Васнецов В. М

Васнецов Виктор Михайлович (1848 — 1926)

Художник Васнецов Виктор Михайлович учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868) у И. Н. Крамского и в Академии Художеств (1868—1875). В 1893 году стал действительным членом Академии Художеств. С 1878 года Васнецов Виктор Михайлович член Товарищества передвижников. В 1876 году уезжает в поездку во Францию, а 1885 году посещает Италию. Жил в Петербурге и Москве.

В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изданий. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору. Васнецов стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. Его самые известные произведения «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), проникнутая искренней поэтичностью, «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), исполненные веры в богатырские силы народа, «Царь Иван Васильевич Грозный» 1897, все они находятся в Третьяковской галерее. С 1880—1890 – е годы работа Васнецова Виктора Михайловича тесно связана с домашним театром С. И. Мамонтова. Исполненные им декорации и костюмы к пьесе-сказке «» А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам Васнецова «Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами». В 1883—1885 году Васнецов Виктор Михайлович выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве. С 1885—1896 год — много работал во Владимирском соборе в Киеве где исполнил большинство росписей. Исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба — в Третьяковской галерее), иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По рисункам Васнецова сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время Васнецов Виктор Михайлович продолжал работать над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кощей Бессмертный», 1917—1926; обе картины — в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве). Умер Васнецов Виктор Михайлович 23 июля 1926 года.

Виктор Михайлович Васнецов, наверное, первым из великих русских художников входит в нашу младенческую жизнь своими картинами-былинами, картинами-сказками и сопровождает нас в течение нее (жизни), давая нам толчки для размышлений не только работами названного направления, но и открываемыми нами его жанровыми полотнами первого периода творчества, его портретами и, наконец, сравнительно недавно
пришедшей к нам его религиозной живописью.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.

Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, насыщая его внутренний мир, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.

Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования.

В августе 1867 года Васнецов отправился в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Через несколько месяцев после приезда молодой человек знакомится с Крамским, который преподавал в Школе поощрения художников. Крамской, пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с Репиным, с которым был впоследствии очень дружен. Васнецов был членом Товарищества передвижников

С 1868 года художник увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его “Книжный лавочник (Провинциальный букинист. Купец с книгой )” и “Мальчик с бутылью водки” получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Опыт работы художника в графике послужил успеху его последующих картин, написанных маслом: “Нищие певцы”, “Чаепитие в трактире”, в которых отразился его опыт изучения характеров людей и социальных явлений. Последующие жанровые композиции художника характерны для аналитического направления передвижников, склонных к лиризму, к проникновению в думы своих героев.

В Академии художник обучался по программе живописца-станковиста, но он был первым художником, который объединил роспись, оформление спектакля, архитектурное и прикладное творчество в одну художественную идею. В Академии Васнецов пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали (за композицию “Христос и Пилат перед народом”, 1870 г.).

Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года.

В это же время им были написаны эскизы к картине “Кабак”, реально отражающие состояние человека во время безудержного веселья. Художник вновь обратился к фольклору и написал эскиз к картине “Витязь на распутье” (1878), первый вариант которой был показан наVI выставке ТПХВ. Но это еще не было еще окончательным обращением художника к фольклору. Васнецов создает очередной жанровый сюжет: “Преферанс” (1879), отразивший социальное явление с точки зрения этического реализма передвижников. Этой картиной восхищался Крамской. Работы 1877 — 1879 гг. завершают десятилетний период, посвященный жанровой живописи.

Рождение в семье сельского священника как бы предопределило дальнейший жизненный путь юного Виктора Васнецова — обучение в духовной семинарии и, видимо, повторение пути отца. Однако молодой Васнецов, не окончив духовного заведения, отправляется в Петербург, где вначале в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1874) ставит свой случившийся талант живописца. И уже с Автопортрета 1873 года на нас смотрит одухотворенное, устремленное в неизвестность лицо молодого художника.
«На дворе» все больше вступала в свои права весна художников-передвижников, которая естественно вовлекла Виктора Васнецова, откликнувшегося на нее своими жанровыми картинами: «Нищие певцы (Богомольцы)» (1873), «Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1876) и др.
Однако к 1880 году быт исчезает из творчества живописца. В. Васнецов обращается к эпосу, былинам, сказкам, истории страны. Появляется сказочно-реалистичный, с детства знакомый всем любителям живописи мир Виктора Васнецова, в котором хватило места героическим и тревожным, радостным и печальным страницам русской истории, русской жизни.
Наконец, было у В.М. Васнецова свое подвижническое десятилетие (1885—1896), когда он первым из художников принял приглашение участвовать в росписи собора Святого Равноапостольного Князя Владимира в Киеве — собора, который тридцать семь лет строился в Киеве на народные пожертвования. Расписавшего около трех тысяч квадратных метров собора (алтарь, центральная часть, иконы главного иконостаса), Виктора Михайловича Васнецова по праву можно отнести и к религиозным живописцам, пытающимся постигнуть святое и вечное в человеческой жизни.

В 1878 году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву, которая стала для художника источником национальной духовности.

С годами Васнецова все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, которые привели к рождению внутри общеевропейского символизма и модерна особого “русского стиля”. В 1880 — 1890-е годы Васнецов снова обращается к “фантазиям, отвлеченностям и выдумкам”, не одобряемым Чернышевским, но несмотря на это, историко-фольклорное направление его творчества не расходится с концепцией шестидесятников, которые во главе с Чернышевским призывали к преобразованию жизни и ее просвещению.

В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Васнецова привлекает сюжет “Слова о полку Игореве” и находясь под впечатлением этой гениальной поэмы он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880), написанный с огромной патриотической силой. Эскиз был создан художником в год русско-турецкой войны.

Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для модерна.

Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году художник создает картину “Аленушка”, в которой отразил духовную связь человека и природы и обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883), в которой проявился дух народного творчества.

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. Осмысление росписи как особого вида искусства живописи Васнецов начал с фриза “Каменный век” (1882 — 1885), который был с восхищением принят современниками.

В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением. При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистичесой тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”.

По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.

Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения. В портретах 1883, 1884 гг. прослеживается лирико-поэтическая тенденция (портреты Н. А. и Т. А. Мамонтовых).

В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.

Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году.

И до и после “Богатырей” Васнецов находился в поиске пластических решений для синтеза “нового стиля” и языка народного творчества. К 100-летию А. С. Пушкина он оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”.

В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.

В 1910 году художник написал полотно “Баян”, вернувшись к мотиву песнопения, отраженному еще в “Нищих певцах”. Эта же тема прослеживается и в полотнах “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” и “Гамаюн птица вещая”.

В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).

Умер В. М. Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.

Васнецов стал первопроходцем, возглавив в русском искусстве эпоху “искания Руси” (Грабарь), принеся новые начинания, идеи и веяния коренным образом изменившие русское искусство конца XIX — начала XX вв.

ТЕМЫ И СЕРИИ
— Жанровые зарисовки
— Портреты
— «Снегурочка»
— «Каменный век»
— Владимирский собор
— Архитектурные проекты
— «Песнь о вещем Олеге»
— Сказка
— Богатыри
— Поэма семи сказок

МУЗЕИ

ГТГ, Москва
Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево
Владимирский собор, Киев
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Гос. Литературный музей, Москва
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Частное собрание
Гос. Исторический музей, Москва
Нижегородский гос. худ. музей
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Гос. ист.-худ. и природ. музей-заповедник В.Д.Поленова
Дагестанский музей из. ис-в, Махачкала
Киевский гос. музей русского искусства
Музей из-х ис-тв Республики Карелия, Петрозаводск
Нижнетагильский худ. музей из-х ис-тв
Омский обл. музей изобр. искусств
Пермская худ. галерея
Рязанский обл. худ. музей
Саратовский худ. музей
Серпуховский худ.-ист. музей
Тверская обл. картинная галерея
Челябинская обл. картинная галерея
Васнецов Виктор Михайлович

пришедшей к нам его религиозной живописью.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником.

В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.

Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, насыщая его внутренний мир, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника.

Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования.

В августе 1867 года Васнецов отправился в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Через несколько месяцев после приезда молодой человек знакомится с Крамским, который преподавал в Школе поощрения художников. Крамской, пропагандировавший среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном, и в художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с Репиным, с которым был впоследствии очень дружен. Васнецов был членом Товарищества передвижников

С 1868 года художник увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его “Книжный лавочник (Провинциальный букинист. Купец с книгой )” и “Мальчик с бутылью водки” получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Опыт работы художника в графике послужил успеху его последующих картин, написанных маслом: “Нищие певцы”, “Чаепитие в трактире”, в которых отразился его опыт изучения характеров людей и социальных явлений. Последующие жанровые композиции художника характерны для аналитического направления передвижников, склонных к лиризму, к проникновению в думы своих героев.

В Академии художник обучался по программе живописца-станковиста, но он был первым художником, который объединил роспись, оформление спектакля, архитектурное и прикладное творчество в одну художественную идею. В Академии Васнецов пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали (за композицию “Христос и Пилат перед народом”, 1870 г.).

Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года.

В это же время им были написаны эскизы к картине “Кабак”, реально отражающие состояние человека во время безудержного веселья. Художник вновь обратился к фольклору и написал эскиз к картине “Витязь на распутье” (1878), первый вариант которой был показан наVI выставке ТПХВ. Но это еще не было еще окончательным обращением художника к фольклору. Васнецов создает очередной жанровый сюжет: “Преферанс” (1879), отразивший социальное явление с точки зрения этического реализма передвижников. Этой картиной восхищался Крамской. Работы 1877 — 1879 гг. завершают десятилетний период, посвященный жанровой живописи.

Рождение в семье сельского священника как бы предопределило дальнейший жизненный путь юного Виктора Васнецова — обучение в духовной семинарии и, видимо, повторение пути отца. Однако молодой Васнецов, не окончив духовного заведения, отправляется в Петербург, где вначале в Рисовальной школе Общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1874) ставит свой случившийся талант живописца. И уже с Автопортрета 1873 года на нас смотрит одухотворенное, устремленное в неизвестность лицо молодого художника.
«На дворе» все больше вступала в свои права весна художников-передвижников, которая естественно вовлекла Виктора Васнецова, откликнувшегося на нее своими жанровыми картинами: «Нищие певцы (Богомольцы)» (1873), «Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1876) и др.
Однако к 1880 году быт исчезает из творчества живописца. В. Васнецов обращается к эпосу, былинам, сказкам, истории страны. Появляется сказочно-реалистичный, с детства знакомый всем любителям живописи мир Виктора Васнецова, в котором хватило места героическим и тревожным, радостным и печальным страницам русской истории, русской жизни.
Наконец, было у В.М. Васнецова свое подвижническое десятилетие (1885—1896), когда он первым из художников принял приглашение участвовать в росписи собора Святого Равноапостольного Князя Владимира в Киеве — собора, который тридцать семь лет строился в Киеве на народные пожертвования. Расписавшего около трех тысяч квадратных метров собора (алтарь, центральная часть, иконы главного иконостаса), Виктора Михайловича Васнецова по праву можно отнести и к религиозным живописцам, пытающимся постигнуть святое и вечное в человеческой жизни.

В 1878 году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву, которая стала для художника источником национальной духовности.

С годами Васнецова все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, которые привели к рождению внутри общеевропейского символизма и модерна особого “русского стиля”. В 1880 — 1890-е годы Васнецов снова обращается к “фантазиям, отвлеченностям и выдумкам”, не одобряемым Чернышевским, но несмотря на это, историко-фольклорное направление его творчества не расходится с концепцией шестидесятников, которые во главе с Чернышевским призывали к преобразованию жизни и ее просвещению.

В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).

Васнецова привлекает сюжет “Слова о полку Игореве” и находясь под впечатлением этой гениальной поэмы он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880), написанный с огромной патриотической силой. Эскиз был создан художником в год русско-турецкой войны.

Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для модерна.

Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году художник создает картину “Аленушка”, в которой отразил духовную связь человека и природы и обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883), в которой проявился дух народного творчества.

В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.

В первом пятилетии 1880-х годов Васнецов увлекся монументальной живописью. Осенью 1882 года художник получил приглашение от известного археолога Уварова написать картины монументально-декоративного плана для Исторического музея в Москве. Осмысление росписи как особого вида искусства живописи Васнецов начал с фриза “Каменный век” (1882 — 1885), который был с восхищением принят современниками.

В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением. При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистичесой тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”.

По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.

Художник считал, что в исторических портретах необходима стилизация, но к портретам современников он подходил с другой точки зрения. В портретах 1883, 1884 гг. прослеживается лирико-поэтическая тенденция (портреты Н. А. и Т. А. Мамонтовых).

В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.

Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году.

И до и после “Богатырей” Васнецов находился в поиске пластических решений для синтеза “нового стиля” и языка народного творчества. К 100-летию А. С. Пушкина он оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”.

В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е. Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903). Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон. На месте убийства великого князя Сергея Александровича в Кремле Васнецовым был создан памятный крест (1905), уничтоженный при советской власти и воссозданный на территории московского Новоспасского монастыря.

В 1910 году художник написал полотно “Баян”, вернувшись к мотиву песнопения, отраженному еще в “Нищих певцах”. Эта же тема прослеживается и в полотнах “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” и “Гамаюн птица вещая”.

В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918).

Умер В. М. Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.

Васнецов стал первопроходцем, возглавив в русском искусстве эпоху “искания Руси” (Грабарь), принеся новые начинания, идеи и веяния коренным образом изменившие русское искусство конца XIX — начала XX вв.

ТЕМЫ И СЕРИИ
— Жанровые зарисовки
— Портреты
— «Снегурочка»
— «Каменный век»
— Владимирский собор
— Архитектурные проекты
— «Песнь о вещем Олеге»
— Сказка
— Богатыри
— Поэма семи сказок

МУЗЕИ

ГТГ, Москва
Дом-музей В.М.Васнецова, Москва
Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево
Владимирский собор, Киев
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Гос. Литературный музей, Москва
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Частное собрание
Гос. Исторический музей, Москва
Нижегородский гос. худ. музей
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Гос. ист.-худ. и природ. музей-заповедник В.Д.Поленова
Дагестанский музей из. ис-в, Махачкала
Киевский гос. музей русского искусства
Музей из-х ис-тв Республики Карелия, Петрозаводск
Нижнетагильский худ. музей из-х ис-тв
Омский обл. музей изобр. искусств
Пермская худ. галерея
Рязанский обл. худ. музей
Саратовский худ. музей
Серпуховский худ.-ист. музей
Тверская обл. картинная галерея
Челябинская обл. картинная галерея
Васнецов Виктор Михайлович

Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Гравюры. Литографии. Офорты. Коллекционные предметы Русская живопись Масло Бумага Холст Офсетная печать