Гжельский экспериментальный керамический завод

Гжель считается одним из старейших производств изделий из фарфора. Ранее изготовлением и выпуском изделий занимались несколько десятков фабрик, которые располагались в деревнях Московской области. На сегодняшний день Гжель является олицетворением культуры русского народа, традиционным промыслом, дошедшим и до нашего времени.

Фарфоровые изделия, изготовленные на Гжельском заводе, отличает особенная техника росписи, при которой используется интенсивный красящий оксид кобальт. В этом пигменте сочетаются многочисленные оттенки разной яркости и интенсивности. В основном, все изделия, производимые на заводе, расписываются вручную. Визитная карточка Гжели – насыщенное сочетание белого и синего цвета, причудливость узоров и различные сюжеты, отражающие события из жизни народа.

История развития заводов Гжели

Начало XIX века в России характеризуется тем, что все фарфоровые заводы, находящиеся в частном владении, испытывали серьезные трудности в производстве по причине конкуренции с фарфором, ввозимым из-за границы, стоимость которого была существенно дешевле.

История развития заводов Гжели

Стремительный рост Гжельских заводов начался в 20–30-е года XIX века. Уже к 1820 г. насчитывалось более 15-ти предприятий по производству фарфора. По сути это были небольшие по площади фабрики, владельцами которых были кровные братья. Основная масса заводов располагалась в таких селах, как Речица и Кузяево. Гжельские заводы набирали обороты производства вплоть до 1880-х годов, далее некоторые из них перешли под руководство «Товарищества М, С. Кузнецова», а оставшиеся стабильно существовали и функционировали до начала XX в.

В то время производство гжельского фарфора осуществлялось полукустарным способом, который отличался невысоким качеством, в особенности, в первые годы работы предприятий. Художественный уровень также был достаточно низким, более приближенным к традициям и промыслам народа. Гжельский фарфор следовал одному стилевому направлению, долгое время при производстве придерживались ампирных форм и черт самого легкомысленного стиля в искусстве – рококо.

Гжельские предприятия выпускали такую продукцию, как:

· сервизы;

· посуда;

· кувшины и вазы;

· декоративные фигурки из фарфора.

Гжельские предприятия выпускали

В отдельную большую группу можно отнести именно фигурки лубочного характера, создаваемые на Гжельских заводах. Мастера, работавшие над созданием изделий, создавали собственный мир, воплощая в жизнь сценки из народа, беря за основу мифологические и аллегорические сюжеты.

Посуду и прочую утварь, которую изготавливали в стенах завода, расписывали разными красками: яркими, с золотым оттенком, с использованием кобальта и пр. Художники рисовали на посуде цветы, изящные веточки и цветочные гирлянды.

Лучшие фабрики по производству фарфора на то время были:

· Завод братьев Новых, производство которого было основано на выпуске фарфоровой и фаянсовой продукции.

· Фарфоро-фаянсовое товарищество М. С. Кузнецова, ставшее крупнейшим производством Российской империи в конце 19 века.

· Завод Тереховых и Киселева по производству фарфора и фаянса.

· Фарфоровый завод Антона Сафронова, основанная в 1814 году.

· Фабрика Никиты Храпунова, на которой изготовлялась посуда и прочая утварь.

Большинство изделий, выпускаемых на заводах Гжели, не маркировалось, что отличает их от другой продукции, однако подтвердить, что они изготовлены именно гжельскими умельцами, подтвердить не всегда удается.

Гжельские мастера

Народные умельцы, занимавшиеся производством изделий из фарфора, пребывали в вечном поиске новейших и интересных форм, декора и технологий. До XIV века Гжель работала над производством посуды и кухонной утвари.

Начиная с XVII века, жители деревень Гжели занялись изготовлением однородной поливной посуды и фарфоровых фигурок. Гжельские крестьяне делали кирпич и глиняную утварь, а в конце того же XVII в. освоили изготовление глазурованной посуды, которая не пропускала воду. Гжельские глины были известны не только на родине, но и в Москве. Русский царь Алексей Михайлович Тишайший, правящий в 1663 г., издал указ, который призывал найти глину, предназначенную для изготовления аптекарских сосудов. Гжельская волость выполнила «аптекарский» приказ, и в Петербург для проведения опытов был доставлен материал, в результате смешивания которого был извлечен наглядный образец фарфоровой массы.

В Гжели работало большое количество мастеров, ранее проходивших обучение на заводе им. Гребенщикова в столичном городе Москве. Гжельские кустари, получившие достаточный опыт в гончарном деле, быстро освоили технологию производства майолики, занявшись изготовлением разных изделий: кухонной утвари, посуды, кувшинов и пр. Блюдца и столовые тарелки оформлялись оригинальной сюжетной росписью в разных ярких и контрастных цветах.

В 1770-е годы существовало много кустарных мастерских и заводов по производству глиняных изделий. Один из владельцев завода С. Афанасьев, в 1775 году выполнил большой заказ царя на изготовление посуды (блюд, супниц, тарелок и пр.), это свидетельствовало о востребованности и высокой ценности гжельского промысла.

От майолики к полуфаянсу

Конец XVIII века характеризуется переходом от майолики к полуфаянсу. Этот период продолжается вплоть до 1820-х годов. В связи с переходом происходит и изменение росписи изделий. Ранее насыщенные цвета, свойственные для майолики, сменились однотонной росписью. В Гжели в этот период функционировало около 50 фабрик, занимающихся изготовлением и выпуском продукции из полуфаянса.

Подъем народного промысла и полуфаянса пришелся на 1840-е годы. В качестве орнаментов использовались растения, основными формами были кружки, пепельницы, сосуды для кваса. Изделия из полуфаянса в наши дни представлены в известных музеях России: в Историческом, в Егорьевском историко-художественном и Эрмитаже. Гжельская посуда до сих пор славится, как лучшая и высококачественная утварь отечественного производства, ее импортируют и в зарубежные страны.

Фаянсовая и фарфоровая гжельская посуда

Середина XIX века характеризуется господствованием посуды из фаянса. В тот период более 30-ти фабрик занимались ее изготовлением и выпуском. Появились на слуху известные фамилии мастеров и целые династии работников фабрики, талантливых художников. Выдающиеся фабриканты того периода:

· Кудиновы;

· Марковы;

· Кузнецовы.

Заводы М. С. Кузнецова, которых на тот период работало 5, производили продукции на 2 млн рублей. Отечественная Кузнецовская марка, конкурирующая с мейсенским фарфором, заслужила авторитет благодаря собственной предприимчивости и смекалке.

Последний сохранившийся каталог, в котором представлены в ассортименте фарфорово-фаянсовые изделия, включает около 2000 наименований товаров. Из них только 112 наименований – это чайные сервизы.

Гжель в современности

В начале 1990-х годов объединение «Гжель» осталось единственной фабрикой народных хозяйственных промыслов в Гжельском районе. В тот период не было желающих заниматься изготовлением и выпуском продукции из фарфора, так как производство контролировалось государством. По истечении 50-ти лет товарищество «Гжель» разработало свой стиль и художественный образ, совершенствовалось, занялось рекламированием продукции, и создало новый рынок сбыта.

Особенность и главное отличие гжельского фарфора, представленного в сине-белом цвете, взято из древних пейзажей, которые применялись на фаянсе еще в прошлом столетии и, сведенные к совершенству. Владельцем и крупнейшим производителем подлинного гжельского фарфора является закрытое акционерное общество «Объединение Гжель».

Купить гжельский фарфор

На протяжении многих веков старинный фарфор, благодаря своей изящной росписи и виртуозному мастерству исполнения, покорял сердца антикваров. Изделия из фарфора по сей день остаются прекрасным подарком на любое торжество.

Купить гжельский фарфор

Антикварный магазин «Русская Антикварная Галерея» предлагает вниманию ценителей старинного фарфора изделия, изготовленные на предприятиях Гжели. Продукция, сделанная руками гжельских умельцев, высоко ценится во всем мире. Коллекционеры из разных стран находятся в постоянном поиске редких и высокохудожественных примеров фарфорового искусства.

Наш магазин предлагает богатый выбор лучших российских коллекций фарфора, статуэток, посуды и прочих предметов, обладающих высокой культурной ценностью. Мы гарантируем соответствие приобретаемого вами товара описанию на сайте, предоставляем по запросу дополнительные сведения о конкретном изделии, даваемые экспертом-оценщиком. Чтобы детально ознакомиться с образцами изделий, хранящими дух старины, посетите наш салон. Воспользовавшись каталогом, представленным на официальном сайте магазина «Русская Антикварная Галерея», вы сможете выбрать нужный товар, и уже через пару дней мы доставим его вам на дом.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Статуэтка «Вышивальщица» СССР, Гжель, третья четверть ХХ век
Статуэтка «Вышивальщица»
Статуэтка «Вышивальщица» СССР, Гжель, третья четверть ХХ век