В 1766- 73 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. В 1773 г. за программный пейзаж получил золотую медаль и был отправлен на три года в Венецию заниматься живописью театральных декораций, хотя это и не соответствовало его склонностям.
В Венеции Алексеев изучает ее знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези, жившего в Риме. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства.
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А.Канале, Б. Беллотто, Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов, имели невероятный успех. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
Федор Алексеев, посланный в Венецию для совершенствования в области создания театральных декораций, очень скоро проявляет свое настоящее предназначение. Его копии известнейших итальянских мастеров городского пейзажа (Беллотто, Гварди, Каналетто) принесли ему известность и, главное, материальную независимость, что позволило Ф. Алексееву полностью выразить себя в соответствии с призванием — впечатляюще воспроизвести на своих картинах виды Санкт-Петербурга, Москвы, других российских городов.
Его работы (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794; Вид Казанского собора в Петербурге; Соборная площадь в Московском Кремле; Вид города Николаева, 1799; Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости, 1810; и др.) принесли Ф.Я. Алексееву признание современников как ведущего живописца городского пейзажа. Представленные работы позволяют и нам оценить талант и призвание замечательного русского художника.
Среди его работ 1790-х гг. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794). Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. В следующем году художника посылают в Новороссию и Крым писать виды мест, которые в 1787 г. посетила Екатерина II. Так появляются пейзажи южных городов — Николаева, Херсона, Бахчисарая.
В 1800 г. император Павел I дает Алексееву задание написать виды Москвы. Художник увлекся старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом — разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.
В 1800-х гг. Алексеев — уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г.) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Но теперь пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к миру людей и их жизни на фоне тех же прекрасных дворцов и широкой Невы. В его работах словно появился шум города. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы стали отчетливее, объемнее, тяжелее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».
Постепенно публика забывает стареющего художника. Умер этот замечательный живописец, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть пейзажистом, в превеликой бедности, оставив большое семейство. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
Алексеев Федор Яковлевич — купить картину художника
Алексеев Федор Яковлевич — представлен живописными картинами, офортами, гравюрами в каталоге антикварного магазина. Вы можете купить картину художника предварительно ознакомившись с представленным ассортиментом в каталоге антиквариата
Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.