Пискарев Н.И.

Пискарев Николай Иванович — художник, график, акварелист, иллюстратор. Н.И.Пискарев родился в мещанской семье в городе Бежице бывшего Брянского уезда Орловской губернии. В 1904 году окончил частное училище при Брянском заводе. Родители Н.И.Пискарева много внимания уделяли образованию своих детей, поэтому, обнаружив художественные способности сына, они отправляют его учиться в Москву. Так в возрасте 11 лет Николай оказался в стенах Строгановского художественно-промышленного училища.

Через пять лет он получил звание мастера скульптуры по металлу, и в 1909 году поступил в графическую мастерскую. В этом же году начинает свой самостоятельный путь в качестве иллюстратора и графика в издательствах Сытина, Левинсона и Кушнерева. Важным моментом в творческой биографии художника стало вступление в графическую мастерскую, организованную при училище (1909) талантливым педагогом, мастером-новатором С.С.Голоушевым. Впоследствии, творчески развив идеи своего учителя, Пискарев разработал новую концепцию оформления книги массового тиража, выдвинул идею предварительного макетирования, ставшего в наше время непременным условием выпуска полиграфической продукции. Занимая должность профессора наборно-типографского, а позднее книгопечатного отделения графического факультета Вхутемаса (1921-30), Н.И.Пискарев воспитал не одно поколение художников-полиграфистов, получивших одновременно художественное образование и глубокие технические знания.
В 1911–1914 гг. выполнил серию архитектурных пейзажей Москвы и Петрограда в технике цветной линогравюры, вошедшей тогда в моду. С 1913 года работал над дипломным проектом. В 1915 году исполнил рисунки, навеянные первой мировой войной. Участвует в выставке в Москве.
В 1916 году он закончил Строгановское училище, получив звание художника 1–й степени. В этом же году призывается в царскую армию, но по болезни признается негодным к воинской службе. Начало работы в разных московских издательствах. Участвует в трех московских выставках.
В 1919 г. работает преподавателем офорта во 2–х Государственных свободных художественных мастерских, а с сентября он в Феодосии, где преподает в реальном училище. Интерес к цвету, выявлению первичных структур мира характерен для феодосийского периода жизни художника (начиная с 1916 и 1920-21). Он создает серию рисунков (акварель, гуашь, темпера) окрестностей Феодосии. Участвует снова в выставке в Москве. В Феодосии он будет принимать участие в комиссии по сохранению галереи Айвазовского. В октябре 1921 года возвращается в Москву, где начинает работать в должности профессора наборно–типографского, а затем книгопечатного отделения графического факультета Высших художественно – технических мастерских (ВХУТЕМАС) (с 1926 г. – институт). В 1922 г. иллюстрирует и оформляет драму А.В. Луначарского «Освобожденный Дон Кихот». Работы этого периода свидетельствуют, что Николай Иванович несомненно испытал влияние таких художников как К.Ф.Богаевский и М.А.Волошин.
В 1925 г. по совместительству работает редактором БСЭ; участвует в выставке «Русский книжный знак в гравюре». В 1925–1926 гг. возглавляет Академическую типографию ВХУТЕМАСа.
В 1927 году участвует в 10–ти выставках: в Москве, Ленинграде, Казани, Симферополе, Феодосии; на международной выставке «Искусство книги» в Лейпциге. В двух случаях ему вручен диплом (в Москве и в Монце–Милане).
В 1928–1929 гг. помимо своих работ, выставленных в России, художник участвует в выставках в Кёльне (Германия), в Амстердаме (Нидерланды), в Нью–Йорке и Филадельфии (США). В 1930 году Пискарев уволился из ВХУТЕИНА по состоянию здоровья.
В том же 1930 году художник приступил к одной из важнейших работ зрелого периода — серии иллюстраций по произведениям Л.Н. Толстого («Анна Каренина»), исполненных по предложению Клуба редких изданий в Нью-Йорке (1930-32). Роман издан в двух томах, вложенных в специальную коробку. Каждая из восьми частей снабжена шмуцтитулом, заставкой, акцидентными украшениями. Все элементы оформления были тщательно продуманы, бережно включены в ткань повествования. Ограниченное условиями договора число иллюстраций (19) способствовало тому, что художник остановился на лирической стороне произведения (линия Левина и Кити) и почти полностью отказался от драматических эпизодов. Техника, избранная для иллюстраций (цв. ксилография, до трех досок), чрезвычайно редкая и сложная, как нельзя более соответствовала общей интонации издания. Н.И.Пискарев погружает читателя в атмосферу меланхоличной русской природы, размеренного течения деревенской жизни. Пафос изображаемых пространств, не поддержанный энергией цвета, конструктивным построением листа, призван передать внутренний мир любимых героев Толстого.
Также в 1930-х гг художник участвует в выставках в Берлине, Стокгольме, Осло, Данциге. Работает художником–консультантом ИЗОГИЗА, с 1931 по 1934 год – в Госиздате художественной литературы.
В 1938 г. Пискарев создал наборный типографский шрифт для художественной литературы, а также изобрел станок пантограф–трансформатор для получения различных видов букв определенной гарнитуры.
В 1943–1945 гг. Н.И. Пискарев занимается активной общественной деятельностью в качестве инспектора по охране памятников архитектуры подмосковного Звенигорода. В послевоенное время организует здесь учебно–экспериментальную мастерскую и ведет обучение учеников цветной печати художественных эстампов. Пишет статьи по искусству книги. Оформляет альбомы: «А.В. Суворов», «Русские рисованные шрифты советских художников» (он же редактор его), «М. И. Кутузов» (не был издан). Оформлял также периодический сборник «Книга».
В конце жизни художник обращается к вечным проблемам бытия, в сдержанной, иногда чуть небрежной форме выражая неумолимость времени («Осень. Листопад», 1954, цв. линогравюра), пытается лирически осмыслить единство прошедшего и предстоящего («Лоси на дороге. Подмосковье», 1957, цв. линогравюра).
Николай Иванович Пискарев умер в Москве 12 марта 1959 года и похоронен в Звенигороде, где провел последние годы жизни.

Наш антикварный магазин сегодня проводит большую искусствоведческую работу по поиску, выявлению и сохранению таких произведений, которые, на сегодняшний день, ещё не представлены широкой публике, но, тем, не менее, представляют собой большую редкость. Живопись купить сегодня не составит труда – антикварный магазин в Москве можно увидеть, чуть ли, не на каждой улице, но наш магазин антиквариата имеет все основания считаться одним из лучших в столице. Мы гордимся представленными, только у нас, работами наших дорогих соотечественников.
Этот раздел энциклопедии на нашем сайте содержит сведения о русских и советских художниках, работавших в разное время и в самых разнообразных жанрах. Страничка каждого художника содержит краткую биографию, сведения о достижениях, заслугах и наградах, выделяет основные направления его творчества, и, конечно же, представляет галерею работ. Здесь можно выбрать и купить картину, найдя её по имени автора из алфавитного списка для удобства поиска, а также отсортировать по стоимости, жанру, или размерам.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Гравюры. Литографии. Офорты. Советская графика Гуашь Офорт Карандаш Бумага Тушь Акварель Литография
Рисунок «Ленин В.И.» СССР, 1930-е годы
Рисунок «Ленин В.И.» СССР, 1930-е годы