эстетическая позиции Рериха.
В 1910 году на выставках в Брюсселе, Москве и Петербурге были представлены 39 его работ: “Варяжское море”, “Световитовы кони”, “За морями — земли великие”, “Старый король” и др. В этом же году он создает серию панно “Богатырский фриз”, ставшую высшей точкой его романтических увлечений былинами.
В 1912 г. Рерих работает над эскизами мозаик и росписей для храма-усыпальницы Святого Духа во Фленове под Талашкином, повествующих о вечных духовных и нравственных ценностях (мозаика “Спас нерукотворный”).
1914 г. стал годом окончания работы художника над эскизами фресок для часовни Святой Анастасии во Пскове (архитектор А. В. Щусев). В этом же году в Ницце, в сотрудничестве со своим братом, архитектором Борисом Константиновичем Рерихом, художник выполняет сложную и многозначную работу — серию панно для молельни на вилле мецената, пропагандиста русского искусства Л. С. Лившица, который был близок кругу мироискусстников. В этом же 1914 году в издательстве Сытина в Москве вышел в свет первый том собрания сочинений Рериха, содержащий статьи по вопросам искусства и философские сказки.
В 1915 г. Рерих создает одухотворенные и динамичные картины “Веления неба” и “Знамение”, “Стрелы неба — копья земли” и др., в которых показана неразрывная связь человеческой жизни с космическими силами. На выставке “Мира искусства” в Петрограде в 1915 г. Рерих представил целый ряд картин и театральных эскизов: “Прокопий Праведный за неведомых плавающих молиться”, “Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого”, “Крик Змия”, “Зарево”, “Град обреченный” и др.
Феерически-красочный театральный дизайн Рериха стал отправной точкой для сценографии модерна. Рерих не раз обращался к музыке Вагнера. Еще в 1907 году он создает три эскиза к опере “Валькирия”, а в 1912 — около 30-ти эскизов к опере “Тристан и Изольда”. В 1908 году художник выполнил эскизы декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, поставленной в Париже. Затем с 1911 по 1913 гг. Рерих работает над созданием балета “Весна священная” И. Ф. Стравинского для антрепризы С. П. Дягилева в Париже, где художник выступил соавтором либретто. Для этой же антрепризы в Лондоне в 1914 году художник работает над эскизами к опере “Князь Игорь” А. П. Бородина. Перу Рериха принадлежит оформление пьесы Г. Ибсена “Пер Гюнт”, поставленной в 1912 г. в МХТ. В 1913 —1914 гг. Рерих создал эскизы декораций к пьесам М. Метерлинка “Принцесса Мален” и “Сестра Беатрис”.
Зрелое литературное творчестве Рериха, представлено в его единственной книге — “Собрания сочинений” (1914) и сборнике стихов “Цветы Мории” (1921), где на смену очеркам и научным отчетам приходят притчи, поэтические иносказания и философские эссе. Рерих, по словам М. Горького, стремился найти в архаических мифах тайные ключи к загадкам современности.
Николай Константинович углубленно изучал культуру и философию Индии и был признанным специалистом в научных кругах. В 1914 и 1916 гг. в русском переводе появились книги С. Вивекананды “Провозвестие Рамакришны”, “Бхакти-йога” и “Карма-йога”, которые произвели на него огромное впечатление.
В 1916 году Николай Константинович по состоянию здоровья уехал в Карелию, в Сердоболь, где его застала Февральская революция 1917 года. Но ему приходилось приезжать в Петроград, так как он входил в образованную в марте 1917 г. комиссию по делам искусства, главной задачей которой была охрана культурных ценностей. Во время жизни в Карелии Рерих выполнил пастелью и темперой целый ряд пейзажей и картин на темы карельских легенд: “Вечное ожидание” (1917), “Святой остров”.
Октябрьскую революцию 1917 года Рерих не принял, выразив свое отношение к ней в символической драме “Милосердие” (1918). В мае 1918 г. была закрыта граница между Финляндией и Россией, художник оказался за рубежом.
В этом же 1918 году Рерих решил осуществить поездку в Индию. Но по приглашению профессора Оскара Биорка он уезжает с семьей в Стокгольм. Осенью 1919 г. он был уже в Англии.
В 1920 г. художник, по приглашению директора Чикагского института искусств Р. Харше, переехал в США, где 4 декабря 1920 г. в Нью-Йорке состоялась его выставка в Галерее Кингор.
В 1921 году он создал Институт объединенных искусств. В это же время по инициативе Рериха было создано художественное объединение “Cor Arden” (Пылающее сердце), а сентябре 1922 года — культурный центр “Corona Mundi” (Корона Мира), который способствовал сотрудничеству деятелей культуры разных стран.
В произведениях 1920 —1922 годов Рерих воплощает свои мечты об Индии.
В Америке Рерих вместе с женой Е. И. Шапошниковой основал “Общество Агни-Йоги” для распространения “Живой Этики” — учения о моральном усовершенствовании человечества, основанного на буддизме и современной теософии.
17 ноября 1923 года почитателями Рериха был основан его музей, который открылся в марте 1924 в Нью-Йорке. Для этого музея художник передал более 300 своих картин.
В 1923 году он начинает свою Трансгималайскую экспедицию, целью которой было историческое и топографическое изучение Центральной Азии. 2 декабря 1923 года Рерих добрался до вожделенной Индии, в конце декабря он остановился в Сиккиме. Здесь Рерих вместе со своим старшим сыном Юрием изучал и записывал древние предания. Юрий Николаевич Рерих, закончивший Гарвардский и Парижский университеты по кафедре индийской и тибетской филологии, владел многими европейскими и восточными языками и оказал огромную помощь отцу.
В сентябре 1924 года Рерих отправляется в Америку, где добивается разрешения вести экспедицию под американским флагом.
Экспедиция отправляется из Сиккима, дважды пересекает Центральную Азию, проходит через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета, и, приехав в 1925 г. через Синьцзян в Москву, устанавливает контакты с советским руководством. В 1926 — 1928 гг. экспедиция возвращается через Алтай обратно в Сикким.
В 1924 г. художник создает огромную серию “Гималаи”, включающую в себя около 40 произведений. В этом же году он выполняет большую серию “Учителя Востока”. В 1925 г. — серию “Майтрейя”, главного героя которой народы Северной Индии, Тибета и Монголии считали грядущим Буддой.
В сентябре 1926 года художник создал картину “Ригден Джапо — Владыка Шамбалы”, стилизованную под средневековую монгольскую живопись. В 1927 г. — картину “Приказ Ригден Джапо”.
Весной 1928 года Рерих поселился в долине Кулу близ Наггара (шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия). Институт гималайских исследований Урусвати [утренняя заря (санскрит)], организованный Рерихом в 1929 г. становится его постоянной резиденцией.
Духовным итогом путешествий явились книги “Алтай-Гималаи”, “Сердце Азии и Шамбала” (1927 — 1930), написанные в “мистико-археологическом” жанре, полном ярких поэтических образов. Живописные работы этого времени: сюиты “Его страна”, “Сикким”, “Тибетский путь”; серия “Учителя Востока” и др. — яркие, одухотворенные, “самоцветные” пейзажи написанные темперой, на которых величественная горная природа сочетается с символами древних вер.
Рерих отразил в своем творчестве впечатления от памятников прошлого: картины “Меч Гесэр-хана” (1932), “Знаки Гесэра” (1932) и “Великий дух Гималаев” (1934) и т.д.; цикл работ, посвященный Шамбале: “Путь в Шамбалу” (1933), “Вход в Шамбалу” (1935-36).
В своей картине “Армагеддон” (1935-36, 1940-41) художник отразил свое предчувствие войны.
В 1938 г. Рерих создает национально-романтический цикл на темы русских былин: “Святогор”, “Настасья Микулична”, “Микула”.
Много сил Рерихи отдают теософии, они ведут просветительскую работу в разных странах, призывая к охране памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах “Держава Света” (1931) и “Твердыня пламенная” (1933). В специальном рериховском Пакте, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954 г., были воплощены его идеи “Мира через культуру”.
В последние годы жизни Рерих активно работал как живописец. В 1942 1943 годах он создает огромное количество пейзажей Гималайских гор. Героями его картин становятся русские полководцы Князь Игорь, Борис и Глеб, Александр Невский, Мстислав Удалой.
В 1947 году художник пишет картину “Огни на Ганге”, олицетворяющую единство мира. Одной из последних работ художника является картина “Приказ Учителя”. Рерих написал также огромные циклы мемуарных очерков “Листы дневника” (1934 — 1935); “Моя жизнь” (1936 — 1947).
Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья — выдающийся историк-востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902 — 1960) и художник Святослав Николаевич Рерих (1904 — 1993).
Умер Николай Константинович Рерих в Кулу 13 декабря 1947.
Рерих Николай Константинович
Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.