Впрочем, жизнь Ерменева вообще полна загадок. Мы практически ничего не знаем о его живописном наследии (до нас дошло лишь несколько его работ). Известно, что после окончания Академии (1761—1767) он много работал и пять лет находился в Париже, где занимался в Королевской академии живописи и скульптуры. После возвращения в Россию жизненные и творческие следы Ерменева теряются. Даже год его смерти специалистам по истории живописи в России установить не удалось.
И все же известность у И.А. Ерменева была. И обусловлена она 8 акварелями художника под общим названием «Нищие», выполненными до его отъезда в Париж. Трагические фигуры нищих И.А. Ерменева — еще одна загадка художника, ибо столь определенное отношение к одной из язв российской жизни все же характерно для художников-обличителей второй половины XIX века.
«Странностями полна история Ивана Ерменева. Лишь немногие загадки разрешены за десятилетия, прошедшие с первой, досадно поздней публикации в 1834 году его работ и биографических сведений, да еще таких скудных», — писал А. Н. Савинов, автор единственной монографии о художнике (1982).
С того времени ничего не изменилось. Не обнаружены новые документы. Не увеличился список его работ, состоящий из полутора десятков названий. Достоверно о художнике известно немногое.
В 1767 г. сын придворного конюха Иван Ерменев окончил Петербургскую Академию Художеств. Здесь он занимался в архитектурных классах у А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота, а завершил обучение в живописном классе С. Торелли, прославившегося своими аллегорическими картинами, выполненными со всей помпезностью барочного стиля.
Дань барокко отдал и Ерменев в наиболее ранних из известных нам композициях-аллегориях «На бракосочетание цесаревича Павла Петровича и Наталии Алексеевны» (1773) и «Благоденствие России» (1774).
Однако самой значительной работой художника, обеспечившей ему почетное место в истории русского искусства, стала серия из 8 акварелей «Нищие». Относительно ее датировки у специалистов нет однозначного мнения. По-видимому, все же серия выполнена в период от середины 1760-х до 1775 г., то есть до отъезда художника в Париж. Шесть листов изображают одетых в лохмотья слепых стариков и старух, иногда в сопровождении ребенка-поводыря. Сильное впечатление производят эти лишенные индивидуальных черт, застывшие, как трагические изваяния, фигуры, монументально возвышающиеся на фоне низкого горизонта. Две другие акварели — «Поющие слепцы» и особенно «Крестьяне за обедом» — отличает жанровое решение темы, сближающее их с работами современника Ерменева — живописца М. Шибанова.
Однако никому из русских художников ни до ни после Ерменева не удалось показать человеческие страдания в эпическом измерении, наполнить их воистину библейским смыслом, как это сделал он.
Весной 1775 г. имя Ерменева значится в списках допущенных к занятиям в классах парижской Королевской академии живописи и скульптуры. Во Франции художник пробыл до 1788 г. Из всего, что он здесь создал, ныне известны лишь несколько рисунков. «Жанровая сцена. Мужчина у стола» и «Аллегория» датированы самим художником: «1788 г.». Более ранние датировки трех других рисунков предложены А. Н. Савиновым: «Христос среди учителей», «Милосердный самаритянин» (оба второй половины 1770-х — начала 1780-х гг.), «Поклонение пастухов» (не позднее января 1781 г.).
Как видим, тематика ранних рисунков соответствует академическому направлению того времени. Они выполнены в традициях французской академической школы. Тем большее значение приобретают рисунки, относящиеся к последним месяцам пребывания Ерменева в Париже и свидетельствующие о его незаурядном мастерстве. На одном представлена бытовая ситуация, возможно горестные раздумья самого художника. Другой рисунок в аллегорической форме передает тяжелую и смутную атмосферу ожидания надвигающихся грозных событий. Ерменев вынужден был покинуть Францию накануне революционных потрясений.
О последнем, петербургском периоде жизни художника почти ничего не известно. Не сохранилось ни одного произведения, кроме миниатюрного портрета армейского пехотного офицера (1792), которое можно было бы с уверенностью приписать Ерменеву. Не знаем мы и даты его смерти.
Ерменев Иван Алексеевич — купить картину, графику художника
Ерменев Иван Алексеевич — представлен живописными картинами, офортами, литографиями в каталоге антикварного магазина. Вы можете купить картину, литографию, рисунок художника предварительно ознакомившись с представленным ассортиментом в каталоге антиквариата
Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.