Импрессионизм

Импрессионизм – (от французского impression – впечатление) направление в искусстве последней трети XIX – начала XX века, возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление».

Такое направление в искусстве, как импрессионизм, возникло по Франции в конце ХIХ и начале ХХ века. За этот период оно широко распространилось во многих странах мира. Сторонники абсолютно нового направления, которые считали, что академические и привычные техники, применяемые в живописи и архитектурном строительстве, не в состоянии выразить целостность и самые мелкие детали окружающего мира, начали использовать новейшие методики в разных видах искусства. Они сумели представить мир более живым, реалистичным и изменчивым. Все это благодаря полученным ощущениям и эмоциям авторов, которые сумели передать его внутреннюю сущность, а не просто запечатлеть его натуральный вид.

Термин «импрессионизм» создал популярный критик и журналист, француз по национальности – Луи Леруа. В 1874 году, будучи в Париже, он посетил выставку молодых живописцев под названием «Салон отверженных», и был впечатлен увиденным, назвав авторов картин импрессионистами, по-другому «впечатленцами», при этом высказывание было сказано с иронией и неким пренебрежением в голосе.

Термин «импрессионизм» был изначально применен к картине Клона Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Остальные картины из выставки также были подвержены бурному обсуждению и нелестным высказываниям критиков, однако немного позже такое направление приобрело бешеную популярность, и было признано мировой публикой.

Импрессионизм в живописи

Художники-импрессионисты родом из Франции придумали новый стиль и манеру художественного изображения не просто так, за основу был взят опыт и наработка знаменитых художников эпохи интеллектуального и художественного расцвета – Ренессанса. Известными личностями прошлого века были:

· Рубенс;

· Гойи;

· Эль Греко и пр.

Импрессионисты позаимствовали у них методы выразительной и динамичной передачи деталей, существующих в окружающем мире, отчетливость изменений погоды, применение бледных и ярких, абстрактных и однотонных мазков. Сторонники нового направления в искусстве практически отказались от классической манеры рисования, изменении методику и способы передачи изображений на свое усмотрение, внесли много новшеств, например, таких как:

· Безконтурное изображение мелких деталей и крупных объектов. Заменой им стали миниатюрные мазки, контрастные сочетания оттенков.

· Отказ от использования палитры для соединения разных цветов с целью добиться нужного оттенка. Авторы предпочитали подбирать цвета, которые бы дополняли один одного, но не требовали слияния. Иной раз краска выдавливалась на холст прямо из тюбика, при этом получался однотонный яркий цвет с эффектом «мазка краски».

· Отказ от черного цвета и редкое использование аналогичных мрачных тонов.

· Написание холстов на свежем воздухе, рисование с натуры, с целью сполна передать испытуемые эмоции и впечатления от визуально увиденного.

· Использование красок, имеющих хорошую укрывистость – возможность полноценно и без пробелов покрывать запечатываемый материал.

· Покрытие еще не высохшей поверхности полотна свежими мазками.

· Производство цикла живописных картин, связанных общей тематикой и поставленной задачей. Целью создания также являлось изучение видоизменений светотени.

· Отказ от изображения проблем, затрагивающих религию, общество, историю и прочие значимые моменты. Произведения живописцев наполнены исключительно положительными впечатлениями, здесь отсутствует пессимизм и скука, а присутствует исключительно радость и счастье, прелесть мгновений и душевность.

На практике не все живописцы применяли новшества, которые включало новое направление в искусстве. Например, популярный художник Эдуард Мане занял позицию отдельной творческой личности, он ни разу не участвовал в выставках, организованных другими живописцами-импрессионистами. Еще одна творческая личность Эдгар Дега создавал произведения искусства исключительно в своей мастерской, также не выставляя свои работы на показ. Сейчас картины этих художников – мировые шедевры, хранящиеся у частных коллекционеров, а также в самых посещаемых музеях мира.

Художники-импрессионисты из России

Русские живописцы, вдохновленные творческими идеями, и холстами, написанными в стиле импрессионизма, в конце ХIХ и начале ХХ в. создают собственные шедевры живописи, получившие позднее единое название «русский импрессионизм».

Выдающимися представителями изобразительного искусства прошлого века считаются такие личности:

· В. А. Серов и его знаменитые картины: «Девочка с персиками», «Портрет Иды Рубинштейн»;

· Архип Куинджи («Березовая роща»).

· Абрам Архипов («Посещение больной»).

Более современные русские живописцы, такие как Борисов-Мусатов, Валентин Серов, также использовали стилистику и методы импрессионизма в своем искусстве. Типичные характеристики и правила этого направления приобрели в России культурно-национальную самобытность.

Зарубежные приверженцы импрессионизма

Первое произведение, созданное в импрессионистическом стиле, – это полотно Эдуарде Мане «Завтрак на траве», представленная публике в 1860 г. на выставке молодых авторов. В «Салоне отверженных» демонстрировались картины, не попавшие в Парижский салон искусств по причине нетрадиционного стиля изображения. Создатели таких «шедевров» выслушивали шквалы критики и замечаний в свой адрес.

Самыми популярными зарубежными художниками-импрессионистами, приверженцами нового направления в искусстве были:

· Эдуард Мане и его творения: «Олимпия», «Завтрак на траве» и пр.

· Клод Моне («Пруд с кувшинками», «Ирисы в саду Моне»).

· Альфред Сислей («Канал Луэн», «Берег в Морэ-сюр-Луан»).

· Эдгар Дега («Портрет семьи Беллелли», «Репетиция»).

В 90-х годах ХIХ века четверо художников (Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Анри де Тулуз-Лотрек), объединившись в творческую группу, формируют новейшее направление в искусстве, называемое постимпрессионизм, за основу которого был взят классический импрессионизм. Их творчеству присуща передача подлинной сути объектов, скрывающейся внутри, минутные чувства и впечатления уже отходят на второй план.

Импрессионизм в скульптуре

В архитектуре отсутствует такой стиль как импрессионизм, его не существует в виде конкретного направления, лишь отдельные характеристики, присущие в некоторых скульптурах и памятных храмах архитектурного строительства. Этот стиль добавляет скульптуре пластичности и легкости форм, своеобразную игру цветотени на поверхности фигур, создающие ощущение девственности. Персонажи нередко представлены в момент сюжетного движения.

Скульптуры, созданные в стиле импрессионизма, мастерами из разных стран:

· Француз Огюст Роден и его произведения: «Мыслитель», «Врата ада».

· Итальянец Медардо Россо и его скульптуры, например, «Золотой век», изготовленные на основе глины и гипса, и залитые техническим воском.

· Русский блестящий архитектор П. Трубецкой, создавший бюст Льва Толстого, памятник императору Александру III.

Музыкальный импрессионизм

Французская музыка в 80-90-е годы также была затронута идеей импрессионизма, творческие методы и приемы которого удачно влились в этот вид искусства. Два знаменитых композитора – К. Дебюсси и М. Равень – максимально характерно и выразительно отображают импрессионалистическое течение в музыкальном искусстве. В их пьесах с особой гармоничностью и неповторимостью проявляются ощущения, спровоцированные наблюдением прекрасного вокруг.

Звуки окружающей природы, такие как шум морских волн, щебет птиц по утрам, шелест листьев на деревьях – все это сливается в одно произведение, дополненное личными волнениями и эмоциями поэта-музыканта, полюбившего уникальную красоту окружающей его природы. Оба композитора К. Дебюсси и М. Равень любили восточную, французскую и испанскую музыку, и не переставали наслаждаться ее неповторимой динамичностью и красочностью.

В музыкальном импрессионизме главное – передать настроение, те неуловимые психологические нюансы, позволяющие погрузиться в прекрасное. Новому направлению также свойственна экзотика, воспоминания прошлых лет, такая сфера, как рафинированная фантастика, порожденная античной мифологией или древними легендами. Импрессионизм умалчивает о социальных проблемах и остро волнующих их вопросов, здесь восхваляется только любовь к жизни, восторг и бесконечное счастье.

Дебюсси относится к настоящим первооткрывателям музыкального импрессионизма, черты этого направления возникли и в творчестве М. Равеля, Ф. Шмитта и прочих композиторов Франции. К. Дебюсси стал автором многочисленных этюдов, исполняемых вокально и на фортепьяно, он также писал балеты и пьесы для камерных инструментальных ансамблей.

Импрессионизм в музыке включает в себя многие характеристики позднего романтизма. Наравне с конкретностью, приземленностью и запрограммированностью композиторы-импрессионисты противоположили сдержанность и прозрачность, скупость фактуры и обманчивость образов-впечатлений.

Творчество композиторов-импрессионистов существенно пополнило средства музыкальной выразительности, особенно воздействовало на гармоничную сферу, достигшую еще большей привлекательности и экспрессии. В оркестровке в основном чистые краски, зыбкие ритмы, завораживающие взор капризные блики. Каждый звук и аккорд звучит выразительнее, привлекаются ранее неиспользованные возможности расширения ладового диапазона. Новизну и оригинальность музыке импрессионистов добавляло постоянное применение джазовых песен и танцев, использование элементов стилей предшествующих эпох, музыкальных жанров восточных и испанских народностей.

Где приобрести картины художников-импрессионистов?

Антикварный магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает вниманию частных коллекционеров и ценителей антиквариата многочисленные картины живописцев 19 века и современных художников. Картины зарубежных и русских художников представлены в нашем каталоге изобразительных искусств. С ними можно ознакомиться на официальном сайте либо посетить магазин, чтобы оценить творчество живописцев вживую.

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Венеция» Бельгия, конец XIX - начало XX вв
Картина «Венеция» Бельгия, конец XIX - начало XX вв
Картина «Ярмарка» Россия, 1910-1920-е годы
Картина «Ярмарка» Россия, 1910-1920-е годы
Картина «Сосна» СССР, 1969 год
Картина «Сосна» СССР, 1969 год
Картина «Георгины» Западная Европа, первая половина ХХ века
Картина «Георгины» Западная Европа, первая половина ХХ века
Картина «Пионы» СССР, 1981 год
Картина «Пионы» СССР, 1981 год
Картина «Вечерний пейзаж» Западная Европа, начало ХХ века
Картина «Вечерний пейзаж» Западная Европа, начало ХХ века
Летний вечер на даче СССР, 1960-е годы
Летний вечер на даче СССР, 1960-е годы
Рисунок «Дождь в городе» СССР, середина ХХ века
Рисунок «Дождь в городе» СССР, середина ХХ века
Пейзаж «Ялта» СССР, 1930 год
Пейзаж «Ялта» СССР, 1930 год