Энди Уорхол

Э́нди Уорхол (англ. Andy Warhol; настоящее имя — Эндрю Вархола; 6 августа 1928 года, Питтсбург, США — 22 февраля 1987 года, Нью-Йорк, США) - американский художник, культовая личность в истории направления поп-арт, основатель и издатель журнала Interview, продюсер, дизайнер, писатель, коллекционер, кинорежиссер. Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года в Питтсбурге (США) в религиозной семье карпато-русинских иммигрантов. Его отец работал на шахте, не знавшая английского языка мать была домохозяйкой. Когда Энди учился в третьем классе, он переболел скарлатиной, последствием которой стала хорея Сиденгама - нарушение нервной системы, вызывающее непроизвольные движения конечностей. В результате, прикованный к постели Энди месяцами не посещал школу, где стал изгоем среди сверстников, а развившаяся в это время мнительность, боязнь врачей и больниц, не покидала художника до конца жизни. Однако сам Уорхол отмечал этот период своей жизни как очень важный, сыгравший решающую роль не только в становлении его личности, но и в формировании художественных вкусов и предпочтений. В периоды обострения болезни Энди много рисовал, собирал фотографии голливудских кинозвезд и делал коллажи из газетных вырезок. В 1942 году умер отец художника. В 1945 году Уорхол окончил среднюю школу Шенли и поступил в Технологический институт Карнеги. В 1949 году, получив степень бакалавра изящных искусств в области графического дизайна, Уорхол переезжает в Нью-Йорк, где получает работу оформителя витрин. В этот период Энди Уорхол рисует праздничные открытки и рекламные плакаты, а уже в конце 1949 года его приглашают в качестве художника-иллюстратора в журналы VOGUE и Harper's Bazaar. В 1950 году, в результате удачного оформления рекламы обуви "И.Миллер", к художнику пришел первый успех. После этого Уорхол стал часто получать выгодные контракты, а его гонорары неуклонно росли, в начале 1950-х он зарабатывал порядка 100 000 долларов в год и смог купить собственный дом на Манхэттене. Первая полномасштабная выставка Энди Уорхола прошла в Нью-Йорке в 1952 году и принесла ему настоящую популярность. В 1956 году художник был принят в "Клуб художественных редакторов", а уже некоторое время спустя начал создавать свои первые картины, построенные на методе трафаретной печати, одним из первых обратившись к этому виду тиражирования. В своих ранних шелкографиях он использовал собственные изображения, нарисованные от руки. Позже, транслировал на холст с помощью проектора уже фотографии, которые обводил вручную. Использование шелкографического метода было выбрано художником неслучайно, основой его философии искусства было не только обращение к обыденным повседневным образам, но и их максимальное тиражирование и репродуцирование. В 1960 году Уорхол создал дизайн для банок Coca-Cola. В период с 1960 по 1962 годы он представил публике серию работ с изображением банок супа "Кэмпбэлл", за которой последовала серия "Зеленые бутылки Coca-Cola". Фотографии и рисунки с изображением банок Coca-Cola сменились таким же повторением портретов кинозвезд и звезд эстрады Мэрлин Монро, Элизабет Тэйлор, Одри Хэпберн, Элвиса Персли, а также образами политиков, например, Мао Цзэдуна, Ричарда Никсона, Джона Кеннеди и Владимира Ильича Ленина. В 1962 году после ухода из жизни Мэрилин Монро Энди Уорхол создал знаменитый «Диптих Мэрилин». При помощи трафаретной печати он нанес на холст 50 одинаковых изображений актрисы с фотографии 1953 года, сделанной на съемках фильма «Ниагара». Левая сторона диптиха представляла собой полотно с 25 красочными изображениями Мэрилин Монро, правая – имитировала размытые негативы. Существовало мнение, что Энди Уорхол ассоциировал контрастные части полотна с жизнью и смертью актрисы. После выставки в галерее "Stabl" работы шестидесятых годов стали невероятно популярными, а самого Уорхола критики окончательно причислили к представителям поп-арта и концептуального искусства. В 1963 году художник купил заброшенное здание на Манхэттене, где организовал нечто вроде собственной мастерской. Место получило название "Фабрика" и вскоре стало служить не только для создания, но и для выставления работ Уорхола. Наняв команду молодых художников, Уорхол поручил им репродуцирование собственных произведений, делая таким образом искусство продуктом массового потребления. "Фабрика" стала организованным производством, выпуская несколько тысяч отпечатков в год. Уорхол сам снимал героев своих произведений, делая серию моментальных снимков на Полароид у себя в мастерской. Затем выбирался лучший снимок, который увеличивался и методом шелкографии переносился на холст. Параллельно с созданием поп-арт объектов, Уорхол снимал кинофильмы. Однако как режиссер успеха он добился только в узких кругах. 3 июня 1968 года феминистка и бывшая модель Уорхола Валери Соланас вошла на «Фабрику» художника и несколько раз выстрелила ему в живот. Художник перенес клиническую смерть и долгую операцию, которая все-таки помогла спасти ему жизнь. После покушения Уорхол не утратил интереса к творчеству и продолжил экспериментировать с искусством. Одной из основных тем в этот последний период его жизни стала тема насильственной смерти. Уорхол скончался в 1987 году во сне от остановки сердца в Медицинском центре Корнуэлл на Манхеттене, где ему сделали несложную операцию по удалению желчного пузыря, и был похоронен в родном Питтсбурге.

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.


Серия из пяти работ Энди Уорхола "Мао"
Серия из пяти работ Энди Уорхола «Мао»
Бельгия, ХХI век
Серия из пяти работ Энди Уорхола "Мао"
Художник: Энди Уорхол
Стиль: Поп-арт
Жанр: Портрет
Размер: 85 Х 75 см (каждая работа)
Работа в архиве