В красивых по цвету, у тонченных по мастерству, монументальных по строю полотнах неизменно воплощались возвышенные представления художника о человеке («Работница», 1926; «Купающаяся девочка», 1927; «Крестьянский мальчик» и «Жница», обе 1929; «Подруги», 1930). Продолжением этих картин стала живописная серия начала 1930-х гг. «На солнце» («Сестры», «Купальщица», «У Петропавловской крепости» и др.), в которой с целомудренной поэтичностью трактовалась тема обнаженного тела; некоторые из этих сюжетов он повторил и в литографских эстампах.
Одновременно с живописью и станковой графикой Пахомов занимался иллюстрированием книг для отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства. Излюбленными темами художника были жизнь детей и быт русской деревни («Мастер» С. Я. Маршака, 1927; «Ведро» Е. Л. Шварца, «Коса» Г. А. Крутова, обе 1929; «Как Саньку в очаг привели» Л. А. Будогоской и «Мяч» С. Я. Маршака, 1933). Уже в конце 1920-х гг. он оказался в числе лучших иллюстраторов детской книги.
Главной его заслугой было преодоление распространенных стандартов условного — кукольно-слащавого или карикатурного — изображения детей. Его обаятельные персонажи неизменно отличались психологической достоверностью и социальной конкретностью.
В первой половине 1930-х гг. усложнившаяся идеологическая обстановка, в частности кампания по борьбе с «формализмом», поставила Пахомова в трудную ситуацию: его картины все чаще и чаще становились объектом нападок. Не желая поступаться творческими принципами, он решился вообще оставить живопись и даже отказался от цвета в своей книжной и станковой графике, сосредоточившись исключительно на рисунке.
Отличное и самобытное мастерство рисовальщика верно служило ему и в иллюстрациях к книгам («Бежин луг» И. С. Тургенева, 1936; «Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1937), и в литографских эстампах (серия «Ленинградский дворец пионеров», 1939-40). Войну Пахомов провел в блокадном городе, не прерывая работы, результатом которой явилась знаменитая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-44). Однако в последующих его произведениях — в серии «В нашем городе» (1945-48), в книжных иллюстрациях — начали обнаруживаться пугающая сухость и многословность — результат насильственно внедрявшихся в послевоенные годы догматических представлений.
Достигший к тому времени высоких степеней официального признания, Пахомов тем не менее сохранял трезвое отношение к своему искусству и с началом «оттепели», некоторой либерализации общественной жизни в 1960-х гг., стал предпринимать попытки обновить его — вернул в графику цвет и некоторые приемы своих ранних работ, но серьезного поворота в творчестве совершить уже не смог.
Пахомов Алексей Федорович
Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.