Моисеенко Е.Е. Из детства
Моисеенко Евсей Евсеевич (15 августа 1916 — 29 ноября 1988 гг.) — советский живописец, график и педагог. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР
Художник Моисеенко Евсей Евсеевич придавал большое значение детству, постоянно подчеркивал его роль в формировании личности, неоднократно обращался к теме детства в своих произведениях, был автором многочисленных детских портретов. «Вспоминаю детство, как самую счастливую пору жизни, когда чувствуешь бесценное чувство защищенности. Человек определяется в детстве. Наши корни – в семье, в ее нравственной почве, отношениях с окружающим миром. От первых впечатлений исходит и чувство Родины, какое небо над тобой, которые дожди тебя омывали, на которую землю ты шагнул с порога. От этих исконных слоев жизни и начинается творчество» — говорил Евсей Евсеевич в одном из интервью
Моисеенко ушел из родного дома очень рано. В возрасте 15 лет он покинул маленькую белорусскую деревушку Уваровичи, в которой родился и провел детство, и оправился учиться в Москву. Наверное поэтому в творчестве художника так много работ посвященных теме детства или вдохновленных детскими воспоминаниями
Зачастую мир его картин складывался из тонких детских впечатлений: «Я не помню, когда начал рисовать. Больше помню детство, ночь; мы, мальчишки, совсем одни, разудало носимся на конях. Вдруг молнии — первая гроза… Испуганно спешились, накрылись старыми армяками… Прошел дождь, и открылось бездонное звездное небо дивной красоты»,— вспоминал Моисеенко. Эти яркие детские воспоминания легли в основу картины «Мальчишки», написанной им в 1958 году. На картине четверо мальчишек, собравшись в круг, слушают рассказы друг друга, делятся сокровенными мечтами и насущными заботами. В этом кругу незримо присутствует и сам художник, ведь это его крестьянское детство, ему близки и понятны разговоры и мечты этих детей. Вся картина, в том числе лица мальчиков, написана яркими, радостными красками, проникнута гармоничным и светлым восприятием мира. Впоследствии тема ночного неоднократно становилась источником вдохновения для Евсея Евсеевича («В ночное», 1964 г.; «Мальчишки», 1966 г.)
Первым наставником и учителем жизни Моисеенко был его дед Прокофий, которого он всегда вспоминал с особой нежностью: «Я вспоминаю детство крестьянского мальчишки… Мальчишка крестьянский имеет возможность видеть много интересного в природе: и ночи, и зори, и дождь, и туман… Я не помню точно, когда я начал рисовать, но вот эти вещи я помню до сих пор и, они меня всегда поражали. Дед был личность замечательная и, по-моему, он очень был отзывчив к таким вещам, к поэзии в природе. Я с ним и пахал и в ночное ездил, и он часто обращал мое внимание на красоту и на проявление в природе чего-то нового, интересного. Он понимал, что человеку надо формировать себя, учиться надо… Мне кажется, воспоминания детства потом в зрелом возрасте с удивительной какой-то явью преследуют художников, они пробуждают воспоминания, воскрешают тех людей. В детстве человек становится тем, кем он будет в будущем». В 1964 году Е.Е.Моисеенко написал картину «Сергей Есенин с дедом». По сути, это сложное философское произведение о преемственности поколений, в котором личность поэта раскрыта через его связь с дореволюционной, патриархальной Россией. Однако это философское обобщение наполнено тонкими личными ассоциациями художника, воспоминаниями о собственном детстве и деде Прокофии, параллелями между своей биографией и биографией Есенина, который также как и Моисеенко воспитывался дедом
Детские воспоминания легли в основу еще одной работы, написанной в 1961 году, — «Красные пришли». Это полотно завоевало большую популярность на всех выставках, где оно побывало: на республиканской и всесоюзной выставках, в Польше, ГДР, Дании, Мексике, Бразилии, на Кубе. В октябре 1966 г. за эту картину живописец был удостоен Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. «Вечер. Кое-где — огоньки деревни. По тесной улочке проносится передовой отряд красных конников. Мне хотелось показать их крупно, близко, так, чтобы зритель запомнил эти дорогие нам лица, опаленные огнем сражений, терзаемые голодом и тифом, полные веры в справедливое дело революции. Мне хотелось, чтобы зритель не просто увидел эпизод прихода красных именно в эту деревню, а почувствовал, что именно эти люди понесут и пронесут Красное знамя победы по всей России. Колористическое и пластическое решение вещи мне хотелось подчинить этой идее» — так художник вспоминал работу над картиной «Красные пришли». Ему несомненно удалось все, что он задумал и даже больше, — полотно можно смело назвать одним из лучших произведений советской живописи о гражданской войне. Во время работы художником было сделано большое количество этюдов и в результате он нашел тот пластический образ, который так долго искал. На картине мы видим группу всадников, скомпонованную вокруг выразительной фигуры красноармейца в буденовке. Все на картине пронизано движением, энергией, динамикой. С помощью художественных приемов Моисеенко мастерски задает произведению стремительный темп — пастозная живопись сменяется размытой, почти акварельной, резко очерчены складки одежды, чередуются и компонуются холодные и теплые тона, темные и светлые пятна. Интересная композиционная находка – скошенный забор на переднем плане в сочетании с высоко поднятым горизонтом, позволили художнику не только еще больше подчеркнуть стремительность движения, но и придать всему сюжету реалистичности и правдивости, создать впечатление сцены как бы выхваченной из жизни. Благодаря всем этим приемам художнику удалось добиться желаемого эффекта – на картине изображено всего несколько всадников, а ощущение действительно такое как будто перед нами прошла вся Красная Армия. Работая над этой картиной, художник часто ездил в родную деревню Уваровичи, делал натурные этюды и зарисовки. Тихая деревенская улочка с одного из этюдов и стала местом действия событий, изображенных на картине «Красные пришли». В ходе работы художника охватывали детские воспоминания о времени гражданской войны, одно из которых и воплотилось в этой картине: «Я помню себя мальчишкой в глухом селе Белоруссии — Уваровичах. Стоя за дощатым забором, я с восторгом смотрел на проносившихся мимо меня запыленных всадников-красноармейцев на взмыленных конях, они мне казались гигантами. Это было необыкновенно! Такими я помню их и поныне — они действительно были гигантами…»
Интерес к детству и юности, периодам, когда формируется характер человека, находит у Моисеенко выражение в многочисленных детских портретах. Художника увлекает передача светлого детского мира. Выразительный язык художника в детских портретах легкий, виртуозный, радостный, призванный подчеркнуть трепет и нежность юности. Одной из любимых моделей Евсея Евсеевича была девочка Наташа, жившая в Крыму. Моисеенко написал три ее портрета: «Девочка в панаме» (1958), «Наташа» (1963) и «Наташа» (1967), создав своеобразную галерею развития личности этой девочки. Если в первых портретах Наташа еще совсем ребенок, то на портрете 1967 года мы видим уже юную девушку. В этом портрете художник концентрируется на внутреннем мире модели, старается передать ее особенные психологические черты, при этом активно задействуя и внешнюю обстановку. На картине все залито светом – терраса и перила, облокотившись на которые, стоит Наташа, зелень деревьев на заднем плане и столик на переднем, в результате создается впечатление словно и сама девочка соткана из солнца, тепла и воздуха, она словно воплощает собой юность и все то чистое, что с ней связано