Купить старинный офорт

Многим любителям старины и антиквариата знакомо слово «гравюра». Этот вид изобразительного искусства любим и почитаем далеко за пределами антикварного мира. Подражая ему сегодня, создают рекламу, обложки и даже делают татуировки, а самим искусством гравюры зачастую вдохновляются современные художник. И неважно, работают они на ниве современного или классического искусства. Нарисованные тонкими ювелирными штрихами, лишенные цвета, картины о средневековье можно рассматривать часами, удивляясь тонким штрихам художника, которые придают огромное количество деталей и объем, казалось бы, простой на первый взгляд работе.

Купить старинный офорт

История офорта как разновидности гравюры

Одним из видов подобной гравюры является офорт. Если вы не знакомы с этой техникой, то офортом называют разновидность гравюры на металлических листах, которая получается путем оттиска с печатных форм с последующим травлением поверхности кислотами для создания финального изображения.

Самые первые работы в этой технике датируются самым началом 16-го века (примерно 1501-1507 гг.). Это были работы авторства Даниэля Хопфера, баварского мастера из Аугсбурга. Примечательно, что примерно в это же время, но уже в Швейцарии Урсом Графом было создано несколько офортов, самый ранний из которых датируется 1513 годом, а еще немного времени спустя в этой технике начал творить широко известный любому любителю изобразительного искусства Альбрехт Дюрер, который с в период с 1515 по 1518 создал 6 стальных досок в технике офорт. В их числе была и его знаменитая «Большая пушка».

История офорта как разновидности гравюры

Техника создания офорта выглядела следующим образом:

1. Вначале будущий офорт покрывался кислотоустойчивым лаком, на котором после специальными резцами счищался лак в местах линий будущего рисунка.

2. После того, как все линии и детали были намечены, металлическая доска или пластина погружалась в кислоту, которая вытравливала металл в тех местах, которые были свободны от лака.

3. Благодаря неравномерной продолжительности травления разных частей композиции достигались различия в глубине и толщине линий и штрихов. Помимо этого, мастера использовали травление в несколько приемов, постепенно освобождая от лака те места, в которых необходимо было подчеркнуть сочность штриха и углубить линии. Это позволяло достигнуть невероятного объема и точности рисунка.

4. После этого лак счищался со всей поверхности будущего офорта.

5. Далее доска полностью покрывалась краской, залегание которой было более глубоким в протравленных кислотой местах.

6. После высыхания весь слой краски также снимался, оставаясь исключительно в углублениях и очень тонким слоем.

7. И после этого офорт использовался как средство оттиска при глубокой печати, создавая уникальные и знаменитые гравюры. Детализация и искусность этих изображений восхищали людей в далеком 16 веке и продолжают делать это сегодня.

Но из-за того, что сами доски достаточно быстро покрывались ржавчиной, это приводило к некачественным оттискам. Вследствие этого многие мастера со временем отказывались от этой техники, что привело к редкости самих офортов. Сам Дюрер отказался от этой техники достаточно быстро.

Тем не менее, расцвет популярности этого способа гравюры пришелся на 17 век, так как, несмотря на сложность и кропотливость самой работы по подготовке офорта к печати и не самого длительного срока службы готовых форм, результат был достаточно высокого качества. Тем не менее, сама техника используется и в наши дни.

Техника создания офорта выглядела следующим образом:

Русские мастера офорта

С техникой офорта работало немало и русских художников, в том числе он был популярен и востребован как среди представителей классического академического искусства, так и среди творцов периода советской эпохи.

С офортом работали И. И. Шишкин, Г.Ф. Захаров, Е.П. Чемесов, В.В. Матэ, Е.З. Краснушкина, Г.С. Верейский, Д.И. Митрохин, В.М. Звонцов, Ю.В. Яковенко, Б.Ф. Французов, С.В. Баленок и многие другие. Созданный в средние века вид изобразительного искусства, как и многое, со временем был адаптирован и апроприирован. Конечно, русские и советские художники работали не с теми объектами, которые вдохновляли средневековых немецких творцов, но с тем, что было важно для их направления и вдохновения – от пейзажной действительности до индустриального соц-арта.

Русские мастера офорта

Коллекционирование офортов

В наши дни коллекционирование офортов как первоисточников создания гравюры и объектов, несущих первоначальное прикосновение мастера и создателя, с гения которого начиналось тиражирование его творения, вылилось в отдельное направление коллекционирования антикварного изобразительного искусства.

Не стоит даже говорить, что такая редкая и по-хорошему уникальная техника не только крайне интересна в поиске, изучении, но и в коллекционировании. Экспонируемый офорт будет эффектно смотреться практически в любом интерьере, а несколько размещенных экспонатов на стене создадут незабываемую атмосферу в любом помещении.

Но поиск офортов – это крайне сложное занятие. Даже созданные гравюры-оттиски в наши дни являются определенным раритетом, безусловно, желанным как среди почитателей творчества определенных художников или стиля в целом, так и среди людей, который хотят украсить свои дома и квартиры антикварной гравюрой или инвестировать свои сбережения в стремительно дорожающие полотна.

Команда «Русской Антикварной Галереи» всегда находится в поиске действительно уникальных предметов для своего собрания, смогут удивить и удовлетворить даже сильно искушенных ценителей. И не без гордости мы можем сказать, что в нашей коллекции есть офорты Ивана Ивановича Шишкина.

Офорт Шишкин автопортрет

Офорты И.И. Шишкина

Офорты Ивана Ивановича можно без тени сомнений назвать вершиной русского гравировального искусства. Шишкин добился больших успехов в искусстве эстампа — литографии и офорте, которыми увлекся еще в Училище живописи, ваяния и зодчества. Его авторству принадлежат несколько альбомов гравюр: литографический «Этюды с натуры пером на камне», 1869 г. и три офортных – «Гравюры на меди крепкой водкой И.И. Шишкина», СПб, 1873; «25 гравюр на меди И. И. Шишкина» СПб, 1878; «Офорты И. И. Шишкина 1885-1886», СПб, издание А. Е. Пальчикова, 1886. В 1894 году Товарищество А. Ф. Маркс выпустило ретроспективный альбом «60 офортов И.И. Шишкина 1870-1892», в который вошли все авторские репринты из предыдущих альбомов и 19 новых композиций, созданных специально для этого издания. Необходимо отметить, что для своего времени Шишкин не только был одним из лучших офортистов и добился необычайных высот, но и являлся великим знатоком, новатором и экспериментатором в области эстампа и именно поэтому его работы необычайно ценны и уникальны. Абсолютно все свои доски Иван Иванович гравировал лично, корректируя их по ходу печати и внося авторские правки, Шишкин добивался не только высочайшего результата, но и подарил нам одни и те же листы с несколькими вариациями изображения. Для каждого сюжета художник искал особые технические приемы, иногда рисовал на доске кистью, употреблял различные подкладки помимо бумаги – батист, бархат, шелк.

В альбоме Маркса Иван Иванович собрал и переиздал офорты, созданные им за двадцать лет. Сам Маркс высоко ценил гений Шишкина и провидчески желал дать его офортам наибольшее распространение и известность. Его почитание художника было настолько велико, что он даже приобрел у автора офортные доски в полную собственность. Офорты, напечатанные с этих досок с авторскими исправлениями, по указаниям самого художника, и составили настоящий альбом.

Офорты Шишкина представляют большой интерес для знатоков и любителей, так как являются одной из вершин в искусстве офорта, дают понятие о его разнообразных приемах, завораживают виртуозной игры линий и модуляциями черно-белых теней.

Доминирующей темой офортов Шишкина, как и сюжетов его картин, является природа. Панорамные пейзажи, дремучие боры, рощи, реки и ручьи, зимние валежники – природа в ее первозданном, нетронутом человеком, и даже животными. Конек и абсолютный талант Шишкина.

В наши дни нетронутый альбом Маркса – невероятная редкость, так как почти все экземпляры варварски и безобразно разрывались и распродавались по кускам, которые продавцам казались лучшими и наиболее коммерчески выгодными.

Русские мастера офорта

Если Вы решите купить старинный офорт для коллекции или интерьера, то мы настоятельно рекомендуем совершать покупку только в проверенных местах. В «Русской Антикварной Галерее» мы не только окажем вам весь спектр консультационных услуг, с удовольствием продемонстрируем наше собрание, но и предоставим полный список документов и исторической экспертизы на любой из представленных в нашем собрании предметов. Помните, покупая в непроверенных местах, вы рискуете столкнуться с мошенниками.