Советский авангард

После большевистской революции 1917 года многие русские художники верили, что новое коммунистическое государство предоставит им беспрецедентную свободу творчества. Вместо того чтобы удовлетворять прихоти богатой элиты, они теперь будут создавать подлинное искусство для людей. Художники-авангардисты, такие как Василий Кандинский, Казимир Малевич, Любовь Попова, Эль Лисицкий и Владимир Татлин, верили, что модернистские формы будут истинным художественным языком освобожденного, равноправного советского общества. Эти художники-идеалисты были сильно разочарованы, когда в начале 30-х годов коммунистическое правительство установило строгие правила для советского искусства.

Официальный стиль, известный как соцреализм, подчеркивал повествование, дидактические сюжеты и классическую композицию. Министерство культуры СССР провозгласило, что «правда и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идеологической трансформации и воспитания рабочих в духе социализма». Кроме того, художники должны были «создавать произведения с высоким уровнем мастерства и высоким уровнем идеологического и художественного содержания». Развлечение «неактуальных» или субъективных стилей, таких как абстрактное искусство или сюрреализм, было категорически не одобряемо.

Но сила действия равна силе противодействия. Тайно или явно, но художники объявляли саботаж жестким ограничениям. Так рождается советский авангард. Сам термин в искусстве свидетельствует о непримиримой борьбе, ведь что есть авангард – передовой отряд, идущий в атаку. Представители советского авангарда «шли на передовую», отбрасывая все каноны, существовавшие до них, разрушая традиции, используя новые формы и художественные приемы. Они стремились изменить мир и оказать влияние на общество посредством радикальных перемен в живописи.

Особенности развития советского авангарда

Как было сказано выше, после Октябрьской революции авангардисты в большинстве своем поддержали изменения политического курса. Они воспевали новый строй, отображали идеи новаторства, саморазвития, свободы. Однако с приходом к власти Сталина ситуация резко изменилась. Стало очевидным, что авангардизм со всей его тягой к свободе не может существовать в строгих рамках тоталитарного режима. Государству было необходимо искусство контролируемое, инструмент для трансляции правильных идей и ценностей. Авангард стал неугодным стилем. Началом этих гонений признают 1932 год, когда Политбюро утвердило постановление о перестройке культурных организаций. В 30-е годы изымали и уничтожали целые серии работ, выполненных в неугодном стиле. Художники, не следующие указаниям властей, не только не получали доступ к широкой публике, но и рисковали отправиться в лагеря.

Смерть Иосифа Сталина в 1953 году принесла надежду на художественную свободу. С речью Никиты Хрущева в 1956 году и первыми официальными заявлениями о диктатуре предшествующей эпохи, стало неизбежно развитие новых гражданских и культурных свобод. Смелые художники присоединились к литературным и научным деятелям, таким как Александр Солженицын и Андрей Сахаров, шли путем опасного альтернативного выражения, издавали провокационные высказывания и сформулировали новые эстетические теории. Так возник советский нонконформизм. Но, несмотря на оттепель, официально разрешен был только соцреализм. Неизбежным результатом стала серия столкновений с правительством, что можно было наблюдать на так называемой Бульдозерной выставке в 1974 году, когда полиция уничтожила работы художников бульдозерами.

Государственное подавление альтернативных идеалов продолжалось и после Хрущева, во времена Леонида Брежнева и Юрия Андропова. Тем не менее, советское подполье продолжало расширяться, требуя свободы творчества и общественного признания. Во многих отношениях 1970-е годы стали зенитом оригинальности и полемической силы нонконформистского движения.

Наконец, в конце 1980-х годов политика гласности и перестройки Михаила Горбачева ознаменовала новую эру свободного и энергичного культурного самовыражения. Как ни странно, чем больше запретов снималось, тем меньше представителей авангарда оставалось. Диссидентские движения исчезли, а целая эпоха протестного искусства завершилась. Концом признают 1988 год, когда на аукционе в Москве была продана картина Брускина по рекордной цене.

Основные направления советского авангарда

Во время хрущевской оттепели советский авангард фактически вырос в нонконформизм со всем его многообразием художественных форм и приемов. А на старте, в 20-е годы можно было выделить несколько ключевых направлений:

· абстракционизм (в этом стиле ключевое место отводится ассоциациям);

· супрематизм (отображение реальности с помощью простых геометрических фигур);

· футуризм (искусство, стремящееся отобразить развитие научно-технического прогресса);

· конструктивизм (в основе стиля – конструкция);

· дадаизм (самый бунтарский жанр, отрицание любых канонов);

· сюрреализм (в основе – метафоры, интуитивное восприятие реальности, работа с подсознанием);

· экспрессионизм (искусство с преувеличенной эмоциональностью, попытка изобразить чувства и переживания).

Эти и другие направления так или иначе подвергались остракизму. Признанный художник в Советском Союзе – это исключительно тот, кто творит в жанре социалистического реализма. Однако с течением времени многие художники-авангардисты, рожденные в подпольях СССР, сумели обрести и признание, и деньги.

Самые дорогие современные российские художники-авангардисты

Илья Кабаков (род. 1933) начал карьеру в середине 1950-х годов. С самого начала он создавал искусство в СССР неофициально, был диссидентом. Кабаков является одним из основателей «Московского романтического концептуализма». По его словам, суть творчества художника – «безумное желание отражать жизнь советского общества, не упуская мелочей». Для западного коллекционера такое искусство, несомненно, было экзотическим и привлекательным с самого начала. В настоящее время работы Ильи Кабакова находятся в большинстве крупнейших музеев современного искусства (среди них Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Центр Жоржа Помпиду в Париже или Тейт Модерн в Лондоне). Средняя цена за картину Кабакова сегодня составляет около 500 000 евро. Аукционный рекорд художника – картина «Насекомое» 1982 года была продана в 2008 году почти за 6 миллионов долларов.

Эрик Булатов (род. 1933) – русский художник, представитель соц-арта. В число наиболее известных работ Булатова входят картины, отражающие советские реалии. Для произведения Булатова характерно столкновение агитационного текста, вырванного из контекста советской реальности, с неким нарисованным пейзажем, поэтому художник пытается показать нелепость реальности, пропитанную символикой советской пропаганды. Работы Булатова продаются по той же цене, что и Кабакова, – как минимум за 500 000 евро. Аукционные записи Эрика Булатова включают «Советское пространство» и «Не сопротивляйся», проданные за 1,5 миллиона долларов каждый. В настоящее время художник работает и живет во Франции, но он постоянно подчеркивает, что его «видение мира формируется русской культурой».

Оскар Рабин (род. 1928) – русский художник еврейского происхождения, который продолжает линию традиционного экспрессионизма. Работы нонконформиста, написанные до его эмиграции во Францию в 1978 году, наиболее ценятся на аукционах, которые были настолько несовместимы с официальной идеологией коммунистической власти, что он даже был лишен советского гражданства. После переезда во Францию работы художника в основном утратили эту острую направленность на социальные проблемы в пользу еврейской темы. На сегодня средняя цена картин Рабина составляет около 200-300 тысяч евро. Самые дорогие картины – «Город и Луна (город соцреалистов)» была куплена за 337 тысяч долларов, «Бани» оценена в 336 тысяч долларов.

Олег Целков (род. 1934) – художник, также предпочитающий экспрессионистский стиль. Цены на его работы выросли только недавно, и теперь остаются на уровне 150-320 тысяч евро. С 1960 года, начиная с картины «Портрет», в течение следующих 50 лет он развивал тот же мотив в своей картине – деформированные, гротескные изображения человеческого лица и фигуры. Его «портреты» были реакцией на формальные приемы в искусстве, официально принятые в СССР. Особенностями его картин являются «шаблонность», масштабность и яркие насыщенные цвета. Сам художник признает, что на его стиль оказали влияние работы современных примитивных художников и поздний период творчества Малевича. Рекордом аукциона Целкового стала картина «Пять масок», проданная в 2007 году за 440 тысяч долларов.

Эти и другие художники развивались в нише советского авангарда, их работы чаще всего отражают особенности жизни в СССР. Именно такие картины сейчас в цене, и кажется, что чем дальше этот конкретный советский период уходит во времени, тем больше им интересуются коллекционерами.

Лучшие работы в стиле советский авангард

В «Русской Антикварной Галерее» можно приобрести художественные произведения, созданные в стилистике советского авангарда, каждый коллекционер сумеет найти работы по душе. Ознакомиться с ними можно в каталоге, или посетив наш салон в Москве

Антикварный магазин предлагает Вам выбрать картину по параметрам, обратившись к системе фильтров подбора в разделе Купить картину.

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ
Картина «Вера» Россия, 1990-е годы
Картина «Вера» Россия, 1990-е годы
Коллаж «Ленин» Россия, 1990-е годы
Коллаж «Ленин» Россия, 1990-е годы
Гуашь «Невесомость» Россия, 2000-е годы
Гуашь «Невесомость» Россия, 2000-е годы
Коллаж «Вот приедет барин» СССР-Россия, 1990-е годы
Коллаж «Вот приедет барин» СССР-Россия, 1990-е годы
Пейзаж «Подольск» СССР, 1971 год
Пейзаж «Подольск» СССР, 1971 год
Пейзаж «Осень» СССР, 1971 год
Пейзаж «Осень» СССР, 1971 год
Картина «У реки» Россия, 2007 год
Картина «У реки» Россия, 2007 год